В конце августа прокурор Белгородского района Сергей Белоковаленко покинул свою должность. О том, что он ушёл в отставку, особо публично нигде не сообщалось. Даже в
Белгородская область и правда очень родной регион для семьи бывшего районного прокурора. Его младший брат Леонид Белоковаленко до августа 2021 года возглавлял областной «Центр экологической безопасности» и Фонд содействия реформированию ЖКХ. Но в августе 2021 года он также уволился. По одной из версий, по состоянию здоровья.
Отец Леонида и Сергея — Игорь Белоковаленко возглавлял в 2000-х белгородский филиал банка «УРАЛСИБ» и был одним из приближённых людей к бывшему губернатору Евгению Савченко. В записных книжках телефон Игоря Белоковаленко у некоторых людей записан как «Советник царя» или «Советник Савченко», а семьи Савченко и Белоковаленко до недавнего времени были связаны совместной недвижимостью и бизнесом. Мы попытались разобраться в связях одной из влиятельных белгородских семей, показать часть недвижимости и автомобилей, которыми владеют или пользуются её члены.
Семейный бизнес — «Славянский» фитнес
Наше расследование начинается в 2015 году, когда Игорь Белоковаленко и дочь экс-губернатора Ольга Савченко подают совместный иск к администрации Белгорода с требованием снизить кадастровую стоимость земельных участков «для эксплуатации контейнерной автозаправочной станции» и «для строительства стоянки для автомашин и здания сервисного обслуживания». В определении суда указывалось, что Белоковаленко обратился в суд, потому что считал «кадастровую стоимость земельных участков завышенной» и просил приравнять её к рыночной стоимости.
Речь идёт об участках, на которых находятся заправка и станция техобслуживания между БелГУ и «Лентой» в самом центре Белгорода. Они имеют как раз такие виды разрешённого использования и находились в собственности Игоря Белоковаленко и Ольги Савченко. Заправкой, кстати, владеет Сергей Зеберт — брат депутата горсовета Александра Зеберта и партнёр Игоря Белоковаленко, о котором мы ещё расскажем в дальнейшем.
Недалеко от заправки расположен ещё один бизнес семьи Белоковаленко — торговый центр «Славянский», частью которого также владеет Игорь Белоковаленко, но уже в доле с другим человеком — Игорем Авершиным. Управляет «Славянским» компания с одноимённым названием —
Но для начала нам надо вернуться к другому Сергею — Сергею Белоковаленко, тихий уход которого с его поста и стал поводом для этой истории. Как утверждали некоторые источники «Фонаря», бывший прокурор Белгородского района часто приезжал на работу на дорогих автомобилях, которые были несоразмерны его зарплате. Причём, люксовые автомобили, на которых передвигался Белоковаленко, по словам работников прокуратуры, он довольно часто менял. Однако, если изучить его декларацию о доходах (*xml), то можно увидеть, что в собственности экс-прокурора не было вообще никаких автомобилей.
Также никаких машин до 2020 года не было в собственности его жены. До 2018 года Оксана Белоковаленко декларировала не больше 600 тысяч рублей ежегодного дохода: 100,3 тысячи рублей в 2016 году, 596,8 тысячи — в 2017-м. А с 2018 года она стала декларировать по 10,5 миллиона рублей в год: 10,5 миллиона в 2018-м, 10,6 миллиона — в 2019-м, 10,5 миллиона — в 2020-м. В декларации этот доход ничем не объясняется. Также в 2020-м году Оксана Белоковаленко декларирует автомобиль «БМВ XDRIVE 3D» (спойлер: машины с таким названием не существует в линейке BMW. Xdrive — это лишь система интеллектуального полного привода, разработанная компанией BMW. Это может быть любая модель из серии Х, поэтому понять, сколько стоит авто, мы из декларации не смогли). Впоследствии нам стало известно, что это был автомобиль BMW X5. Сейчас цена данного автомобиля начинается от 6,3 миллиона рублей.
Где Оксана могла заработать такие деньги — точно неизвестно. По телефону она отказалась отвечать на этот вопрос. В 2017 году она работала в должности управляющего в
Семейное число — 616
До покупки BMW автомобили в семье Оксаны и Сергея Белоковаленко всё же были — в 2005 году Сергей пользовался Peugeot 307 с госномером О616ОО31. Как минимум с 2009 года в семье Белоковаленко появляется ВАЗ21093, который, возможно, приобрели из-за номеров М616ММ31 — номера этой серии раньше считались в России «ментовскими». Впоследствии эти номера перекочевали на автомобиль Toyota Camry, которым также в 2009 году владел Серей Белоковаленко. А потом, судя по декларации, Сергея перестали интересовать машины и красивые госномера.
