Депутат Государственно Думы Сергей Гаврилов вместе с белгородскими коммунистами в четверг, 4 февраля, посетил часовню-киот в честь Казанской Божией Матери, которая располагается на улице Речной, 47а в Белгороде, чтобы почтить память погибших в годы войны горожан. Здесь 5 февраля 1943 года на территории Камышитового завода были убиты более 1,7 тысячи белгородцев. В память об этом ужасном событии и была установлена часовня-киот.
— Каждый год в преддверии 5 февраля мы вспоминаем очень важную и трагичную часть нашей жизни, которая коснулась истории и современного поколения. Это великая драма, случившаяся на Белгородчине. 5 февраля 1943 года, за четыре дня до первого освобождения Белгорода, фашисты уничтожили 1,7 тысячи наших сограждан. Среди них были дети, пленные красноармейцы, мирные жители. Их раздевали, расстреливали, сжигали в сараях Камышитового завода, — рассказывает депутат Государственной Думы Сергей Гаврилов. — Сейчас на этом месте памятник, икона. Мы в этот день вспоминаем, что они навсегда остались молодыми. Они много не успели: не успели построить дома, родить детей, помочь восстановлению нашей страны. Они бы очень были нужны нам сегодня. Эти невинные герои, пострадавшие от страшных испытаний Великой Отечественной войны, должны напоминать нам об ужасах войны, напоминать нам о наших близких, о нашей стране. Их опыт должен помогать нам обеспечивать стабильность и безопасность нашей страны и не допускать повторения войны.
Справка «Фонаря»
Часовню-киот Казанской Божией Матери установили в 1997 году на улице Речной в Белгороде в память мирного населения, сожжённого на камышитовом заводе, но находится она не на месте трагедии. Об этом ранее сообщали, в частности, «Аргументы и факты».
— Кровавое место — камышитовый завод — был не в Старом Городе, а в бывшем селе Михайловке, возле столовой бывшего завода пластмасс, как раз на той аллее, которая сейчас ведёт к центральному зданию пивзавода от остановки «Очаково», что на улице Корочанской. На Речной тоже был расстрел местных жителей, не оставивших дома в прифронтовой полосе по указанию немцев, там тоже был небольшой цех по производству камышовых матов, но это совершенно не тот камышитовый завод, — рассказывает краевед, экс-руководитель Белгородского УФАС Сергей Петров. — На фото Белгорода с немецкой аэросъёмки от 3 октября 1941 года хорошо виден этот камышитовый завод-ангар. На подобном фото от 23 мая 1942 года завода уже нет — сожжён. Расположение места трагедии известно абсолютно точно, до метра.
На сегодняшний день на аллее перед заводом установили памятный крест. К слову, вопрос о том, где и что произошло в феврале 1942 года до сих пор открытый. Как и вопрос о количестве жертв. Возможно, что обращение к этой теме позволит установить истину.