Павел Демёхин и его мать Людмила Демёхина живут на территории садового некоммерческого товарищества «Берёзка» уже более восьми лет — они приехали из Украины в 2014 году. В 2020 году, когда председателем товарищества стала второй секретарь комитета городского отделения БРО КПРФ Елена Чунихина, в «Берёзке» начались конфликты. По словам обратившихся в редакцию жителей, новый председатель якобы сдавала в налоговую службу недостоверные отчёты о доходах и расходах товарищества, поэтому Демёхины пожаловались в налоговую и принципиально отказались платить взносы.
— Общество по собираемым взносам должно отчитываться налоговой, но документацию «Берёзка» сдаёт нулевую, без доходов и расходов. Если бы председатель отчитывалась, мы бы взносы платили. Членские взносы в нашем обществе исчезают в неизвестном направлении, а на собраниях нам не говорят, куда они деваются. Председатель выдавливает из нас деньги и уведомляет налоговую, что взносы не собираются с 2019 года, хотя это не так, — пожаловался Павел.
По словам мужчины, зимой в 2020 году в доме у семьи Демёхиных на месяц отключили электричество, из-за чего они не могли отапливать дом, в котором жили. В том же году белгородцы попросили у товарищества 50-процентную скидку по взносам, так как они пользуются своей скважиной, а не водоснабжением СНТ, но им отказали.
Демёхин добавил, что в 2020 году к их порогу пришёл один из соседей Сергей М*. Мужчина уговаривал их пустить специалиста для проверки счётчиков, а затем стал угрожать убийством (запись разговора имеется в распоряжении редакции — прим. Ф.).
— Чё вы себя так ведёте? Как сепаратисты [нецензурное наименование женщины], вы захватить тут что-то решили, вас что-то не устраивает [нецензурное наименование женщины], Паша, я вас спрашиваю? Вы приехали [нецензурное наименование женщины] в мою страну, где я в армии [нецензурное наименование женщины] отслужил, где я в тюрьме сидел. Ты кто такой сюда приехал и что-то мне [нецензурное наименование женщины] здесь качаешь? Ты меня подводишь под [мужской половой орган] [нецензурное наименование женщины]. Вы сюда приехали — ведите себя нормально, а то глядите-ка: я вас руками [нецензурное наименование женщины] задушу, если вы ещё куда-то рыпнитесь. Ты меня услышал? — угрожал Демёхиным мужчина, который представлялся помощником председателя СНТ.
— Я рыпнусь и сейчас напишу Путину, что ты меня хочешь задушить, — вступила в разговор Людмила Демёхина.
— Предупреждаю: не дай Бог [нецензурное наименование женщины] вы на кого-то пожалуетесь — [нецензурное обозначение плохих событий] вам придёт, я вам отвечаю. Уезжай в свою страну и там рули! Почему [нецензурное обозначение направления] ты [нецензурное наименование женщины] тут рулишь? Вы суёте свой нос туда, куда не следует. Слушай теперь ты сюда [мужской половой орган]: если председатель идёт и требует это сделать [пустить одного из членов товарищества проверить счётчики], ты обязан это сделать, — настаивал Сергей.
— Почитайте законы, Серёжа! — снова подала голос Людмила.
— Это вы [нецензурное наименование женщины] свои почитайте законы. А я на путинские законы [мужской половой орган] ложил, понимаешь?! — заявил помощник председателя.
— На законы Российской Федерации? — уточнил Павел.
— Да! А я живу не в Российской [нецензурное наименование женщины] Федерации, я не подписывался под Путина, понял [нецензурное наименование женщины]? Живите нормально. К вам пришли — покажите счётчики! Мы ко всем приходим и проверяем, все пускают, кроме вас [нецензурное наименование женщины]. Только вы вдвоём [упрямитесь], — заявил Сергей, после чего с руганью ушёл.
Павел Демёхин объяснил, почему они не стали пускать помощников председателя проверять показания счётчиков.
— Я не пускал никого проверять счётчики, потому что приходили не электрики с образованием и допуском, а люди председателя, с которыми у нас был конфликт. Электрика у нас нет в обществе вообще, а Чунихина приводит своих людей, чтоб нас прессовать. Поэтому я их не пускал в дом: мало ли, что они с нами сделают? — добавил Демёхин.