Число 616 имеет
Porshe Cayene, 2020 год, Белгород |
Однако бренд Audi в семье Белоковаленко, похоже, любит не только Игорь Леонидович, но и его сын Сергей. Чтобы это доказать, нам придётся проследить судьбу тех самых привлекательных номеров. И в этом нам помогут белгородские автовладельцы. За всё время с госномером О616ОО31 в открытых источниках можно найти три зарегистрированные машины —
А вот с номером М616ММ31 дела обстоят интереснее — на них в дальнейшем регистрировались исключительно автомобили марки Audi. На Avito продавалось как минимум две машины с этими номерами — в 2015 году Audi A6 2007 года — за 750 тысяч рублей, а в
При продаже автомобилей в качестве продавца всегда указан Сергей, однако указаны разные номера: для продажи Audi A6 — 791074574**, а для продажи Audi A6 3.0 AMT — 791928766**. Мы решили проверить, как эти телефоны записаны у других людей, воспользовавшись приложением Getcontact.
Тут вам придётся вспомнить двоих людей из самого начала этого текста, потому что автомобили продавал не один Сергей, а два разных. Первый номер принадлежит Сергею Зеберту — он записан у людей, как «Сергей Александрович Автолюкс», «Сергей Зеберт АЗС», «Сергей Зеберт Хоркина Газ Заправка», «Сергей Алекс Агзс Белгу». Как вы уже поняли, заправка, которая принадлежит Зеберту, находится на земле, которая принадлежала Игорю Белоковаленко и Ольге Савченко. Но это не всё, что указывает на возможную связь Зеберта и Белоковаленко. В Getcontact есть и более интересные теги, например, у
Второй номер, с которого автомобили выставлялись на продажу, принадлежит другому Сергею — Сергею Соловьёву. В записных книжках у людей он записан как «Сергей Директор Славянского», «Аренда Директор Славянский» и иные теги в похожем ключе, встречается даже «Сергей *** (сниженное название человека, употребляющего алкоголь) Белоковаленко», но нас больше интересуют другие записи, а именно: «Сергей Ауди Белая», «Сергей Авто» и «Сергей По Поршу Белоковаленко».
Получается, что в разное время машины с номерами, которыми ранее пользовался Сергей Белоковаленко, продают два человека, которые напрямую связаны с бизнесом его семьи, и указывают, что являются вторыми собственниками авто. При этом сам Соловьёв в телефонном разговоре отрицал, что на автомобиле ранее мог ездить Сергей Белоковаленко. Впрочем, он опровергал и предположения о любых взаимоотношениях с семьёй Белоковаленко.
Вот какой диалог у нас произошёл по телефону:
Семейная недвижка — нашли благодаря соседям и судебным искам
В своём инстаграм-аккаунте Артур Авершин выкладывает и другие автомобили, выставленные на продажу. Это позволило нам найти не только предполагаемую недвижимость его семьи, но и семьи Белоковаленко.
Обратите внимание на первое фото. На заднем плане мы видим дом. По неплотной застройке и соседству частного сектора и многоквартирных домов можно быстро определить примерные районы Белгорода, где это было снято. А если приблизить фото, то можно увидеть, что на доме отвалилась часть штукатурки, далее только остаётся найти этот дом на просмотре улиц от Google.
На участке с синими крышами расположен дом отца Игоря Авершина — Станислава Авершина. А на соседнем участке — с зелёными крышами стоит дом Игоря Белоковаленко по адресу Академическая, 7 (*pdf). Со спутника этот дом кажется поместьем со своим парком и хозпостройками, однако Белоковаленко делит участок и дом с соседями — здание разделено на три дома с отдельными входами и три участка. На одном участке с Белоковаленко находится дом, зарегистрированный (*pdf) на Валентину Незнамову — жену председателя правления «Белгородсоцбанка» Николая Незнамова.
Второй сосед Игоря Белоковаленко тоже непростой человек — это бизнесмен Александр Сухарев (*pdf), который владеет и руководит несколькими белгородскими компаниями, а также связан с семьёй бывшего мэра Москвы Юрия Лужкова. В частности, Сухарев является директором компании «Интеко-Агрострой», которая принадлежит Виктору Батурину — старшему брату жены Лужкова Елены Батуриной.
Если вернуться к судебным решениям, то можно увидеть, что Игорь Белоковаленко не только живёт рядом с Авершиными, но и активно ведёт бизнес. Это видно из исков, которые он подаёт с к арендаторам коммерческих помещений вместе с Игорем Авершиным — они часто выступают в качестве третьих или заинтересованных лиц в исках друг друга.
Семья Авершиных владеет торговыми центрами в разных районах Белгорода. Ей, например, принадлежат торговый центр на железнодорожном вокзале или здание на улице Победы, 69А, а также, как мы уже писали, часть помещений «Славянского».
