Но чиновники не оставляют Мелешковых и не забывают вдову, потерявшую двух мужчин, — 8 июля в гости к Елене пришли сразу двое: губернатор Вячеслав Гладков и мэр Валентин Демидов. Они захотели поздравить её с Днём любви, семьи и верности. Рассказываем, как женщина переживает потерю сына и мужа, и в чём она находит силы жить дальше.
«Тогда мне было ради чего жить»
Первая потеря в большой семье Мелешковых случилась в 2022 году — тогда не стало младшего сына, Даниила. Когда молодого человека мобилизовали, ему было 25 лет. Он погиб от осколочного ранения меньше, чем через месяц после призыва.
— Он принял правильное решение...Как мать соглашаешься, а сердце всё равно не на месте... Может, и надо было остановить его, но в тот момент мы о плохом вообще не думали. Мы были почему-то уверены, что он вернётся, — так о своей потере рассказывала «Фонарю» мама Даниила, Елена Евсюкова.
В школе, где учился Даниил Мелешков, открыли мемориальную доску, посвящённую ему и «парту Героя». Ещё Даниила посмертно наградили орденом Мужества, однако получить эту награду его семья смогла не сразу: её потеряли во время пересылки из Москвы в Валуйки и не могли найти больше полугода. Отыскали награду Даниила только после обращения женщины в администрацию области. Почитать историю Мелешкова-младшего можно здесь.
Отец Даниила Дмитрий не смог смириться с потерей сына. Через год после его смерти он сам отправился в зону боевых действий, подписав контракт. Елена не раз пыталась отговорить мужа, но в итоге он просто поставил её перед фактом, что уезжает. Более того, когда он это ей сказал, Дмитрий уже прошёл комиссию в военкомате. Женщина осталась одна с двумя дочками — старшей студенткой и младшей второклассницей.
— На годовщине гибели сына, когда все сидели за столом, он проговорился: «Я уйду всё равно». Я не то, чтобы чувствовала, что он погибнет, но у меня был страх за него... Он винил себя. Когда Даню провожал, сказал ему: «Сынок, не переживай. Мы будем вместе». Когда в военкомат его забирали, я представляю, что он чувствовал — он эти слова сыну сказал, время шло, а он всё не шёл. Получается, отец сказал, а не выполнил [обещание]. И тут Даня погибает, и эти слова у Димы в голове постоянно крутятся: «Будем вместе», — вспоминает Елена.
Вдова уверена, что муж чувствовал вину перед сыном за то, что его не было рядом с ним в зоне СВО. Это стало одной из причин, подтолкнувших 52-летнего Дмитрия подписать контракт.
— Тут я его держала, младшая дочка постоянно на шею ему вешалась: «Папочка, папочка». Коробило его, что уже все ребята поуходили, а он «сидит тут и сидит». У него было желание не только отомстить, но и помочь [ребятам], пригодиться [на СВО]. Тем более, что все его друзья уже поехали туда. Он такой — человек слова: сказал — сделал, [поэтому отправился в зону боевых действий], — объясняет поступок мужа Елена Евсюкова.
Дмитрий Мелешков ещё до ухода на СВО был ветераном боевых действий. Он воевал в Таджикистане и Югославии. Как говорит Елена, он «не мог видеть, как погибают молодые». Когда муж уехал в зону боевых действий, они с женой нашли возможность поддерживать связь.
— Всё это время, пока он находился на СВО, он меня поддерживал: писал, звонил. Один раз в отпуск приезжал. Он всегда был на связи по мере возможностей. Потом он попал в Херсон, и там связь оборвалась. Но пока она была, мы старались друг друга поддерживать. Я его, а он меня. Тогда мне было ради чего жить, было, на что надеяться — что он вернётся, — признаётся женщина.
Елена верила, что ещё свидится с мужем и сама, и дочки, но 6 февраля 2024 года Дмитрий Мелешков погиб. «После того, как наш сын погиб, я думала, что Дмитрий всё-таки вернётся. Почему-то у меня было такое чувство. Я надеялась на лучшее, а получилось всё так...» — говорит Елена Евсюкова.
Старший сержант Дмитрий Мелешков был командиром подразделения. Он отвечал за водителей, которые привозили куда требовалось беспилотники.
