В субботу, 19 сентября, на площадке перед городским центром досуга прошёл отчётный концерт «Цирка на Крейде». Коллектив появился чуть более полугода назад, но сейчас юные циркачи уже знают, как удивить зрителей.
Цирком руководит 72-летний Роман Ваневский, который в январе 2015 года переехал из Иркутска в Белгород.
Он сам вёл представление вместе с двумя маленькими клоунессами. Как и положено на настоящем цирковом представлении, номера перемежались их выступлениями. Руководитель не забывал называть продолжительность тренировок артистов. Даже те, кто пришёл к нему заниматься всего несколько недель назад, сейчас уже показывали довольно сложные номера.
А показать «Цирку на Крейде», действительно, было что: одна смелая моноциклистка ездила по зигзагообразной траектории с завязанными глазами, а восьмилетняя Аня сначала гуляла по битому стеклу босиком, а потом спокойно легла на него. На девочку сверху положили доску, на которую встала другая участница труппы, но и это было не всё — в завершение номера сверху на Аню стали бросать острые ножи. Они отскакивали от её тела, как от железа. Чтобы зрители не думали, что их обманывают, предварительно те же ножи кинули в доску — они с лёгкостью вошли в дерево.
— Я чуть-чуть боялась, а сейчас чувствую себя как после массажа, — поделилась впечатлениями бесстрашная девочка.
Вечер закончился аплодисментами и большим букетом ромашек, который подарили руководителю цирка.
***
Небольшая бытовка Романа Ваневского заклеена плакатами с его представлений. Ваневский родился во Львовской области. Закончил физкультурный техникум, после армии уехал в Курскую область, где работал спортивным тренером команды глухонемых детей и преподавал в педагогическом училище.
— Там у меня появился учитель — фокусник-иллюзионист Анатолий Фомин, у которого я научился азам циркового мастерства, — начал свой рассказ Роман, попросив называть его просто «клоун Ромик».
«В 1975 году я приехал в Сибирь, в город Усть-Кут. Там открыл детскую цирковую студию «Криц» (цирк наоборот — прим. ред.), просуществовавшую до 2004 года. Мои ребята ежегодно гастролировали, ездили даже в Париж и Прагу».
Эти поездки оплачивал сам «клоун Ромик». Перед поездкой в Париж ему даже пришлось продать свой автомобиль, чтобы собрать нужную сумму и купить артистам билеты. Дальше жизненные обстоятельства сложились таким образом, что Ваневскому пришлось переехать в Иркутск. Там он снова растил маленьких циркачей, при этом жил в крохотной комнатке в общежитии, получая ставку школьного учителя.
—У меня есть повод для гордости — блестящие ученики. Иркутянка Настя Назарова стала единственной в мире десятилетней жонглёркой-виртуозом. Она кидала пять мячей или колец, жонглируя ими полторы минуты. В таком возрасте никто никогда этого не делал. В Пекине она заняла первое место на фестивале русско-китайской дружбы в номинации «Жонглирование», — продолжает Ваневский.
Параллельно он сам успевал учиться: сперва закончил истфак Иркутского государственного педагогического института, а потом и Восточно-Сибирский институт культуры.
«Я поступил в институт культуры со своими учениками. Они сказали, что им страшно, а я подбодрил, что пойду учиться с ними. Они потом бросили учёбу, а я закончил», — смеётся Роман.
«Клоун Ромик» в Иркутске отдавал цирку всё свободное время, на собственные деньги покупал реквизит. Учениками Ваневского были несколько тысяч детей, некоторые из них после стали артистами цирка.
— Ко мне приходили заниматься даже студенты. Они учились в институте на инженеров, а после меня пошли работать в цирк, — рассказывает мой собеседник.
***
Сейчас «клоуну Ромику» 72 года. Он приехал в Белгород в начале 2015 года, чтобы быть поближе к сестре, которая здесь живёт, и поближе к дому, к Львовщине.
Из Иркутска он привёз весь свой реквизит, который занял целый контейнер и весил около 20 тонн. Только сама перевозка обошлась мужчине в 120 тысяч рублей.
— Я собирал это годами. Не могу сейчас даже оценить стоимость. Наверное, тут на миллион всего.
Ваневский организовал цирковую студию сразу же после переезда.
«Я был вдохновлён, строил большие планы. И вот пришли первые дети, записались и выдержали буквально месяц. Пришли следующие — и снова ушли. На 8 марта мы давали концерт, выступали 16 человек. Из них остались только двое, кто занимается до сих пор. Текучка такая, что за это время через студию прошли 50 человек».
— Я делю детей на ленивых и трудолюбивых. Ленивые уходят. Цирк — это адский труд. Они этого не знают сначала и вдруг начинают понимать, что надо трудиться. Может быть талант, но только трудолюбивые могут достигнуть высоких результатов. У меня был здесь случай, когда я впервые пять раз ходил и возвращал девочку, которая занималась и бросала. Она талант, ловила всё на ходу. Я ходил, просил, но всё равно она бросила. Решила, что лучше, видимо, шататься по улицам и ничего не делать.
«Сейчас в студии занимаются дети от семи до 13 лет. Но я хочу работать также и со взрослыми. С ними я могу заниматься гимнастикой и акробатикой. Правда, когда говорю кому-то, они мне отвечают: „Это же дикость!“».
— Пришёл как-то ко мне мужчина, которому около 50 лет, и говорит: „Я хочу быть клоуном, но стесняюсь“. Я сказал ему: „Давайте! Прекрасно. Сейчас будет концерт, вместе выйдем клоунами“, но он сразу сдался: „Нет, меня потом засмеют. Скажут: мужик взрослый в детство играет“. Почему все считают, что это детство?»
«В Белгороде не развита культура цирка — вот в чём беда. Родители не понимают, чем занимаются дети. Лишь единицы из них говорят: «Здорово!». Если бы родители были заинтересованы в том, чтобы ребёнок ходил в студию, они бы на него влияли, и он, может быть, добился успеха. Здесь вообще специфика совсем другая. Есть проблема непонимания. И зрители нас не воспринимают. Я сегодня, например, ожидал, что публики будет больше. Вот когда депутаты пришли сюда, тогда было много народу», — завершает свой грустный рассказ «клоун Ромик».