«Культурная среда». «Ария», Ричи Блэкмор и Reactable — какую неакадемическую музыку слушают исполнители белгородской филармонии?

Принято считать, что музыканты, исполняющие академическую музыку, не признают другие стили, но, конечно, это далеко не всегда так. В новом материале проекта «Культурная среда», мы спросили у исполнителей Белгородской государственной филармонии об их любимой неакадемической музыке.

Алексей Васютин, артист оркестра русских народных инструментов, музыкант группы «ЗвукиБА» (балалайка-контрабас)

Фото vk.com/zvukiba

— Любимых исполнителей у меня нет — музыку подбираю под настроение. Поэтому я хотел бы выделить любимую мною музыку по другому критерию. Я расскажу об альбоме, исполнителе и музыкальном инструменте, которые мне наиболее интересны.

Альбом: «Miles_Gurtu». 2004 год. Совместный альбом известного итальянского электронщика Роберта Майлза и индийского перкуссиониста Трилока Гурту. Это «штучный товар»: музыка, которая раскрывается не сразу. При каждом следующем прослушивании к человеку приходит что-то новое. Этот альбом стоит послушать хотя бы для того чтобы... открыть в себе очередную чакру!


Исполнитель: Hiromi Uehara. Японская джазовая пианистка, композитор. Не обязательно быть фанатом джаза, чтобы почувствовать мощнейший энергетический посыл, который присутствует в её исполнении. Если вы равнодушны к джазу, послушайте Хироми, и ваше отношение к этому жанру может измениться. Эту музыку можно «употреблять» вместо энергетика.


Музыкальный инструмент: Reactable. Это «музыкальный стол». Очень завораживающая штука, которая подойдёт, и если хочется «подрыгать булками» на танцполе, и поглазеть на футуристический предмет, и поиграть в кубики. Условно говоря, это генератор электронной музыки, позволяющий создавать эту самую музыку в реальном времени, можно даже коллективно.


Этот инструмент стоило бы не только послушать, но и пощупать. Но, насколько я понимаю, он пока не получил широкого распространения. Вероятно, потому что это недешёвое удовольствие. Однако, думаю, музыка будет развиваться именно в этом направлении: в сторону импровизации, использующей сэмплы и различные эффекты.

Илья Мищенков, скрипач Белгородской государственной филармонии, композитор

Фото violin-composer.musicaneo.com

— Поскольку для того, чтобы описать всю музыку, которую я люблю, не хватит и десяти интервью, я решил остановиться на четырёх музыкантах, чьё творчество оказало на меня наибольшее влияние. По одному в каждом жанре.

Джаз — Стефан Граппелли. Джазовая музыка мне нравилась практически с детства, но, слушая её, я испытывал некую грусть, потому что скрипка с джазом в моей голове никак не вязалась. До тех пор, пока один однокурсник не принёс мне диск с видео, которое было незаконно скопировано с какого-то французского кабельного телевидения. Безлимитного интернета в ту пору ещё не было, и каждая редкая запись отрывалась с руками и ногами.

Я пришёл домой, включил видео и... Моему восторгу не было предела. На сцене стоял невысокий дедушка со скрипкой и играл джаз. Его свобода владения инструментом поражала с первых звуков. Он не играл — он жил скрипкой и джазом, а инструмент словно был его неразрывной частью. Именно по его записям я начал учиться джазовой импровизации и, несмотря на то что после него в мире появились десятки джазовых скрипачей, именно Стефан Граппелли для меня является эталоном. Какой-то один альбом выбрать не могу, их можно слушать все и бесконечно.

Рок — Ричи Блэкмор. Легендарный гитарист групп Deep Purple, Rainbow и Blackmore’s Night. С творчеством этого музыканта я познакомился, когда мне было где-то 14 или 15 лет. Приехав из летнего лагеря, я пытался петь под гитару всякую юношескую попсу вроде «Батарейки» и тому подобного. Услышав это, мой отец подошёл и вручил мне диск группы Rainbow со словами «На, послушай нормальную музыку. Но начни с альбома 1981 года». Я включил и не выключал два или три месяца. Я заслушал все альбомы этой группы до дыр и никак не мог перестать. Потом очередь дошла до Deep Purple, из которой Блэкмор ушёл как раз, чтобы создать Rainbow и ситуация повторилась вновь: повтор за повтором, трек за треком.

