Какие вопросы рассматривали на слушаниях?
На собрании рассматривали два основных вопроса по заявлению предпринимательницы Тамары Воронкиной, которая планирует построить кафе-пекарню на принадлежащем ей земельном участке возле корпуса № 17 НИУ «БелГУ». Первый вопрос — это предоставление разрешения на условно-разрешённый вид использования земельного участка с кадастровым номером 31:16:0114030:20 площадью 111 квадратных метров для размещения объекта общественного питания.
Второй вопрос — предоставление разрешения на изменение максимального процента застройки границы земельного участка с 50 процентов на 97, изменения минимального количества машиномест для хранения индивидуального автотранспорта на территории земельного участка с пяти машиномест на ноль и изменение минимального озеленения территории земельного участка с 15 процентов на ноль.
— Планируем небольшое семейное кафе на втором этаже с посещением около 20 человек. Я думаю, это будет нешумное заведение. На первом этаже — небольшая семейная пекарня, которой, думаю, жители будут с удовольствием пользоваться, шаговая доступность для них будет. Облагородим территорию. Земля в собственности, гараж в собственности (сейчас на месте будущей пекарни гараж — прим. Ф), поэтому прошу вашего согласия, прошу поддержать моё предложение по реконструкции, — обратилась к участникам слушаний Тамара Воронкина.
Сколько предложений было по проекту?
Как сообщили в городском управлении архитектуры, предложения участников публичных слушаний по проекту принимали с 4 по 22 июня. Как было сказано в оповещении, которое выдали жителям дома № 85а по улице Победы, с проектом можно было ознакомиться до 18 часов 22 июня, но свои предложения можно было оставить только до 18 часов 18 июня. Всего в адрес комиссии поступило три предложения, два из которых — от сотрудников НИУ «БелГУ».
Что ответили в управлении архитектуры и управлении земельных отношений по поводу строительства пекарни?
Белгород развивается по двум документам: генеральный план и правила пользования застройками. Этот земельный участок расположен в территориальной общественно-деловой зоне (Ц2). В правилах пользования застройками есть строительный регламент территориальной зоны (Ц2). Условно разрешённым видом является общественное питание. Это размещение объектов территориального строительства в целях устройства мест общественного питания: рестораны, кафе, столовые, закусочные и бары.
— Собственнику принадлежит земельный участок. Сейчас у него вид разрешённого использования по публичной кадастровой карте: назначение объекта — нежилое здание гаража, а земельный участок — для размещения баров, гостиниц, ресторанов. То есть, он выбрал вид самостоятельно в соответствии с той зоной, в которой он находится. Здесь мы собрались, потому что необходимо провести публичные слушания собственника по присвоению условно разрешённого вида. То есть, как собственник она [предпринимательница] имеет право. Я в протоколе прошу тоже отразить, что распоряжение по изъятию [этого участка] не отменено. Это не обременяет собственника в праве, участок неограниченного оборота, но процедура в судебном порядке осуществляется. Иные доступы к этому гаражу либо через территорию НИУ «БелГУ», а также через территорию, которая в собственности юрлица «Белэкспоцентра», — отсутствуют, — рассказал начальник управления земельных отношений Белгорода Андрей Лисицкий.
Чего хотят местные жители?
Жители дома № 85а по улице Победы, которые пришли на слушания, единогласно выступили против строительства кафе-пекарни возле их дома. Они аргументируют это тем, что это заберёт у них парковочные места. А ещё у жильцов и так сейчас возле дома очень маленькая территория.
— Мы обеспокоены вашим предложением. Я выражаю протест большинства жильцов в отношении строительства кафе-пекарни, потому что вы забираете парковочные места. У нас очень маленькая детская площадка, мы стараемся облагородить территорию двора, а ваше кафе просто внесёт такой дисбаланс во всё представление нашего жилья. Это шум, потому что кафе будут посещать. Насекомые могут быть в кафе, — это дополнительный мусор. Парковочные места будут уменьшены, будут заезды, вы будете привозить продукцию, будут приходить посетители. Нам это не нужно и невыгодно. Как бабушка, я против семейного кафе. Тем более, что напротив нашего дома уже есть замечательная пекарня, — пояснила одна из жительниц.
Тамара Воронкина в качестве компромиссного варианта предложила парковку сделать доступной только для инвалидов и велосипедистов.
Жители дома хотели бы, чтобы участок принадлежал им, чтобы там было сделано озеленение, но они понимают, что это частная территория. Но даже неухоженный гараж, который находится сейчас здесь, устраивает их больше, чем будущая пекарня. Тамара Воронкина сказала, что не собирается продавать участок.
