«Высокая культура — выбор ракитянцев» — огромная растяжка на районном доме творчества встречает гостей и зрителей второго областного фестиваля «Юсуповские собрания». Но сегодня ракитянцы «высокой культуре» явно предпочли народную: согласно концертной программе, на сцену должны подняться 82 коллектива из Курской, Воронежской, Белгородской и Тульской областей, среди которых большинство исполнителей народных фольклорных ансамблей и ансамблей народной песни. Петь и танцевать будут до самой ночи.
— Основная идея фестиваля — сохранение, популяризация и привлечение внимания подрастающего поколения к нашему культурно-историческому наследию. Толчком для организации послужила победа ракитянцев с проектом фестиваля на Всероссийской ярмарке туризма в Москве, — рассказывает Юлия Чесак, начальник отдела по развитию туризма, народных традиций, промыслов и ремёсел Ракитянского района.
***
До концерта, начало которого запланировано на 18:00, ещё полчаса. Но на площади перед домом культуры уже выстроен хор из солистов творческих коллективов района — всего человек 200. В основном школьники.
— Долго вам ещё так стоять? — спрашиваю у двух мальчиков, стоящих в центре.
— Пока не скажут.
— А вы сами откуда и как сюда попали?
— Мы здесь в школе учимся, в седьмой класс переходим. Нас сюда отправили от школы.
Некоторые дети не выдерживают жары и уходят в тень отдохнуть. Кулеры, предусмотрительно расставленные по площадке фестиваля, спасают от жажды, но не спасают от жары. В 18:10 фестиваль официально начинается с исполнения хоровой песни. Кажется, что выступающих больше, чем зрителей, раза в два.
— По поводу наблюдения могу сказать, что оно однозначно ошибочное. Зрителей было в разы больше, нежели участников, причём мы наблюдали смену по возрастному цензу и интересам: вечером к файер-шоу было очень много молодёжи! — разуверяют уже после «Юсуповских собраний» организаторы.
***
«Ракитянская земля — неотъемлемая часть святого Белогорья, частица великой России, — патетично начинают ведущие. — Она имеет богатую историю, хранит в себе уникальные культурные и духовные традиции. Описывая историю нашего родного края, невозможно обойти стороной один из влиятельных княжеских родов — род Юсуповых, оставивших неизгладимый след в истории России и Ракитянского края».
Перед зрителями предстаёт импровизированная слобода «Ракитное XIX века»: купцы раздают пряники, дети играют на каруселях, а мужик-крестьянин привлекает внимание зрителей громогласным: «Кланяйтесь! Князья идут!». Появляется чета Юсуповых в аутентичных нарядах. Княжеская пара отправляется по улице вдоль экспозиционных площадок, организованных сельскими поселениями Ракитянского района.
Знакомлюсь с «высокими гостями» поближе. Это Андрей и Татьяна, сотрудники местного дворца культуры, занимающиеся молодёжной политикой. Но сегодня они «князья Юсуповы», поэтому должны важно прогуливаться между стендами и рассказывать гостям об истории района.
— Второй сезон работаем князьями. У нас на базе усадьбы показывают театрализованное представление. Там мы проводим экскурсии и рассказываем об усадьбе: кто жил и что делал, — начинает Татьяна. — Сценарий к сегодняшнему дню составляли тоже мы.
— На что ориентировались, когда писали его?
— Хотели показать нашу традиционную культуру — ту, которую хотели передать нам славные князья рода Юсуповых, всё то, что смогли сохранить и донести до наших дней.
— Какие проблемы были при организации фестиваля?
— Мало времени. И если бы у нас было ещё больше людей, мы бы сделали всё ещё масштабней. Мы работаем в команде и нам ничего не страшно.
— Не жарко в таких костюмах?
— Конечно, жарко, но мы не подаём виду, — подключается Андрей. — А вообще у всех артистов, кто постоянно выступает, есть одна особенность: как только они выходят на публику, у них в организме что-то переключается и им становится не жарко и не холодно. Профессиональный навык такой.
— Долго вам ещё так ходить?
— Мы слуги народа — сколько потребуется, столько и будем ходить.
— А будут впускать внутрь самой усадьбы Юсуповых?
— На фестивале нет, но вообще там с десяти утра до вечера постоянно проводятся организованные экскурсии. Приоткрою вам завесу тайны: если у нас всё получится, то уже в следующем году, когда усадьба будет полностью приведена в порядок и реконструирована, мы планируем провести там настоящий бал, как было раньше, во времена царской России.
***
Тем временем, пока одни люди ходят по подворью, покупают сувениры и едят шашлык, другие смотрят концерт. В этом фонтане народного творчества замечаю прогуливающегося мима.
Его зовут Женя, он переходит в десятый класс. На вопрос о том, как он, мим, попал на фестиваль традиционного русского культурно-исторического наследия, Женя рассказывает: «Мы вообще в КВН играли. У нас там номер с мимами был, который оказался очень удачным. Нас попросили поучаствовать. В начале мы играли крестьянских детей, а сейчас, ближе к концу, уже переоделись в актёров немого жанра».
— Как тебе фестиваль?
— Организация хорошая, мне всё нравится.
— Честно?
На вопрос, как и положено миму, школьник отвечает жестом: «застёгивает змейку» на губах.
***
Фестиваль длится до полуночи и завершается файер-шоу и салютом.
Когда начинает темнеть, подсаживаюсь к трём пожилым «дамам», сидящим на лавочке. Пока их внуки катаются на лошадях, стреляют из лука или борются на мечах (всё это есть в программе фестиваля), они умиротворённо смотрят концерт.
— Вкушаем духовную пищу, так сказать.
— Интересно?
— Да как сказать…
— Девочки, говорите, что всё нравится, — включается в разговор одна из «дам», — а то вдруг это засланный казачок из администрации…