Корреспондент Валерия Кайдалова, фотограф Антон Вергун и видеограф Дмитрий Рябченко посетили шахту Яковлевского горно-обогатительного комбината. Для всех них это был первый опыт посещения подобного предприятия — каждый из сотрудников редакции имел смутное представление о том, что их ждёт.
— Наверное, это была моя самая сложная съёмка. Нас полностью переодели: резиновые сапоги, подштанники, «фуфайка», штаны, куртка-спецовка, каска, очки, маска, перчатки, беруши, на каску — фонарь, который крепится на ремень. Через плечо перекинут аварийный дыхательный кислородный комплект, весом больше двух килограммов. Ко всему этому снаряжению добавляется мой рюкзак с аппаратурой и фотоаппарат, — рассказывает фотограф «Фонаря» Антон Вергун. — Земля под ногами похожа на стройку, но тёмную, залитую лужами красной воды. Рядом идут железнодорожные рельсы, периодически проезжают вагонетки и машины. Шумно и темно, сигналы подаются фонариком, нужно быть очень внимательным к источникам света. Ко всему прочему, на голову капает вода, из-за перепадов температур запотевают защитные очки, запотевает оборудование. Мы преодолели более четырёх километров пешком в резиновых сапогах по воде и грязи.
Дмитрию Рябченко шахта напомнила даже фантастические миры из произведений Толкина и Глуховского.
— Когда спускаешься в клети в шахту, не знаешь, чего ждать. Воображение рисует узкие туннели со слабым освещением, где на стенах висят керосиновые лампы. Вторая картинка, которая всплывает в голове, больше похожа на выдуманный мир Джона Толкина (английский писатель, автор «Хоббита», трилогии «Властелин колец» — прим. Ф.), где гномы в горных пещерах кирками добывают руду, а в соседней пещере сразу же куют из неё мечи и молоты, — рассказывает Дмитрий Рябченко. — Конечно, мысля рационально, ты понимаешь, что такого быть не может, поэтому оказавшись на глубине, некоторое время адаптируешься к новому миру, где много железнодорожных путей, капает вода, гудят дизельные двигатели. Реальные ощущения можно сравнить с романом Дмитрия Глуховского «Метро 2033» (российский писатель, журналист, сценарист — прим. Ф.) — ты где-то глубоко под землёй, бродишь по туннелям, больше похожим на ветку метро, чем на рудниковую шахту, а в некоторых местах налобный фонарь — единственный источник света. Прогулка по шахте — это одно из самый ярких и запоминающихся на всю жизнь впечатлений.