Татьяна Дюмина подготовила небольшой исторический обзор, чтобы рассказать, как на карте появилась Белгородская область с её нынешними границами, чем она известна и что помогает ей все эти годы быть в числе российских регионов-лидеров.
Как появилась Белгородская область?
До второй половины XX века Белгородской области как таковой не существовало. Территории нынешнего региона входили в состав Курской и Воронежской губерний. В 1922 году в правительстве СССР задумались об административно-территориальной реформе, которую запустили уже в следующем году. Сначала она применялась на окраинах Советского Союза, но постепенно дошла и до центральной части страны.
В 1928 году губернии, уезды и волости были упразднены, и на смену им пришли области, округа и районы. Одна из них — Центрально-чернозёмная область (ЦЧО) — появилась в мае 1928 года, а в июле в неё вошли большинство районов нынешней Белгородской области. Тогда был образован Белгородский округ, а немногим позже — Старооскольский. Первый включал в себя западный и часть центральных районов нынешней Белгородской области, второй — некоторые центральные и восточные районы. В этот период Белгород, Курск, Старый Оскол и другие окружные центры были равны в своих правах.
В 1930-х годы округа ликвидировали и подчинили районы центру Центрально-чернозёмной области — городу Воронежу. Однако в 1934-35-х годах слишком большую ЦЧО разделили: появились Курская, Воронежская, Орловская и Тамбовская области. Значительная часть территорий Белгородчины — западная и центральная, в том числе город Белгород, — на тот момент входила в состав Курского региона, а восточная часть — в состав Воронежского.
Однако территории Белогорья имели хорошие экономические, географические, а также почвенно-климатические условия, чтобы здесь развивалась промышленность. Одной из ключевых причин, по которой в правительстве приняли решение о формирование области, — наличие на её территории месторождений Курской магнитной аномалии (КМА). Ещё в 1930-х годах были обнаружены Стойленский и Коробковский рудники, а также заложена первая шахта. Новая область должна была сконцентрироваться на разработке мест добычи железной руды.
По этой причине 6 января 1954 года по указу президиума верховного совета СССР из 23 районов Курской и восьми районов Воронежской области образовали отдельную Белгородскую область. Её центром стал Белгород. Такой выбор не был случайным: через Белгород проходила одна из самых оживлённых автомагистралей Москва — Симферополь, а также южная железная дорога — важный транспортный узел. Это выгодно отличало Белгород от других районных центров. Также в выборе Белгорода как областного центра большую роль сыграло историческое значение города. Ведь в 17-м веке он был во главе Белгородской черты, а столетием позже — центром Белгородской губернии.
Сахара всем надо
К началу 20-го века территория нынешней Белгородской области была сугубо аграрной, и сельское хозяйство было основным в экономике. Так, в период 1920-х на Белогорье взяли курс на восстановление сельского хозяйства. К 1926 году оно вернулось на уровень 1913 года. В уездных центрах развивалась промышленность, в частности в Белгороде, в Старом Осколе, а также в Шебекинской слободе.
После Гражданской войны благодаря индустриализации промышленность региона получила дальнейший импульс: развивалась традиционная для нашего края пищевая промышленность, увеличению производства уже существовавших с середины 19-го века сахарных заводов способствовали проложенные между ними железнодорожные пути. Крупнейшими такими предприятиями на тот момент были Алексеевский сахарный завод в Шебекино (впоследствии — сахарный завод «Профинтерн» — прим.Ф.), а также Новотаволжанский завод и Дмитротарановский в селе Воскресеновка (после 1958 года — посёлок Октябрьский — прим.Ф.).
Традиционной для нашей области была строительная промышленность в целом и, в частности, производство строительных материалов, например, кирпича. В Белгороде на конец 30-х — начало 40-х годов работали несколько промышленных предприятий: горпищекомбинат, промкомбинат, меловые и кирпичные заводы. Ещё до образования области в Белгороде построили цементный и шиферный заводы. Первый начал выпускать свою продукцию в 1949 году, второй — в 1953-м. Но по большей части регион был всё же аграрным.
В середине 1930-х в Белгороде началось строительство центральной электростанции, которая принадлежала Южной железной дороге. Станция должна была обеспечивать электроэнергией железную дорогу, а также отремонтированный участок Донбасской железной дороги, которая проходила через Старый Оскол в Валуйки.