В 2022 году конфликт с «Берёзкой» продолжился: Демёхины три года не платили взносы, а председатель, по словам Павла, иногда отключала в доме свет и продолжала присылать людей с угрозами. 26 октября Сергей М*, который угрожал семье ранее, даже обвинил Демёхиных в том, что они избили его собаку, и, как говорит Людмила, пригрозил убить её. Женщину испугали многочисленные угрозы, и она написала заявление в полицию, но ей отказали в возбуждении уголовного дела.
— В этот же день поступили угрозы от другого соседа. Александр угрожал своим знакомым силовиком: говорил, что приедет его бригада, упакуют меня и вывезут на Украину. Он спрашивал, чего мы сюда приехали и зачем тут проживаем, — поделилась Людмила.
Вскоре Демёхина написала письмо губернатору Белгородской области Вячеславу Гладкову, в котором попросила его о помощи.
— Мне 63 года, я прошла очень большие тяготы, потеряв всё имущество, здоровье. С большим трудом пробую обустроиться жить в России. Я очень прошу вашей помощи поставить этих людей на место, чтобы я могла спокойно жить, — обратилась женщина к губернатору.
Позиция правления товарищества
Корреспондентка «Фонаря» обратилась к председателю СНТ «Берёзка» Елене Чунихиной, чтобы она представила свою позицию по конфликту с семьёй Демёхиных.
— Конфликта никакого нет — Демёхины просто люди очень непорядочные. Они приехали из Украины, живут по принципу «дайте водички попить, а то есть так хочется, что аж переночевать негде». Это люди, которых мы поили, кормили, а теперь ни один человек про них доброго слова не скажет, потому что они без конца сплетничают, на меня везде пишут [жалобы]: и в прокуратуру писали, и в администрацию, и в полицию, на работу мне писали, в налоговую писали. Это кляузники, бессовестные люди, которые хотят всё получать на халяву и ничего за это не платить, — заявила Елена Чунихина.
После этого председатель рассказала, как устроена система взносов в товариществе.
— У СНТ есть устав, в котором чётко прописано, что люди должны платить членские взносы и оплачивать электроэнергию, которую они потребили. Величина членских взносов определяется общим собранием. Последнюю величину взносов установили три года назад, в 2020 году, — членские взносы устанавливаются в расчёте из величины участка, то есть 400 рублей за сотку, платятся они раз в год. Сейчас пора платить членский взнос, Демёхины платить не хотят, поэтому активизировались, — привела свою версию, почему семья обратилась к журналистам, председатель СНТ.
Елена Чунихина призналась, что готова отказаться от своей должности председателя в пользу другого человека, так как изначально не хотела заниматься этой работой.
— Демёхиным, видимо, делать им нечего: вот они сидят и фантазируют на тему того, какой у них плохой председатель. Да ради Бога, я не хочу быть председателем! Стала случайно, потому что прошлый не отправлял документацию в налоговую, СНТ могли закрыть, нужно было выбрать нового председателя. Демёхина тут себя, надо признать, проявила хорошо: у неё были телефоны других жителей «Берёзки», она всех обзвонила, мы организовали собрание и смогли избрать нового председателя — меня. Дальше я два месяца бегала с документами и восстанавливала работу СНТ.
Я с роду не собиралась быть председателем, я и сейчас готова [передать должность председателя кому-нибудь], но только не таким, как Демёхины, а ответственному человеку — пожалуйста, я хоть сегодня отдам свои полномочия. У меня прекрасная работа, у меня прекрасная семья, у меня вообще всё замечательно, но только как ярмо на шее эти демёхинские выходки, — пожаловалась Чунихина.
Председатель рассказала, что в «Берёзке» действительно есть проблемы с электричеством, поэтому иногда оно отключается автоматически.
— У нас в СНТ есть проблемы с электричеством, потому что каждый год людей прибывает всё больше и больше, а изначально подстанция была рассчитана только на летнее пребывание и небольшое количество потребляемой энергии. Сейчас многие люди живут тут весь год, отапливают дома зимой с помощью электричества, так что иногда рубильник на станции вырубается от перегрева. Из-за этого Демёхина орала на меня, якобы я сама хожу и вырубаю ей свет, а моя задача — чтобы она «умерла от холода». Бред сумасшедшей. Просто люди бессовестные, обнаглевшие, их надо на передачу «За гранью здравого смысла» отправить. Мне люди рассказывали, что Демёхины говорили, как только приехали: «Мы вам ещё устроим Майдан» — вот они и устраивают, — вспомнила председатель.
