Всю неделю слежу за мерами, которые предпринимают для поддержки Белгородской области, и понимаю, что всё это про «сопутствующее», а не основное. Все эти льготные кредиты, послабления, списания долгов, — нужное, но уже как будто бы то, что надо было сделать ещё даже позавчера, а не вчера. Сейчас же эти меры, как мне кажется, не способны кардинально повлиять на ситуацию, потому что самая главная проблема — отъезд людей из региона. Мало кто хочет подвергать свою жизнь и жизнь близких смертельной опасности, ждать, пока твой дом/квартиру/бизнес разнесёт так, что восстанавливать уже будет нечего, как бы ни старались оперативно приступать к восстановлению рабочие и чиновники.
Да, предлагаемое сейчас поддержит тех, кто остаётся, но не вернёт уехавших из региона людей назад. У меня нет точных цифр по числу покинувших область, но думаю, что цифра в 20 процентов только по Белгороду может быть даже не близка к верной. И хорошо, если из трёх уехавших сейчас через какое-то время в область вернётся хотя бы один. Но ведь может быть так, что вообще никто не приедет обратно: люди получат жильё, устроятся на работу, их дети пойдут в детсады и школы, и как бы ни была прекрасна наша область (без иронии — у нас был один из лучших регионов России, а Белгород — жемчужина небольших российских городов), они начнут жизнь с чистого листа там, а не вернутся сюда в неопределённость.
Люди уезжают, потому что бесконечно жить в тревоге и опасности не могут. Кто-то, как, например, я и моя семья, — остаётся в пределах региона, кто-то — едет в Нижний Новгород, Краснодар, Москву, Подмосковье, Орёл и другие места.
Белгородских школьников чиновники отправляют в разные регионы, чтобы «они посмотрели Россию». Спасибо (без иронии), но в какую красивую обёртку не оборачивай то, что происходит сейчас, внутреннее содержание лучше не станет: если уезжают дети, то следом за ними потянутся и семьи. Я сомневаюсь, что родители спокойно смогут находиться в Белгороде, когда их ребёнок будет от них в сотнях километров жить месяц, два, три.