Во время Великой Отечественной войны территория региона пострадала сильно, но после завершения военных действий некоторые предприятия восстановили, а новые построили. Например, в том же Шебекино в послевоенный период на месте разрушенного сахарного завода появился завод синтетических жирных кислот, на тот момент первый в СССР. Для него в качестве репараций из Германии получили немецкое оборудование для химической промышленности.
Импульс к развитию получила горнорудная промышленность. Она зародилась на Белгородчине ещё в межвоенное время, постепенно шла вперёд и в итоге заняла одну из ведущих позиций. В 1959 году начали строить Лебединский ГОК, и в 1960-х годах он уже достиг производственных успехов. В 1960 году стартовало строительство Стойленского ГОКа, который заработал в начале 1970-х годов.
Сложнее всего было наладить работу на Яковлевском месторождении. Его разведали в 1953 году. Яковлевский рудник уникален: руду, добытую здесь, не нужно обогащать (убирать примеси, чтобы повысить процент содержания железа в концентрате — прим. Ф.). Однако возведение Яковлевского ГОКа было затруднительным и заняло более 40 лет. Одна из причин длительного строительства — глубокое залегание руды, а также обилие грунтовых вод, которые долго отводили. Первую руду здесь добыли только в 1997 году.
После образования Белгородской области на территории региона начал формироваться химический кластер. В 1961 году заработал витаминный комбинат (впоследствии «Биовитамины» имени 50-летия СССР — прим.Ф.). Началось освоение и машиностроительного сектора. В 1955 году в Белгороде открыли «Белгородский котлостроительный завод», впоследствии ставший «Белгородским заводом энергетического машиностроения» (Энергомаш — прим. Ф.). В этот год первую партию произведённых котлов отправили в Иран. Продукция предприятия поставлялась на ключевые электростанции страны и экспортировалась за рубеж в страны Азии, Латинской Америки и Африки. В 1950-70-х годах активнее стало развиваться сельское хозяйство. Природно-климатические условия региона позволяли успешно выращивать зерно, сахарную свёклу, подсолнечник, кормовые культуры, фрукты и овощи.
Белгородский регион показал свою хозяйственную и экономическую состоятельность. За короткое время появились мощные индустриальный и сельскохозяйственный секторы. Приблизительно в одно время с образованием области сформировались и некоторые другие новые регионы в составе РСФСР, однако большинство из них проверки временем не выдержали: их территории включили обратно в другие административные единицы.
Отдыхать, учиться и развивать регион
Белгород как областной центр развивался постепенно. В 1939 году население города составляло 34 тысячи человек. За годы войны количество людей, проживавших здесь, уменьшилось, и к концу военных действий их численность не восстановилась. А вот к 1950-м годам население областного центра увеличилось: здесь обосновались уже свыше 30 тысяч человек. При этом облик областного центра в начале его существования был малопримечательным. Например, площадь Революции (сейчас — Соборная площадь — прим. Ф.) была проезжей частью, её окружали частные дома, Белгородского драматического театра на ней не было, а немного дальше нынешнего музея-диорамы располагались исключительно частные постройки.
Город выглядел как типичный советский райцентр, хотя не был захолустьем. По этой причине после того, как Белгород стал столицей региона, началось преображение и расширение городской инфраструктуры.
По постановлению Совета министров СССР от 29 января 1954 года в Белгороде должны были переустроить центральную часть города и построить: Дом Советов — здание, где будет размещаться правительство нового региона; здание гостиницы на сто номеров, два жилых дома — каждый на 29 квартир, гараж на 50 автомашин, стандартные жилые дома общей площадью 2 тысячи квадратных метров. Ещё должны были отремонтировать на 2 миллиона рублей существующие административные здания в Белгороде и приспособить их для размещения областных организаций, которые в тот момент активно создавались. Сама статья была довольно обширной и также предусматривала выделение средств на строительство промышленных предприятий, на поддержание аграрного сектора и другие нужды.
20 мая 1954 года было создано областное управление культуры. Тогда же начали строить первый городской кинотеатр, открыли областную контору «Кинопрокат» и Белгородскую универсальную научную библиотеку, чей книжный фонд насчитывал 750 тысяч томов.