По словам Чунихиной, «нулевая» налоговая документация «Берёзки» связана со слишком большими расходами на электроэнергию, из-за которых товариществу не хватает денег на оплату налогов.
— Наше общество слишком бедное, мы не вылезаем из долгов из-за тех людей, которые тут проживают. Большая часть членских взносов, которые мы собираем, уходит на оплату электричества, потому что у нас большие потери: старые провода часто касаются веток, происходит короткое замыкание, ток уходит в землю. Всё идёт на оплату электричества. Мы всем, чем можем, его оплачиваем, потому что зимой расход очень большой. Те крохи, которые у нас остаются, — да, может, что-то и не показываем [в документации], но мы с налоговой сейчас разбираемся, эти деньги тоже идут на СНТ — например, на оплату работы человека, который занимается насосной станцией воды.
На электрика у нас тоже нет средств. У нас нет средств платить зарплаты, потому что иметь электрика — очень дорогое удовольствие. Во-первых, минимальная зарплата электрика больше 12 тысяч рублей. Во-вторых, официально оформленный электрик должен ежегодно проходить курсы повышения или подтверждения квалификации, и их должна оплачивать организация. Многие, кто здесь проживает, не платят членский взнос, поэтому денег нам не хватает.
Между прочим, Людмила Демёхина к нашему товариществу вообще никакого отношения не имеет. Она написала заявление, что теперь индивидуал, но взносы по закону 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» платить обязана. Она круглогодично проживает на территории СНТ и пользуется всеми нашими благами: нашей подстанцией, нашими проводами, нашей водой — она говорит, что у неё своя скважина, но мы этого не знаем и не видим, так как на свой участок они нас не пускают. Демёхина пользуется нашими дорогами — они не в идеальном состоянии, но они есть. Она пользуется нашей инфраструктурой и ни за что не хочет платить, а только пишет везде жалобы и пасквили, — пожаловалась Елена Чунихина.
Кроме того, председатель «Берёзки» прокомментировала редакции поведение Сергея М*, который угрожал семье Демёхиных. По словам Чунихиной, мужчина не является её помощником и не выполняет её поручения.
— Сергей М* не является моим помощником... М* — это Людмила Демёхина № 2, только местного разлива. Я с ним не могу общаться: если он трезвый, то вообще не разговаривает, а если пьяный, то от него [звучат] только маты. Он тоже членские взносы не платит, никакой он мне не помощник, мне таких помощников не надо. Он даже не член правления — это у них между собой конфликт, о котором я узнала от посторонних лиц. Это очередная брехня Демёхиной, — заключила Елена Чунихина.
После выхода публикации Павел Демёхин попросил дополнить его позицию с учётом комментариев Елены Чунихиной. Ниже даны пояснения Демёхина с небольшими сокращениями. Курсивом выделены реплики Елены Чунихиной, на которые отреагировал Демёхин.
— «Она говорит, что у неё своя скважина, но мы этого не знаем и не видим, так как на свой участок они нас не пускают».
«Наше общество слишком бедное, мы не вылезаем из долгов из-за тех людей, которые тут проживают. Большая часть членских взносов, которые мы собираем, уходит на оплату электричества, потому что у нас большие потери: старые провода часто касаются веток, происходит короткое замыкание, ток уходит в землю. Всё идёт на оплату электричества. Мы всем, чем можем, его оплачиваем, потому что зимой расход очень большой. Те крохи, которые у нас остаются, — да, может, что-то и не показываем [в документации], но мы с налоговой сейчас разбираемся, эти деньги тоже идут на СНТ — например, на оплату работы человека, который занимается насосной станцией воды».
«Демёхина пользуется нашими дорогами — они не в идеальном состоянии, но они есть».
«Я с роду не собиралась быть председателем, я и сейчас готова [передать должность председателя кому-нибудь], но только не таким, как Демёхины»