В 2025 году редакция «Фонаря» продолжила вести список погибших в Белгородской области при атаках беспилотников, обстрелах ВСУ и детонациях боеприпасов. В минувшем году в нашем проекте мы записали погибших на позициях с 283-й по 429-й, то есть всего 147 человек. У многих из них, не смотря на наши усилия, пока не появились имена и возраст — в перечне они остаются «неизвестными».
Собранные данные — это компиляция из сообщений губернатора Вячеслава Гладкова, публикаций телеграм-каналов, информации от читателей и уточнений, появлявшихся позже. Но даже в таком виде перечень показывает главное: в 2025 году люди чаще всего погибали в дороге — в автомобилях, рядом с ними, по пути на работу или домой, а также в собственных дворах и домах.
Что мы видим в цифрах?
147 погибших — это треть от всех погибших мирных жителей с начала СВО на территории Белгородской области.
Наиболее частый сценарий в течение года — удары беспилотников по машинам. В официальных сводках, которые даёт губернатор Вячеслав Гладков, часто встречаются следующие формулировки: «дрон атаковал автомобиль», «БПЛА сбросил взрывчатку на машину», «ударил по грузовику», «атаковал служебный автобус». Погибают водители, пассажиры, люди, которые просто оказались рядом.
Самые опасные территории. В 2025 году в трагических сводках чаще других звучали Шебекинский округ, Валуйский округ, Грайворонский округ, Краснояружский округ, а также Борисовский и Ракитянский округа, Белгородский район. Больше всего жертв оказалось в Шебекинском округе — здесь погибли 36 человек. Ещё 27 случаев зафиксировали в Грайворонском округе. В Белгородском районе погибли 22 человек, в Валуйском округе — 21 человек. В Краснояружском районе оказалось 12 жертв, в Борисовском — десять. По восемь трагических случаев произошли в Ракитянском и Волоконовском районах. Ещё один случай зафиксировали в Вейделевском районе.
Семьи и дети — отдельная группа:
- 29 января, Разумное: в частном доме погибли Татьяна Сливка (38 лет) и её двухлетний сын Алексей. Ранения получили отец ребёнка и его брат.
- 6 февраля, Логачёвка (Валуйский округ): после сброса взрывчатки на автомобиль погибли три человека — мужчина и две девушки, одной было 14 лет.
- 16 апреля, Маломихайловка (Шебекинский округ): погиб 10-летний ребёнок; в списке отмечено, что первоначально была озвучена версия обстрела, позже губернатор сообщил о детонации мины в руках мальчика.
- 12 июня, Борисовка: умер двухлетний Гриша Баглай, которого доставили в больницу после атаки беспилотника по многоквартирному дому.
- 21 ноября, Новая Таволжанка: при атаке дрона погибли супруги Юлия Рыжкова (33 года) и Сергей Рыжков, их четырёхлетний сын был ранен.
Есть смерти спустя месяцы и даже год. Например, 11 июля в больнице скончался 22-летний Дмитрий Журавлёв, который получил тяжёлые травмы ещё при обстреле Белгорода 25 мая 2024 года и провёл в больнице больше года. А 16 декабря стало известно, что в больнице скончался мужчина, который получил тяжелые травмы во время обстрела села Ясные Зори 2 октября 2024 года.
Среди погибших — люди, связанные с публичной жизнью территории. В перечне встречаются: сотрудник администрации (водитель главы поселения, погибший при выезде на пожар), глава сельского поселения среди раненых, члены УИК и работники бюджетной сферы (например, педагог), а также бойцы подразделений «Орлан» и терсамообороны.
Статистика декабря 2025 года
Продолжая начатый осенью ежемесячный подсчёт, мы отдельно остановимся на статистике последнего месяца 2025 года. В декабре в Белгородской области от обстрелов и атак дронов погибли 15 человек. Жертвами атак дронов и обстрелов были как мужчины, так и женщины. В Шебекинском и Волоконовском округах погибли по пять человек. Ещё три случая зафиксировали в Грайворонском округе. По одному погибшему было в Белгородском и Борисовском округах.
Большинство трагических историй, как и в целом в течение года, связаны с атаками беспилотников по легковым автомобилям. Был один случай, когда женщина в Безлюдовке Шебекинского округа подорвалась на взрывном устройстве. Трагедия случилась и в районе хутора Гаевка Волоконовского округа 27 декабря. Там в результате детонации FPV-дрона на парковке предприятия погиб мирный житель.
Имена, которые мы установили
Когда мы устанавливаем имена погибших, мы обращаемся к читателям и подписчикам, к локальным телеграм-каналами, а также к другим источникам. За год нам удалось восстановить имена трети погибших за год — 52 человек:
- Татьяна Сливка и её двухлетний ребёнок Алексей Сливка,
- Нелли Николаевна Костина,
- Наталья Ивановна Младших,
- Алексей Зыбин,
- Дмитрий Григорьевич Шаповалов,
- Сергей Александрович Таранов,
- Сергей Александрович Укладов,
- Георгий Иванович Мутурнюк,
- Алексей Осипов,
- Даниил Камешков,
- Виталий Николаевич Додонов,
- Надим Исламович Редванов,
- Светлана Ивановна Тимошенко,
- Николай Худышев,
- Дмитрий Артюх,
- Алексей Яковлевич Попов,
- Елена Александровна Струганова,
- Виктория Ш.,
- 2-летний Гриша Баглай,
- Александр Николаевич Гаркавенко,
- Акоб Хачатрян,
- Александр Сорокин,
- Виктор Никифоров,
- Сергей Андреевич Пугачев,
- Наталья Васильевна Волкова,
- Дмитрий Журавлев,
- Анатолий Андреевич Приймачук,
- Александр Иванович Ломакин,
- Глеб Ткачев,
- Максим Плеханов,
- Валентина Черных,
- Ирина Владимировна Гребенюк,
- Сергей Иванович Семикопенко,
- Михаил Васильевич Терехов,
- Д.В. Азаров,
- Александр Севостьянов,
- Елена Александровна Подколзина,
- Василий Токарев,
- Виктор Иванович Литвиненко,
- Наталья Николаевна Кувшинова,
- Людмила Рудакова,
- Дмитрий Снурников,
- Игорь Вячеславович Гранкин,
- Юрий Владимирович Бондарь,
- Евгения Кравченко,
- Виктор Ленинг,
- Анатолий Иванович Толстов,
- Андрей Федорович Зыбин,
- Родион Клименко,
- Юлия Рыжкова,
- Сергей Рыжков.
«Неизвестные»
2/3 погибших мирных жителей за год на сегодня пока остаются безыменными. С вашей помощью мы можем уменьшить это число: посмотрите наши списки за 2025 год тут и здесь, и если вы знаете, кого мы пока ещё не указали в них, напишите нам на почту pr@fonar.tv или же в наш телеграм-бот @Fonar_peopleBot.