В 1957 году площадь Революции начала приобретать знакомые нам черты, на ней появился Дом Советов, начали возводить здание областного театра, который ввели в эксплуатацию к ноябрю 1962 года. Свою работу драматический театр имени Щепкина начал 7 ноября спектаклем «Сильные духом» по одноимённому произведению писателя Дмитрия Медведева. Чуть раньше, в 1961 году, при театре открыли кукольную студию, на базе которой позже организовали Белгородский государственный театр кукол. В начале 1960-х годов Преображенский собор закрыли для верующих — в нём разместили фонды областного краеведческого музея. Так постепенно Белгород превращался не только в административный, но и в культурный центр.
По мере развития города в нём появлялись высшие учебные заведения. В 1956-57 годах из Старого Оскола в Белгород переместился Педагогический институт (сейчас НИУ «БелГУ» — прим. Ф.), а ещё в начале 1970-х годов начали строить корпус Белгородского государственного технологического института строительных материалов (сейчас БГТУ имени Шухова — прим. Ф.). Образование в сфере культуры, улучшавшее качественный состав кадров в городе, с 1960 года обеспечивало Белгородское культурно-просветительное училище (ныне — Белгородский государственный институт искусств и культуры — прим. Ф.).
А управлять кто будет?
Значительная часть людей, занявших ведущие посты в органах управления Белгородской области, была представлена госслужащими, преуспевшими ранее на руководящих должностях в других регионах. Одним из них был Михаил Константинович Крахмалёв — первый секретарь областного комитета КПСС. По сути Крахмалёв был первым лицом области. С самого начала своей работы он взял курс на ускоренное развитие всех отраслей хозяйственной деятельности и культуры, что стало выгодно отличать наш регион от других.
После образования Белгородской области в январе 1954 года появился и орган местного управления — областной Совет депутатов трудящихся. Его членами были 83 депутата, а руководил их работой член бюро обкома КПСС Григорий Павлович Ковалевский, подчинявшийся решением Крахмалёва.
Реконструкция Белгорода как областного центра, мероприятия по организации районов — это, в том числе, заслуги руководителей органов областного управления, в частности Крахмалёва и Ковалевского. Строительство административных зданий и домов культуры, школ и детсадов, запуск предприятий и прокладка дорог, поиск специалистов и постоянные обращения «наверх» с просьбами о выделении денег на организацию работ по обустройству инфраструктуры Белгорода — всё это было их совместной задачей.
Вскоре по решению Белгородского областного совета появились отделы управления жизнью нового региона: финансовый, отдел народного образования, здравоохранения, отдел по делам архитектуры, областное управление культурой и другие.
Что дальше?
В 21 веке Белгородская область остаётся в авангарде российских регионов. Помимо развития сельского хозяйства, промышленности и строительства, чиновники и депутаты немало внимания уделяют и социально-культурному сектору. Сейчас на территории области работают три театра, два музея-заповедника, четыре зоопарка, более 200 кинотеатров, филармония с органным залом, 26 парков культуры и отдыха и 766 учреждений культурно-досугового центра.
Развивать регион старалась и команда предыдущего губернатора Евгения Савченко, и нынешнего Вячеслава Гладкова, которому приходится это делать в непростых условиях спецоперации на Украине, когда область практически каждый день попадает под обстрелы ВСУ.
Несмотря на временные трудности, чиновники продолжают вкладывать деньги в инфраструктуру Белгорода: например, под конец 2023 года появилась удлинённая набережная, соединившая центр города с обновлённым пляжем «Берега», открытым прошлым летом. При Вячеславе Гладкове активно стали организовывать различные фестивали, собирающие большое количество зрителей.
Но параллельно с этим в приоритете остаются вопросы безопасности: большие деньги вкладывают в систему оповещения, укрепление остановок песком и бетоном и размещение временных бетонных укрытий. Свой 70-летний юбилей регион встречает на стыке передового мирного развития, базирующегося на заложенном в предыдущие годы фундаменте одного из самых успешных субъектов России, и непростого приграничного положения в условиях проводимой уже почти два года СВО.
Редакция благодарит историка Юрия Васильевича Коннова за внимание к нашим публикациям, предоставление дополнительной информации и внесение важных уточнений в статью после её выхода.