— В подчинении у мужа было три машины. Его задача была вовремя приехать, доставить объект на точку и вовремя покинуть её, сохранить транспорт. Когда он пошёл подписывать контракт, он сразу сказал: «У меня есть права, я могу ездить, могу стрелять, — всё могу». Он выполнял свою работу без нареканий, его даже хотели отправить на повышение в должности, но он почему-то не захотел. Он говорил, что по сравнению с прошлыми двумя [Роскомнадзор] — на этой всё, конечно, по-другому было. Тут нужно знать технологии, компьютер, — рассказывает о муже Елена.
В начале февраля Дмитрий вместе со своим подразделением попал под обстрел. Мужчина скончался от осколочного ранения.
— Мне позвонил командир части и сообщил эту новость. Сначала по телефону. Мы долго его ждали: не было самолётов, поэтому ребята (друзья семьи — прим.Ф.) поехали и сами забрали его из Липецка. Конечно, это было очень тяжело — ждать пока нашего папу привезут, — признаётся Елена.
Дмитрия Мелешкова похоронили на Ячнево.
— Его хоронили с почётным караулом, было очень много народу — больше ста человек. Хоронил городской военкомат. Изначально этим должен был заниматься шебекинский военкомат, но мы попросили их коллег взять на себя эту обязанность, так как наш сын похоронен в городе. Я хотела, чтобы Дмитрий был похоронен рядом с ним, — объясняет Елена Евсюкова.
По словам вдовы, Дмитрий очень хотел вернуться домой со СВО и строил планы на жизнь. Перед уходом он пообещал ей, что когда вернётся, семья заведёт рыжего кота.
— Он очень любил животных, и животные его любили. К собакам он не так тянулся, а коты его любили. Когда Дмитрий уходил, он сказал мне: «Мама (мы называли друг друга мама и папа), ты как хочешь, но когда я вернусь, мы заведём рыжего кота». А получилось вот так... Когда Дмитрия хоронили, на похороны пришёл рыжий кот. Мы все переглянулись, а друзья Димы сказали: «Надо же, в детстве у Димона был точь-в-точь такой же рыжий кот». Он ходил, тёрся о все венки, заглянул в яму, потом убежал, — вспоминает Елена.
«Это даёт мне надежду на продолжение жизни»
После смерти мужа все семейные заботы и «мужские» обязанности легли на плечи Елены. Ей помогают справляться друзья покойного мужа и сына.
— Они не бросают нас, помогают. Все друзья Дмитрия тоже воюют, — они не смогли приехать на похороны, но приехали позже. Мы ездили с ними на кладбище, я показывала им Дмитрия. Все они думали, что время пройдёт, соберутся, как обычно посидят за столом, а получается, что двоих из пяти уже нет в живых, ещё трое — там (в зоне боевых действий — прим.Ф.).
8 июня, в День любви семьи и верности, в гости к Елене, потерявшей сына и мужа, приехали губернатор Белгородской области Вячеслав Гладков и мэр Белгорода Валентин Демидов, чтобы поддержать и поздравить с праздником.
— Даниил Дмитриевич Мелешков был мобилизован для участия в специальной военной операции. Спасая раненых сослуживцев, он погиб в 2022 году и был посмертно награждён орденом Мужества. Мемориальная доска в память о Данииле Дмитриевиче открыта на фасаде гимназии № 2, где учился белгородец. Отец Даниила — Дмитрий Васильевич, не раздумывая, принял мужественное решение заключить контракт и также отправиться в зону СВО, где пригодились его знания и навыки. К великому горю, мужчина погиб в 2024 году при выполнении боевых задач, — так написал об этой встрече в своём телеграм-канале мэр.
Силы для того, чтобы жить, Елена сейчас находит в своих детях.
— Мы потихоньку работаем, живём. Младшая дочка уже во второй класс пошла, как-то держимся. Вот так живёшь, а такое ощущение, что руки есть, а ног нет. Я живу благодаря поддержке детей. Маленькая дочка очень ласковая. Она каждый день меня обнимает, говорит: «Мамочка, я тебя люблю сильно-сильно». К этому её приучил муж. Он всегда говорил ей: «Я тебя люблю сильно-сильно», а она ему: «Нет, папочка, я тебя сильней», а он: «Нет, я сильней». Они начинали спорить и смеяться. Она очень похожа на папу. Дочка сейчас всегда мне говорит: «Я тебя люблю сильно-сильно, ты у меня одна, мамочка». Ради этих слов, объятий, этих глаз хочется жить. Хочется, конечно, поднять её, поставить на ноги. Это даёт мне надежду на продолжение жизни, — признаётся Елена Евсюкова.
В этом году женщина, потерявшая сына и мужа, поставила памятник и ограду на могилу покойному сыну. В следующем — будет заказывать памятник для своего мужа.