— [Леонид] Дятченко (бывший ректор НИУ «БелГУ» — прим. Ф) пытался выкупить этот участок, но у него не получилось, потому что была большая цена, правильно? [Олег] Полухин пытался выкупить эту землю, но вы подняли цену и не было возможности выкупить её, — рассказал один из жителей.
Далее начались споры касательно самого гаража, ворот к нему и заезда.
Какова позиция сотрудников НИУ «БелГУ»?
Представитель НИУ «БелГУ», директор департамента управления имуществом Ирина Ракова тоже высказалась против реконструкции имеющегося объекта в пекарню. По её словам, к земельному участку прилегают ещё два участка, принадлежащих университету на праве постоянного бессрочного пользования и находящиеся в государственной собственности. По генеральному плану развития Белгорода до 2025 года на этом участке должны разместить линейный объект местного значения — ливневую канализацию.
— Как следует из материалов по обоснованию генплана, в условиях Белгорода это необходимо. Никто на данный момент не вносил никаких изменений. Также согласно проекту планировки и межевания территории, а также распоряжению управления архитектуры и градостроительства Белгородской области от 17 декабря 2020 года была утверждена документация по планировке территории в составе проекта межевания территории, которая также предусматривает размещение линейного объекта местного значения по земельному участку вашему и по земельному участку нашему.
Мы считаем, что проект, который мы рассматриваем, преждевременный. Он не отвечает генеральному плану. Также распоряжением администрации Белгорода № 124 от 12 февраля 2020 года данный участок и размещённое на нём нежилое здание изъяты для муниципальных нужд для строительства данного объекта местного значения ливневой канализации. Я считаю, что предоставление разрешения на условно разрешённый вид для коммерческого использования и реконструкции имеющегося гаража под кафе-пекарню повлечёт за собой увеличение рыночной стоимости данных объектов и размер возмещения правообладателю изымаемой недвижимости и, как следствие, дополнительное расходование бюджетных средств.
Также сотрудница университета высказала замечания по самому проекту, связанные с проездом к будущему кафе.
— Мы рассмотрели проект. Подъездные пути к данному земельному участку, получается, будут проходить через наш участок. Правильно понимаем? Согласно требованиям по антитеррористической защищённости, наши объекты должны быть огорожены, по ним нельзя организовывать передвижение, не связанные с осуществлением основной деятельности университета. Через наши земли не могут проходить коммуникации, которые не обслуживают объекты университета. Также рядом с вашим земельным участком находится наш земельный участок, который соответствует целевому использованию для образовательной деятельности. В случае если ваш участок будет на 100 процентов застроен, то мы не сможем использовать тогда по целевому назначению свой участок.
Тамара Воронкина ответила, что по этим путям будут ходить пешеходы, а подъезд машин организуют с другой стороны. По поводу площади будущего объекта она пояснила, что реконструкцию проведут в существующем здании, устроят облегчённый второй этаж, поэтому объект ни на сантиметр не будет больше. На что ей ответили, что рельеф не позволяет сделать такой выезд, потому что там есть насыпь и деревья.
— Когда нас обрезали со всех сторон, к нам кто-то пришёл? Кто-то с нами согласовывал это всё? Творился беспредел такой, и продолжается. Пришли все как коршуны. Юридически подкованные, надо же человека выселить. Здесь проявляется корыстный интерес к моему клочку земли, — считает Воронкина.
Ирина Ракова уточнила, что пекарня представляет собой санитарно-защитную зону — 50 метров, в пределах которой, согласно нормам СанПин, не могут находиться жилые дома, детские площадки, образовательные учреждения. К тому же, рассматривают вопрос реконструкции уже существующей застройки внутри существующих объектов.
— К вашему участку, на котором вы хотите разместить кафе, должны быть организованы подъездные пути, выгрузка муки, молока. Соответственно [будут приезжать] работники на своём транспорте. Данное мероприятие приведёт к тому, чтобы будет судебное заседание, и мы тоже будем возражать. Пусть остаётся гаражом. Когда вы его реконструируете, вы затрагиваете интересы нас как смежного собственника, — добавила представитель МТУ «Росимущество» по доверенности Марина Пучкова.
Что в итоге?
До 2 июля сотрудники городского управления архитектуры и градостроительство опубликуют результаты публичных слушаний, которые затем направят в управление градостроительства Белгородской области для принятия окончательного решения. Также мы ждём ответа от мэрии Белгорода на наш редакционный запрос.