Какими документами регулируется выплата компенсаций жителям приграничья?
Согласно постановлению правительства Белгородской области № 84 от 4 марта 2024 года, жители сёл, хуторов и деревень, в которые нельзя попасть из-за сложной оперативной обстановки, имеют право на денежные выплаты для покупки или строительства нового жилья. Выделяется сумма, равная стоимости общей площади жилья, в котором белгородцы не могут жить из-за обстрелов.
Но чтобы получить денежную компенсацию за разрушенный дом, собственник должен «безвозмездно передать жилое помещение в собственность Белгородской области». Отметим, что новое жильё — квартиру или дом — белгородцы имеют право покупать только у застройщика на этапе строительства и исключительно на территории Белгородской области.
Ранее выплата компенсаций регулировалась другим постановлением правительства Белгородской области — №82 от 17 февраля 2023 года. И по нему белгородцы имели право выбирать — денежную компенсацию или новое жильё.
А как у соседей?
Жители Курской области, в отличие от белгородцев в аналогичной ситуации, могут претендовать на жилищные сертификаты взамен жилья, утраченного из-за боевых действий (к утраченному также относится жильё, в котором куряне больше не могут жить из-за обстрелов или сложной оперативной обстановки в населённом пункте, — прим.Ф.). Сертификаты куряне могут применить для покупки жилья и на первичном, и на вторичном рынке. Кроме того, жители курского приграничья могут купить жильё по сертификату на всей территории России, а не только в своём регионе.
— Вы знаете, мы исходим из того, что такие вопросы должны решаться местными и региональными властями в диалоге с людьми. Задача федеральных органов власти, министерства финансов — выделить необходимый финансовый ресурс. У нас эти деньги есть, и мы даём столько, сколько нужно региону, — сказал президент России Владимир Путин, отвечая на вопрос, не планируют ли федеральные власти ввести в Белгородской области такие же жилищные сертификаты, как и в Курской области.
Тогда президент сообщил, что «регион должен выбрать наиболее оптимальный вариант решения этих вопросов для людей» .
— Если кто-то решит в Курской области, в любом другом месте, что лучше получать сертификаты и дать возможность людям право выбирать приобретение жилья где угодно на территории Российской Федерации, мы пойдём навстречу людям, — добавил Владимир Путин.
Напомним, что ранее мы уже объясняли, что фактически в Курской и Белгородской областях действует одна схема: бюджетные деньги переводят на спецсчета, и в дальнейшем за эти деньги жители покупают квартиры или дома. Алгоритм по-разному назвали в двух областях, несмотря на то, что он одинаковый. Есть только одно отличие — в Белгородской области разрешили белгородцам покупать жильё только на территории области (его можно купить или же дождаться, пока построят — прим. Ф.), а в Курской — в любом регионе России.
С какими проблемами сталкиваются жители приграничья на практике?
В редакцию «Фонаря» обратилась белгородка Татьяна Белецкая. До начала специальной военной операции она жила в селе Солнцевка Белгородского района. С первых недель боевых действий село регулярно попадало под обстрелы, однако режим ЧС в нём региональные чиновники так и не ввели. Самой Татьяне пришлось уехать оттуда из-за сложной оперативной обстановки, её дом расположен меньше чем в 150 метрах от границы с Украиной.
Солнцевка на карте, Яндекс.Карты
Татьяна получила компенсацию за жильё, где она сейчас не может жить по объективным причинам, и, как того требует постановление, передала права на свой дом в Солнцевке властям Белгородской области. Однако прошёл уже год, но Татьяна до сих пор не может найти новое жильё, на которое ей хватило бы суммы компенсации.
В мае 2024 года женщина обращалась в минстрой Белгородской области чтобы узнать есть ли в области строящиеся дома или квартиры, подходящие ей по деньгам и квадратуре (у Татьяны Белецкой в Солнцевке был дом площадью 75,2 квадратных метра — прим.Ф.). Женщине предложили варианты в Губкине и Прохоровке, но дома были площадью 87,7 квадратных метра и за разницу нужно было доплатить самостоятельно.
В августе 2024 года Татьяне предложили ещё несколько вариантов квартир, но на тех же условиях — с доплатой. Так, за квартиру в строящемся доме в Губкине площадью 78 квадратных метров по 92 тысячи рублей за квадратный метр. Получается, Татьяне Белецкой нужно было доплатить 257,6 тысячи рублей, а такой возможности у неё не было.