Помимо блестящей виртуозности в творчестве Блэкмора меня всегда поражает невероятный мелодизм его гитарных партий. Я слышал много «быстрых» гитаристов, но такого звука, драматизма, продуманности, бережности обращения с материалом не находил ни у кого. Я честно пытался слушать Deep Purple после его ухода, но магия пропала. Слышно сразу — это не Блэкмор. Поэтому с тех пор за творчеством группы не слежу. Мой выбор лучших пластинок с Ричи — концертник Made in Japan группы Deep Purple и альбом Difficult to Cure группы Rainbow.


Киномузыка — Джон Уильямс. Тут не нужно много слов: это один из величайших композиторов XX и XXI веков, написавший музыку к таким картинам, как «Звёздные войны», «Индиана Джонс», «Один дома», «Парк Юрского периода», «Список Шиндлера», «Супермен» и, конечно же, «Гарри Поттер». Музыка — это минимум 50 процентов успеха фильма, и мне кажется, что без Уильямса, эти картины даже близко не обрели бы такой популярности.

Некоторые мои коллеги по композиции считают, что написание саундтреков — второсортная работа. Мол, музыка не развивается, не находятся новые краски. Однако мне кажется, что именно Голливуд дал миру величайших симфонистов второй половины XX века, а вот игра на рояле молотком, пилой на скрипке или смычком на пенопласте к музыке отношения не имеют никакого. На мой взгляд Джон Уильямс не только величайший кинокомпозитор, но и один из музыкантов, чьё творчество определяет развитие мировой симфонической музыки, наряду с Бетховеном, Рахманиновым и Шостаковичем. И его 52 номинации на «Оскар» — тому подтверждение. Моя любимая работа Уильямса — музыка к оригинальной трилогии «Звёздных Войн».

Музыка к играм — Пол Энтони Ромеро. На мой взгляд, написать запоминающуюся музыку к компьютерной игре даже сложнее, чем к фильму, потому что некоторые люди могут проводить за компьютером десятки, а то и сотни часов, а фоновая музыка при этом должна создавать атмосферу и не надоедать. С этой задачей прекрасно справился американский пианист и композитор Пол Ромеро, который написал музыку к серии игр Heroes of Might and Magic. В детстве я был огромным фанатом этих игр, особенно третьей части, и во многом благодаря музыке мне хотелось снова и снова запускать эту игру и погружаться в мир чудовищ, драконов и колдунов.

К моему огромному счастью Пол Ромеро потерял партитуры своей музыки к этим играм и, когда в России решили сделать его сольный гастрольный тур, потребовался человек, который по слуху восстановит все его ноты. Я совершенно случайно узнал о конкурсе на эту вакансию, выполнил тестовое задание, и меня утвердили. Было очень ответственно и необычно работать с материалом, который любишь с детства. Особый отпечаток накладывало то, что мою работу принимал лично маэстро Ромеро. Работая день за днём, неделю за неделей, мне удалось постепенно восстановить все его партитуры. Это послужило для меня ещё и хорошим скачком в профессиональном плане, так как на материале «Героев» я узнал много секретов американской композиторской школы.

Концерты по России прошли с огромным успехов, а мне удалось подружиться с человеком, который в детстве был моим кумиром и одним из ориентиров в искусстве композиции и оркестровки. В настоящее время готовится премьера «Двойного Концерта Меча и Магии» для скрипки и виолончели с оркестром, написанного мной на основе музыки Пола Энтони Ромеро с его личного согласия. Премьера пройдёт с оркестром русских народных инструментов Белгородской филармонии под управлением Евгения Алешникова, а моим партнёром на сцене выступит прекрасный виолончелист, артист симфонического оркестра Глеб Мацевитый.

