Реставрационные работы в доме купца Мачурина на улице Преображенской, 57 начались в феврале 2022 года. Их должны были закончить в марте этого года, но они затянулись. Специалисты по реставрации провели журналистам экскурсию по дому и рассказали, как ведётся работа и почему она задержалась.
Инженер по авторскому надзору Евгений Стрелкин поделился, что реставрационные работы продлят до октября, поскольку объём работ оказался больше, чем ожидалось первоначально. Работникам пришлось вручную выкапывать весь цокольный этаж и укреплять его.
— Перед тем, как приступать к верхней части работы, надо было сначала усилить фундамент, обеспечить усадку данного объекта. Здесь [в подвале] происходит подкоп под основание фундамента, захватками это всё выкапывается, армируется и заливается бетон, делается усиленная подушка, чтобы дальше осадки фундамента не происходило.
Здесь [в подвале] была земля, всё вручную мешками выносилось сотрудниками. В советское время это была коммуналка, и многие люди всё позасыпали. Это очень большой трудоёмкий процесс — сделать работы здесь. Были выполнены технические усиления, поэтому ничего не садится и не трещит.
Мы попросили на два месяца срок увеличить, потому что очень много ручного труда и непредвиденных моментов: всё разбирается и перебирается вручную. Работы всё равно ведутся, они не стоят на месте, никто не бросил этот объект, как многие говорят: «Всё снесли».
Будем стараться вкладываться в эти сроки. Самая сложная работа — это усилить фундамент. Все просто немножко не понимают, потому что работа не видна сверху. Каменщикам [для реставрации на первом этаже] уже намного проще работать. Я не буду скрывать: у нас каменщиков постоянно поддёргивают на участие в восстановлении Шебекина. Я не жалуюсь, не плачу. Свои обязательства, которые обещали, мы сделаем, мы ведём работу,— прокомментировал задержку инженер.
Евгений Стрелкин также опроверг информацию о том, что кирпич из дома купца вывозится и выбрасывается. На самом деле, он складируется на площадке — его используют для реставрации.
— Кирпич, который остаётся при разборке, мы складируем, он будет применяться в любом случае в стенах — это всё мы фиксируем. Он у нас никуда не вывозится, не выкидывается. Кирпич, который способен использоваться, мы будем использовать в любом случае — в конструкции вверху или на нижней части.
Кирпич будем менять после того, как мы перекроем крыши, потому что сейчас идут в данный момент работы наверху — это будет окончательная стадия. Когда объект будет накрыт, сюда зайдут специалисты и будут работать по замене материалов, обработке. Весь кирпич не может быть сохранён, но он складывается и максимально будет использован на основной стене. Часть кирпича пойдёт в подвальную часть, которая более историческая и более важная. Остальное будет выложено из похожего кирпича. Фасады будут оштукатурены и покрашены, — заверил Стрелкин.
Начальник управления государственной охраны объектов культурного освоения Белгородского области Алексей Чернявский объяснил, что необходимость демонтажа стен возникла из-за обрушения крыши в 2019 году.
— В феврале 2019 года здесь произошло обрушение крыши. Нынешний собственник объект приобрёл уже в аварийном состоянии, и те работы, которые сейчас нами были продемонстрированы, — это противоаварийные работы по усилению фундамента, чтобы остановить дальнейшее разрушение здания, потому что фиксировались значительные трещины шириной раскрытия свыше 17 миллиметров, замокание древесины, которая несколько лет простояла без кровли. Кровля была утрачена вследствие бесхозяйственного обращения с объектом. На юридическое лицо будет наложена мера административного воздействия.
При этом методы реставрации позволяют заменять её на более современные материалы с обязательным сохранением предмета охраны. Предмет охраны — то, что касается сходов, подвальных помещений, арочных сводов — сохранён. Кирпич будет использован в тех местах, где он у нас не прикрыт штукатуркой, — пообещал Чернявский.
Чиновник сообщил, что сейчас начинается вторая стадия реставрации — отстройка первого этажа.
— Сейчас производится второй этап реставрационных работ. Он предусматривает работы над первым этажом здания, который первоначально был деревянным, но в процессе эксплуатации и ввиду долгого нахождения объекта в аварийном состоянии, дерево внутри стен утратило несущую способность. Опирать на него кровлю нельзя.
После обрушения кровли произошли ещё обрушения карнизов здания. В связи с этим по проекту была предусмотрена перекладка этих повреждённых фрагментов стен из кирпича с сохранением всего архитектурного декора и последующей штукатуркой.
Сегодня строительные технологии позволяют укреплять стены различными армирующими сетками — всё способствует более прочной опорной кладке, которая будет нести потом нагрузку от перекрытий, чердака, стропильной системы. Задача стоит эту нагрузку распределить не просто на верхний первый этаж здания, задача стоит её ещё распределить на те подвальные помещения, которые у нас были усилены, укреплены, — пояснил Чернявский.
Государственный эксперт по проведению историко-культурной экспертизы объектов культурного наследия Алексей Дроздов также объяснил, что такое фрагментарная реставрация и какие элементы дома являются элементами охраны.
— Авторы проекта использовали фрагментарный метод реставрации — он подразумевает реконструкцию объекта, исходя из предмета охраны, который был утверждён приказом управления государственной охраны. Здесь три фасада входят в предмет охраны — два боковых и торцевой. Реконструкция стен — только цокольного этажа, выше [в реконструкцию] не входит. Фрагментарный метод подразумевает частичную замену конструкции. Не могут разрушаться элементы архитектурного декора, предмета охраны, они находятся на фасадах — это сандрики, пояса, наличники вокруг окон, карнизы, ниши под окнами. Всё делается здесь согласно проекту.
На цокольном этаже работа проведена колоссальная: прежде всего укрепляется здание снизу, а потом уже производятся работы сверху. Замена конструкции в данном методе допускается, но в тех случаях, когда это скрыто от человека и не является предметом охраны, — рассказал эксперт.
Добавим, что специалистам неизвестно, когда будут завершены работы и какова их стоимость, — этим занимается новый собственник дома. В то же время Алексей Чернявский подтвердил, что здание будет использовано как торговое помещение.
— Не готов комментировать, насколько процентов работы выполнены, предстоит сделать ещё достаточно большой объём работ — это доделка стен, переработка архитектурного декора. Управление продолжит контролировать работы на этом объекте. Но сроки работ сдвигаются, здесь объективные причины — здание находится в частных руках, плюс первоначальный объём реставрации, приходится более масштабно подходить к восстановлению этого здания: устанавливать слаботочную систему, проводить электропроводку, заводить в здание отопление, инженерные сети. Речь у нас идёт в том числе о приспособлении здания для современного использования. Естественно, нам нужно обеспечить сегодня все строительные требования, действующие на текущий момент: по приспособлению для маломобильных групп граждан, по пожарной безопасности, по охранным сигнализациям.
Всё будет оштукатурено, покрашено и внешний вид объекта будет соответствовать тому историческому облику, который был до того, как здание начало портиться вследствие бесхозяйного обращения с ним, — пообещал Чернявский.