«Белгород — город „кумовства“ и „связей“». Социолог Сергей Лебедев — о популярных белгородских стереотипах

Редакция «Фонаря» попросила руководителя исследовательского проекта «Социологическое краеведение» Сергея Лебедева прокомментировать итоги опроса читателей о стереотипах.

В феврале мы публиковали материал о стереотипах, которые бытуют о Белгороде и белгородцах, и предлагали читателям оценить каждый из тезисов. В итоге больше всего читателей — 4,5 тысячи человек — согласились с тем, что в Белгороде развито «кумовство» и «связи» на всех уровнях бизнеса и власти. На втором месте оказался тезис о том, что в Белгороде дорого жить — его поддержали 4,1 тысяча пользователей. Тройку популярных стереотипов с результатом 3,6 тысячи голосов замкнуло выражение «Белгород — большая деревня, где все друг друга знают» .

Отличительной чертой белгородцев «шоканье» и «гэканье» назвали 1,2 тысячи проголосовавших, 800 человек отметили, что у настоящих белгородцев есть родственники на Украине , а третьим по популярности тезисом о белгородцах, стало выражение «Если бы понты светились, в Белгороде были бы белые ночи» .

Мы попросили оценить итоги опроса социолога, руководителя лаборатории «Социология религии и культуры» Международного центра социологических исследований НИУ «БелГУ», руководителя исследовательского проекта «Социологическое краеведение» Сергея Лебедева.

Сергей Лебедев, фото из личного архива (фото Александра Жихова)

Эксперт «Фонаря»

— Социальные и культурные стереотипы — очень значимая составляющая нашего сознания и поведения. По универсальному закону наименьшего действия людям естественно экономить мышление, пользуясь в своих оценках и суждениях удобными и привычными шаблонами. Эту функцию и выполняют стереотипы, существенно облегчая нам повседневную жизнь. Но порой они же и создают заметные проблемы, когда мы сталкиваемся с ситуациями сложными, нестандартными.

Стереотипные представления о самих себе — существенная часть того, что называется нашей идентичностью. Её можно определить как устойчивое соотнесение человеком себя с некоторой группой и важными для неё смыслами. Идентичностей у современного человека много, их счёт идёт на десятки. И одна из них, значимая во все времена — идентичность локальная, чувство и осознание связи человека с тем местом, где он родился, живёт, которое считает своим. Вспомним ставшие уже классикой песни: «Любимый город в синей дымке тает...», «Родная, как хлеб, деревенька моя...», «В моей судьбе ты стала главной, родная улица моя...», «А я люблю свои места родные...» и множество других. Всё это о наших локальных идентичностях, о малой родине, с которой человек обычно связан особенно тесно, сокровенно и душевно. Однако такая связь носит не только сентиментальный характер, она проявляется и во вполне объективных свойствах людей, формируемых той средой, где они росли и проходили ранние, самые важные ступени «школы жизни». Эти качества обычно фиксируются как самими представителями группы, так и их внешними контрагентами, и закрепляются в таких стереотипах, как «вечно спешащие москвичи» и «стильные питерцы». Естественно, не являются исключением и белгородцы.

В этой связи материал «Фонаря», посвящённый выявлению таких актуальных, «горячих» представлений жителей Белгорода о себе самих, весьма значим для городского сообщества. Даже если репрезентативность такого обследования не может претендовать на точность, оно даёт нам важную информацию об актуальности для людей вопросов их локальной идентичности, о её содержании и, что наиболее ценно — о её «болевых точках», обычно тесно связанных с глубинными, жизненными проблемами местного сообщества. Здесь важно отметить два момента. Первый: согласно Эрику Эриксону, психологу, который вёл в современную науку понятие «идентичность», любая идентичность обязательно включает как позитивные, так и негативные образы себя. И второй: наши стереотипы нельзя путать с «реальностью как она есть», за ними стоят более сложные факты, которые нужно уметь «читать».

Что мы можем видеть из представленных здесь результатов опроса? Во-первых, то, что вопросы белгородской идентичности, локального самосознания весьма актуальны для людей — во всяком случае, для наиболее активной части горожан, определяющей «дух города». Об этом непосредственно говорит интерес к опросу со стороны читательской аудитории, выраженный как количеством просмотров и участников, так и активным обсуждением темы на целом ряде интернет-площадок. Здесь надо отметить, что вопросы нашей локальной идентичности, особенно же тема «белгородского характера», «цепляют» людей практически всегда. За последние годы она неоднократно поднималась в различных соцсетях, и все те её обсуждения, которые попадались мне на глаза, отличались довольно горячим столкновением мнений. То есть, наша идентичность как жителей Белгорода и как городского сообщества сегодня находится в острой, динамичной фазе своего развития. Опрос «Фонаря» ещё раз подтвердил этот факт.

Во-вторых, из соотношения числа ответов на вопросы можно в общих чертах видеть содержательный абрис нашей идентичности. Все затронутые темы могут быть поделены на три категории: характеристики сообщества, характеристики ландшафта и антропологические характеристики «типичного белгородца». Первые доминируют по степени актуальности (количество и соотношение ответов), третьи — в численном отношении (количество самих вопросов). При этом характерно, что среди антропологических самохарактеристик белгородцев преобладают критические оценки. Кстати, и редакция «Фонаря», на мой взгляд, отнюдь не случайно вынесла в заглавие опроса именно такие проблемные стереотипы. Как человеческий тип, мы оцениваем самих себя довольно жёстко — в части склонности к хвастовству («понты»), грубости, лени, обидчивости и негостеприимства. Это также в целом подтверждается и нашими исследованиями. Что из этого следует? С одной стороны, такие стереотипы могут говорить о довольно высокой рефлексивности типичного белгородца, его способности видеть свои недостатки; с другой стороны — о нехватке позитивной самоидентификации (свойственной, например, жителям Нижнего Новгорода и Ярославля).