Иллюстрация t.me/GPT4Telegrambot
Татьяна решила обжаловать в суде несколько пунктов постановления правительства Белгородской области, в частности пункт, из-за которого она не может купить жильё в другом регионе, и пункт, который запрещает покупать жильё на вторичном рынке. Белгородка считает, что постановление нарушает её конституционные права, потому что средств компенсации для покупки жилья в новостройке не хватает, а приобрести квартиру на вторичном рынке она не может.
— Они хотят людей здесь запереть, чтобы они не уезжали. Здесь идёт [Роскомнадзор], они (власти) это признают. Признают, что есть вызовы, что у нас напряжённая обстановка, но люди не должны уезжать. Прокуратура Белгородской области на мои обращения о том, что нужно разрешить уезжать из Белгородской области, как в Курской, несколько раз мне отвечала: «Ну вы можете здесь прибрести жильё, продать его и там где-то купить», — рассказывает Татьяна Белецкая.
Белгородский областной суд, где рассматривался иск Татьяны Белецкой, отказал ей в удовлетворении иска. На одном из заседаний, 4 февраля 2025 года, присутствовала корреспондентка «Фонаря», однако часть судебного заседания судья закрыла по просьбе представителей белгородского правительства, которые выступали ответчиками.
Причиной для закрытия стало то, что одним из доказательств, которое озвучивали в суде, стало некое постановление правительства РФ от февраля 2024 года. В нём указаны источники компенсаций за утерянное жильё и суммы. Этого документа, по словам представителей белгородского правительства, «нет в открытом доступе». Поэтому заседание в части изучения доказательств закрыли «принимая во внимание, что в настоящее время Россия проводит специальную военную операцию. Белгородская область граничит с Украиной, а представленные правительством Белгородской области в материалах дела документы содержат секретные сведения ограниченного оглашения».
— Позиция администрации в том, что власти отрицают, что нарушены какие-то мои права. Они объясняли, на чём вообще строилось постановление. Одно из оснований — стратегия развития Белгородской области до 2030 года, где указано, что в связи с вызовами, то есть в связи с [Роскомнадзором], люди уезжают, и чтобы не допустить оттока населения, было принято ограничение, по которому жильё можно купить только на территории Белгородской области, — объясняет Татьяна Белецкая.
Однако с пунктом, который касается запрета на покупку вторичного жилья на выделенные компенсации, всё гораздо сложнее.
— По предыдущему постановлению №82 предусматривалось два вида компенсации: один в виде выдачи жилья, а второй в денежном виде. И, чтобы не нарушать права людей, так как кто-то мог получить новое жильё, а кто-то — вторичку, прокуратура Белгородской области ограничила покупку вторичного жилья. По постановлению правительства № 84 всё было в виде денежной выплаты. Казалось бы, можно было разрешить людям покупать вторичку, но правительство даже не спросило у прокуратуры про такую возможность. На суде они [представители белгородских властей] сказали: «Мы торопились, мы спешили, чтобы дать людям возможность». А судья сказала: «Вы дали людям возможность, но теперь они мучаются и не могут приобрести жильё», — объясняет Татьяна Белецкая.
Как говорит Татьяна Белецкая, она не единожды обращалась к губернатору Белгородской области через его официальные соцсети, но после этих сообщений её профиль во ВКонтакте заблокировали.
— Я неоднократно оставляла сообщения на странице Гладкова о том, что нужно дать возможность приобрести жильё на вторичке. На каждое моё обращение был однотипный ответ с цитированием постановления и рекомендацией позвонить в Минстрой, а потом мой аккаунт был заблокирован, — рассказывает белгородка.
Однако, по её словам, есть люди, которые добились такой возможности, и купили жильё на вторичке. Она утверждает, что знает их лично, в частности, это жители соседнего с Солнцевкой населённого пункта.
***
Подводя итог, Татьяна говорит, что сейчас ситуация накалилась, потому что людей ставят в неравные условия: кому-то запрещают покупать жильё на вторичном рынке, а кому-то нет. Причём даже дают за квадратный метр компенсации больше, чем тем, кого обязали приобретать только новостройки.