Ещё один торгово-офисный центр, который принадлежит Игорю Авершину и Белоковаленко, находится в здании на Костюкова, 36Г. Мы узнали о нём также благодаря судебным делам. В 2020 году Авершин и Белоковаленко были в числе лиц, которые, как и в случае с участком под заправкой на БелГУ, требовали приравнять кадастровую стоимость земельного участка к рыночной. Одним из участников этого процесса было, например, рекламное агентство «Виват». Это позволило нам точно идентифицировать, где находятся интересующие нас площади. В следующем иске Авершин и Белоковаленко уже указывают, сколько квадратных метров им принадлежит, — почти 1,3 тысячи квадратных метров.
В иске они настаивали, что кадастровую стоимость нужно снизить, потому что «спорное помещение не может использоваться в качестве торгового, офисного, бытового и общепитовского. Обращено внимание, что на момент предоставления земельного участка для строительства, его назначение было «Для эксплуатации многоэтажного жилого дома», которое в последующем не изменялось». Этот факт помог нам подтвердить, что в их собственности находится торгово-офисный центр именно на Костюкова 36Г, потому что земельный участок, на котором он стоит, имеет именно такое назначения, как указывал Авершин в суде.
Судя по ещё одному решению суда, Игорь Белоковаленко, Ольга Савченко и отец Игоря Авершина владеют ещё какой-то недвижимостью. Иск к ним подавала управляющая компания «Центральная». Однако, как указано в карточке дела, через некоторое время компания просто забрала иск, поэтому мы не можем достоверно узнать, где находится эта недвижимость.
Сын Игоря Белоковаленко Сергей на протяжении всей своей работы в прокуратуре Белгородского района указывал в декларации о доходах, что у него в собственности нет никакой недвижимости, только в пользовании — квартира площадью 104,3 квадратных метра. Эта квартира принадлежит его отцу и находится в доме на проспекте Славы 39 (*pdf).
Ещё одна квартира, которая ранее принадлежала Игорю Белоковаленко, находится на Народном бульваре 38 (*pdf). Её он получил в собственность 16 ноября 2004 года, правда через месяц — 21 декабря — она перешла в собственность уже знакомого вам Сергея Зеберта, который в 2016 году переписал её на жену и двух дочерей. Интересно, что Сергей Белоковаленко указывал эту квартиру как второй адрес, когда регистрировал автомобиль Peugeot 307 в 2005 году.
Стоить отметить, что большая часть недвижимости, о которой мы рассказываем, продана в ипотеку или находится в залоге — это и участок под заправкой на Богдана Хмельницкого, и здание на Гражданском проспекте 59А и даже дом на Академической 9. Интересно, что всю эту недвижимость Белоковаленко продал в ипотеку в один день — 14 февраля 2020 года.
Недвижимость, которой Белоковаленко раньше владел с дочерями Евгения Савченко, взял в ипотеку некий Сергей Михайлович Киреев. Кто этот человек, — установить достоверно нам не удалось. Однако его полный тёзка некогда был учредителем компании «Золотые купола», которая предоставляла посреднические услуги по продаже собственного недвижимого имущества и иные услуги по продаже недвижимости. Компания была ликвидирована ещё в 2012 году.
Дом Игоря Белоковаленко в ипотеку приобрёл бизнесмен Константин Татаренко, который занимается продажей стройматериалов и также владеет компанией «Путь», которая занимается покупкой и продажей собственного имущества.
Связана ли продажа недвижимости, которой владели Белоковаленко и Савченко, с уходом Евгения Савченко с поста губернатора, — нам достоверно неизвестно. Мы понимаем, что есть несовпадение в датах, так как активы были проданы больше, чем за полгода до отставки Савченко, но, возможно, эти два события всё-таки связаны между собой, и бывший губернатор и его родственники готовились к значимым переменам в своей жизни заранее.
***
Корреспондент «Фонаря» задал бывшему прокурору Белгородского района Сергею Белоковаленко вопросы об автомобилях, на которых его замечали коллеги, выросшим доходам супруги, знакомству с Сергеем Зебертом, Сергеем Соловьёвым, Артуром Авершиным, красивых номерах на машинах и другие, вытекающие из текста нашего расследования. На все эти вопросы Белоковаленко ответил так:
— В период прохождения службы в органах прокуратуры соблюдал все запреты и ограничения, установленные федеральным законодательством. Кроме того, ежегодно отчитывался о доходах, имуществе, своём и членов семьи. Все сведения проверялись в плановом порядке уполномоченными органами Генеральной прокуратуры РФ и прокуратуры области. Нарушений и замечаний не было, — ответил бывший прокурор Белгородского района.
Хотите, чтобы у нас в регионе были СМИ, которые пишут на подобные темы, делают расследования, реагируют на просьбы читателей и рассказывают о проблемах? В последнее время работа журналистов в России всё чаще подвергается давлению, поэтому журналистам нужна помощь читателей. Поддержите Fonar.tv! Вместе с вами мы можем больше!