Около 22:00 часов в четверг, 20 апреля, жители Белгорода услышали гул самолета. После этого в местных телеграм-каналах посыпались сообщения с восклицательными знаками: «В Белгороде громко». Некоторые писали про вибрацию в зданиях, как во время землетрясения, а ещё какая-то часть белгородцев удивлялась — они не слышали ничего.
Следом в соцсетях появилась фотография 20-метровой воронки. Огромная яма от взрыва со вскопанной землёй появилась посередине дороги — на пересечении проспекта Ватутина и улицы Губкина.
Первыми подробностями о происшествии стала информация о машине, которую забросило на крышу «Пятёрочки», а также посты, что на улице Шаландина пострадал дом. Белгородцы выкладывали фото из соседних домов, из которых была видна воронка.
К месту происшествия начали стекаться люди. Чтобы добраться быстрее, я заказала такси на улицу Губкина. Таксист предупредил меня сразу: «Близко подъезжать не буду. Там взорвалось что-то». Близко подъезжать ему и не пришлось: дорога к проспекту уже была перекрыта полицейской машиной с включёнными мигалками — дорога была открыта только для спецслужб, которые колоннами направлялись к месту взрыва.
Но перекрытые дороги не останавливали людей, которые хотели посмотреть на воронку — они толпами начали сходиться к пострадавшим улицам. Почти каждый держал в руке телефон, чтобы заснять случившееся или позвонить кому-то из близких. Из разных концов улицы доносились реплики людей, которые рассказывали о том, что видели, и своих эмоциях от случившегося.
— Да, я здесь неподалёку, воронка огромная..
— Я как услышала, сразу выбежала из квартиры сюда.
— Мы здесь, у нас всё нормально.
— Машина на крыше. Это же какая взрывная волна была!
— Говорят, что это был беспилотник, — вкрадчиво говорит стоящая неподалеку от меня пожилая женщина более молодой девушке, видимо своей родственнице.
— Да какой беспилотник?! Слушай их больше. Они разве расскажут тебе правду? — раздражённо отвечала девушка, которая в итоге окажется права в своём критическом мнении о первой версии случившегося.
Полицейские энтузиазма людей не разделяют — запрещающую ленту натянули как можно дальше от места взрыва. Сотрудники правоохранительных органов то и дело в достаточно жёсткой форме стали предупреждать людей, чтобы они не подходили к месту происшествия. Некоторые даже пытались выгнать людей на только за ограждения, но и вообще убрать их с улицы.
— Это мой город! Я никуда отсюда не уйду, — заявляет решивший отстоять свои права очевидец.
— В вашем городе теперь небезопасно. Уходите отсюда, — отрезает полицейский, пытаясь взять сопротивляющегося мужчину за локоть и отвести в сторону.
— Документы покажите ваши! — повышает голос вышедший из себя полицейский.
— Я ничего показывать не буду, — отвечает мужчина в синей куртке с меховым капюшоном.
— Тогда пройдёмте со мной, — говорит полицейский, уводя мужчину в сторону служебной машины.
Видимо, слишком смелого очевидца решили просто припугнуть таким образом, потому что через несколько секунд он вернулся обратно под слова полицейского о том, что его «предупредили». Но на всякий случай он действительно отошёл подальше от ограждения.
Чтобы подойти поближе к месту взрыва, я решаю пройти через дворы. Это позволило бы мне подойти к ограждениям с противоположной стороны. По пути мне встретились жители соседних домов. Они рассказали о звуках, которые доносились перед тем, как появилась воронка.
— Наш дом затрясся, как при землетрясении. Мы сразу вышли посмотреть, что случилось, а там вот, — говорит пожилой мужчина, держа под руку жену. — Хотя взрыва мы не слышали, только гул самолёта.
С другой стороны ограждения видно ненамного больше — те же пожарные машины, скорая помощь и полицейские, — только немного виднеется кусок вскопанной земли после взрыва и яркие осветительные установки. Их используют спасатели, чтобы разбирать завалы. Здесь люди тоже переговариваются о случившемся, по-разному комментируя произошедшее.
— Хороша спецоперация! — отпускает язвительный комментарий один из прохожих, ненадолго остановившийся посмотреть на место происшествия.
Другого мужчину смутило большое количество техники спецслужб возле места происшествия.
— Тут и одной машины пожарной хватило бы. Они зачем сюда приехали? Чтобы был второй прилёт? Пожарные поставили, и всё. Уже прилетело, всё, пожара нет, тут делать нечего, — говорит пожилой мужчина, обращаясь к другим прохожим.
Я решаю перейти дорогу и попробовать зайти к месту взрыва со стороны пострадавшей «Пятёрочки». По сути, находясь ближе всего к воронке, я не вижу ничего из-за здания супермаркета, территория возле которого огорожена заградительной лентой. Это не останавливает подвыпившего мужчину, который подлазит под лентой, направляясь к магазину.
— Что, ребята, здесь ***** [всё очень плохо]? Вот это [Роскомнадзор], — громко восклицает мужчина, подходя к полицейскому.
Полицейский не с первой попытки выпроваживает мужчину за ограждение, который доверительно ему сообщает, что просто хочет купить пива в «Пятёрочке». Белгородца не смутило ни количество техники, ни ограждение, полицейские, стоящие по периметру, и даже разрушения возле самой «Пятёрочки».
С другой стороны от здания супермаркета видно, как работают спасатели, освещая фонариками территорию, которую обходят. С этого ракурса видны бугры вскопанной взрывом земли и одна из пострадавших машин — с разбитым капотом. Здесь один из полицейский рассказывает, что на крыше предположительно оказалась машина такси.
— Она тут припаркованная стояла. Её мужчина припарковал и ушёл, а потом такси взрывной волной на крышу закинуло, — рассказывает полицейский.
В это время к ограждению подбегает молодой парень, который представляется сотрудником управляющей компании.
— Вы же владельца машины искали? Я из управляющей компании, мы нашли на кого лицензия оформлена, с кем можно поговорить об этом? — спрашивает сотрудник УК.
Двое полицейский встречают его молчанием, делая вид, что ничего не услышали.
— Это никому не надо, видимо. Ну, ладно, — говорит поникший молодой человек.
***
На улице становится холоднее. Не имея возможности попасть ближе к месту происшествия, я уезжаю домой. Уже в дороге вижу сообщения о том, что причиной трагедии стал «нештатный сход авиационного боеприпаса».
— 20 апреля при выполнении полёта Су-34 ВКС над городом Белгород произошёл нештатный сход авиационного боеприпаса. В результате есть повреждения жилых строений, жертв нет. Проводится расследование, — говорилось в сообщении Минобороны РФ.
Уже утром в интернете появилось видео взрыва, которое растащили белгородские и федеральные СМИ и медиа.
Власти организовали временный объезд территории, где произошёл взрыв, но уже с 15 часов 21 апреля открыли движение по проспекту Ватутина из центра города по направлению к посёлку Дубовое по двум полосам, а также по направлению из Дубового в центр — по одной полосе. Параллельно силовики и спасатели оцепили территорию возле дома на улице Шаландина, который пострадал во время взрыва.
— Мы должны провести дополнительное обследование территории, чтобы гарантировать жителям дома безопасность. Сейчас они находятся в безопасном месте, всем, кто в этом нуждался — предоставили гостиницу. Территория оцеплена, — написал мэр Валентин Демидов.