Тимур Халиуллин, органист Белгородской государственной филармонии

Фото: vk.com/id349957244

— Я очень редко слушаю какую-либо музыку, кроме классической. Например, во время обучения в Петербургской консерватории я без преувеличения не знал ни одного музыкального произведения вне академической классики. Когда я уже стал артистом Белгородской филармонии, мне довелось впервые поближе познакомиться с такими течениями как джаз, блюз, рок, этно-фолк. В результате даже родились одноимённые органные программы «Орган и рок», «Джаз на большом органе», этническая карильонная программа «Средневековая сказка: карильон и волынка» и другие. Все нижеперечисленные направления музыки, конечно, никогда не смогут встать для меня рядом с академической музыкой, но без них карта моих музыкальных вкусов была бы неполной.

Queen. С музыкой группы Queen я впервые детально познакомился после просмотра фильма «Богемская рапсодия». Совпало, что наш камерный хор филармонии готовил программу из сочинений Queen. Меня всё это впечатлило и вдохновило на собственные кавер-версии их музыки на органе.


«Ария». Группу «Ария» мне посоветовали, когда я готовил программу «Рок на органе» для Санкт-Петербургской государственной академической капеллы. Собрав программу, я понял, что большая часть её получилась европейской, и нужно разбавить её номером из русского рока. Кинул клич в интернете, и чаще всего предлагали именно «Арию». Так появилась кавер-версия «Беспечного ангела». Знакомство с творчеством этой группы также закрепилось на живом рок-концерте, на который я попал в Крыму на фестивале «Таврида-арт». Состав, конечно, уже не тот, что раньше, но впечатления очень яркие до сих пор!


Corvus Corax. Эту фолк-рок-группу мне посоветовал волынщик Никита Кобзарь. Мы с ним часто играем в ансамбле, а творчество Corvus Corax как раз вращается вокруг редких старинных инструментов. Это этническое направление оказалось очень близким мне духу.

Мила Витива

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

​«Культурная среда». Какие фильмы советуют посмотреть белгородские музыканты

​«Культурная среда». Какие фильмы советуют посмотреть белгородские музыканты

«Культурная среда». Какие книги советуют прочесть белгородские театральные режиссёры

«Культурная среда». Какие книги советуют прочесть белгородские театральные режиссёры

«Кто-то в восторге, а кто-то крестится». Как уличный музыкант удивляет белгородцев игрой на тонге

«Кто-то в восторге, а кто-то крестится». Как уличный музыкант удивляет белгородцев игрой на тонге

​В городах и посёлках Белгородской области пройдёт первый международный фестиваль карильонной музыки

​В городах и посёлках Белгородской области пройдёт первый международный фестиваль карильонной музыки

​В Белгороде дизайнеры из Великобритании установят выставочные сады

​В Белгороде дизайнеры из Великобритании установят выставочные сады

«Мы приехали в Россию и увидели очень дружелюбных людей». О чём рассказали американские музыканты на первом симфоническом опен-эйре

«Мы приехали в Россию и увидели очень дружелюбных людей». О чём рассказали американские музыканты на первом симфоническом опен-эйре

В Белгороде завершился «Ривьера Open Air-2017»

В Белгороде завершился «Ривьера Open Air-2017»

​Белгородцев приглашают послушать «Паганини XXI века»

​Белгородцев приглашают послушать «Паганини XXI века»

Тимур Халиуллин стал лауреатом всероссийской премии «Органист года»

Тимур Халиуллин стал лауреатом всероссийской премии «Органист года»

Белгородский музыкант Noize MC представит новый трек на международном онлайн-фестивале Miller

Белгородский музыкант Noize MC представит новый трек на международном онлайн-фестивале Miller

Сто причин переехать в Белгород. Причина №6 — сыграть на рояле в парке Победы

Сто причин переехать в Белгород. Причина №6 — сыграть на рояле в парке Победы

В Белгороде пройдёт первый органный open-air Центральной России

В Белгороде пройдёт первый органный open-air Центральной России

В Белгороде открылась школа органной музыки Тимура Халиуллина

В Белгороде открылась школа органной музыки Тимура Халиуллина