В-третьих, и это самое важное — то, куда сегодня смещён эпицентр развития идентичности белгородцев. Так, если судить по первой десятке представленных популярных стереотипов, сегодня её «точками сборки» выступают именно характеристики городского сообщества, а в этой связи — акценты социального неравенства. Это закономерно, учитывая, что вопросы неравенства в последнее десятилетие, наряду с вопросами экологии, признаются ключевой проблемой современного человечества... Здесь по количеству и соотношению ответов чётко фиксируется пять позиций.

Это, прежде всего, неравенство социальных капиталов («кумовство» и «связи»), неравенство экономическое («дорого жить»). В меньшей степени — неравенство в сфере занятости («безработица»); неравенство возрастное («город для пенсионеров») и, наконец, то, что можно назвать неравенством «культурных программ» — здесь отмечены и архитектура, и ландшафтный дизайн, и отмена ряда культурных мероприятий на фоне продвижения других. Отдельно следует сказать о стереотипе «Большой деревни» — любимой белгородской поговорке. Её смысл двойственен. С одной стороны, она отражает момент солидарности: личных связей, знакомств между людьми, которые лежат в основе нормального человеческого общения и взаимодействий. С другой стороны, в ней присутствует момент критики, связанной с архаичностью таких связей, их недостаточностью для города на том уровне развития, на котором он сейчас находится. Здесь тоже ощущение неравенства — но неравенства с другими, «более развитыми» городами. Наши исследования и исследования наших коллег также неоднократно фиксировали соответствующие «болевые точки» идентичности белгородцев.

Надо помнить, что идентичности не стоят на месте — они, как живой организм, реагируют на изменения внешней среды и развиваются. Решающими, поворотными моментами в их развитии становятся важные, кризисные этапы в жизни сообщества и «большого общества» в целом. В эти времена в сознании людей «всплывают» и формируются соответствующие стереотипы о своём сообществе и себе самих. Такие моменты получили отражение в отмеченном «топе» наших стереотипов о Белгороде и белгородцах. Есть все основания считать, что в ближайшие годы наша городская идентичность будет формироваться главным образом вокруг этих вопросов неравенства как коллективная выработка способов их разрешения, «ответов на вызовы» — ответов как реальных, так и иллюзорных. Это необходимо постоянно помнить и учитывать во всех практиках воспитания, управления, культуры, связей с общественностью — везде, где затрагивается сообщество белгородцев как единое, солидарное целое, — считает Сергей Лебедев.

Текст: Марина Иванова
Фото: Антон Вергун

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

Не судить по попрошайкам. Как гости из Москвы и Харькова развеивали стереотипы белгородских студентов

Не судить по попрошайкам. Как гости из Москвы и Харькова развеивали стереотипы белгородских студентов

«Белгород — большая деревня», а «белгородцы — злые, грубые и пассивные люди». Какие есть стереотипы о Белгороде и жителях региона? [подборка]

«Белгород — большая деревня», а «белгородцы — злые, грубые и пассивные люди». Какие есть стереотипы о Белгороде и жителях региона? [подборка]

В мэрии Белгорода не считают «рекомендацию» об отмене концерта рэпера Фейса проявлением цензуры

В мэрии Белгорода не считают «рекомендацию» об отмене концерта рэпера Фейса проявлением цензуры

Доверять полиции и жить в безопасном регионе. Как белгородцы оценивали работу полиции в 2020 году

Доверять полиции и жить в безопасном регионе. Как белгородцы оценивали работу полиции в 2020 году

В Белгородской области выясняют, какая помощь нужна детям-инвалидам

В Белгородской области выясняют, какая помощь нужна детям-инвалидам

Жителей Белгородской области просят рассказать, как они используют велосипеды, самокаты и моноколёса

Жителей Белгородской области просят рассказать, как они используют велосипеды, самокаты и моноколёса

Мир, дружинники, жвачка. Что белгородцы думают о добровольных народных дружинах

Мир, дружинники, жвачка. Что белгородцы думают о добровольных народных дружинах

Стало известно, на что белгородцы готовы потратить случайные 100 тысяч рублей

Стало известно, на что белгородцы готовы потратить случайные 100 тысяч рублей

«Фонарь» выяснил, как белгородцы чаще всего называют своих любимых

«Фонарь» выяснил, как белгородцы чаще всего называют своих любимых

Бездельники, болтуны и сплетники раздражают читателей «Фонаря» на работе

Бездельники, болтуны и сплетники раздражают читателей «Фонаря» на работе

У белгородцев выясняют, где в городе нужны велопарковки

У белгородцев выясняют, где в городе нужны велопарковки

Белгородцы поделились любимыми городами для осенних путешествий

Белгородцы поделились любимыми городами для осенних путешествий

Опрос: Белгородцы считают, что в регионе много трудовых мигрантов

Опрос: Белгородцы считают, что в регионе много трудовых мигрантов