Телеграм-канал «Акценты средней полосы» поделился данными исследования проекта «Сетевая свобода». Они собрали информацию по фактам ограничения интернет-свобод в регионах России и ранжировали субъекты от самых «зарегулированных» до лояльных.
Белгородская область заняла первую строчку среди регионов ЦФО с 376 фактами интернет-цензуры, десятью фактами уголовного преследования, а также тремя — административного давления за 2021 год. По информации авторов канала, годом ранее фактов притеснения свободы слова в интернете в регионе было всего шесть, а уже в год выборов Вячеслава Гладкова — в 62 раза больше.
При этом, добавим, что большинство выявленных фактов связаны с работой областной прокуратуры по распространению запрещённой информации. Так, например, по данным составителя карты на портале runet.report, в Белгородской области в 2021 заблокировали доступ к сайту, где рассказывалось о запрещённых способах охоты с помощью капкана. Под санкции попали страницы, с которых продавали паспорта, справки 2-НДФЛ, сертификаты о вакцинации, водительские удостоверения и дипломы об образовании.
Среди публикаций, на которые обратили внимание составители рейтинга, отметим июльские пресс-релизы белгородского Следкома о возбуждённых уголовных делах о преступлениях, связанных с экстремистской деятельностью и оправданием терроризма, про которые мы недавно вспоминали; суд над жителем Чернянского района, который на своей странице «ВКонтакте» опубликовал внесённый в федеральный список экстремистских материалов ролик о манифесте «Единой России» 2002 года; дело приговорённого к году колонии 48-летнего алексеевца, который в соцсетях призывал расправиться с единороссами, полицейскими и судьями Октябрьского районного суда; а также допросы белгородцев из-за фото с падающим агитатором «Единой России», которое в 2021 году опубликовал у себя в твиттере оппозиционный политик Максим Климов. Вероятно, рост числа фактов интернет-цензуры связан и с оппозиционными митингами 2021 года, когда силовики довольно щепетильно отрабатывали ситуацию в медиаполе и пресекали действия белгородцев в интернете.
Автор телеграм-канала «Сливы с рынка» вспомнил ещё три факта давления на белгородцев за написанное в интернете: уголовное дело за то, что под постом о митинге белгородец написал про бомбу, проверку полицейских из-за критического сообщения пользователя «Фейсбука» Дмитрия Максимова о компании «Регион Газ», сотрудников которой он назвал жуликами; а также протокол на белгородского тиктокера, который в форме автоинспектора станцевал танец петуха.
На втором месте антирейтинга «Сетевой свободы» оказалась Калужская область — 337 случаев, на третьем — Ярославская с 291 фактом. «Гран-при» — у Москвы с двумя тысячами нарушений. Эксперты объясняют, что показатели города-миллионника обусловлены его столичным статусом. Чуть легче «дышится» соседям в Воронеже и Курске — по 18 ограничений, самыми лояльными к высказываниям и призывам в сети стали силовики из Ивановской области, где зафиксировали всего четыре случая.