Центр, которым руководит Евгений Гоголь, официально называется Белгородский региональный ресурсный инновационный центр — БРРИЦ. Если объяснять сложно, то вместе это несколько подразделений: Инновационный бизнес-инкубатор, Региональный центр инжениринга, Центр кластерного развития и пара других сложных формулировок. На деле за сложными словами скрывается набор региональных программ и площадок, которые бесплатно помогают малому и среднему бизнесу. Практически все эти площадки сосредоточены в одном месте — в бизнес-пространстве «Контакт» (поэтому такое нестандартное название).
В чём смысл? Чистый прагматизм: государство «в тепличных условиях» выращивает перспективный бизнес, который потом должен приносить владельцу доход, казне — налоги. Никакого альтруизма, именно поэтому рассчитывать на поддержку могут только новички в бизнесе.
— Много желающих?
— Не так много, как хотелось бы, — поясняет Евгений Гоголь. — Многие просто не знают, что мы поддерживаем малый и средний бизнес. А есть те, кто хотят сэкономить, но при этом не подходят нам по критериям.
На поддержку может рассчитывать только малый и средний бизнес, в основном это, конечно, стартапы которые не просуществовали на рынке три года. При этом, основной критерий — «инновационная составляющая». Формального определения этого критерия нет. Руководитель БРРИЦ поясняет, что бессмысленно рассчитывать на поддержку людям, которые идут стандартными путями типа: «купи-продай». Но это не значит, что здесь принимают только социальные проекты, на которых толком и не заработаешь.
— Если приходит коммерсант, у него «инновационная» идея, но чисто коммерческая. Для вас это проблема?
— Для нас это то, что нужно!
— И предпринимателям не надо придумывать «социальную» составляющую своего бизнеса?
— Это необязательно. Но такие проекты мы тоже поддерживаем, у нас есть центр инновационной социальной сферы — там как раз занимаются именно теми коммерческими проектами, которые заточены под социальную сферу. У нас есть компания, которая открывает детские площадки и продаёт турники для них. Есть частные детские сады, хотя это напрямую коммерческий бизнес, но они так же являются нашими клиентами. Нет жёсткого разделения. Мы прекрасно понимаем, что иногда социальный бизнес бывает не так рентабелен. Но мы его поддерживаем, понимая, что это бизнес. Кстати, очень много инновационных проектов именно в социальной сфере, потому что этой нишей долгое время никто не занимался.
Сама поддержка может быть разная: стартаперам могут дать помещение в бизнес-пространстве «Контакт» на льготных условиях, и они будут платить за аренду сначала 15 процентов от её рыночной стоимости, потом 25 и уже 50 процентов на третий год существования компании. Здесь помогут юридической консультацией и расскажут о грантах, которые потенциально может получить компания или индивидуальный предприниматель. Сюда могут обратиться даже обладатели производств с дорогими станками, которые хотят модернизировать их по государственной программе. А могут прийти люди, у которых даже нет юридически оформленного бизнеса, но есть идея и хороший бизнес-план.
— К вам может прийти группа студентов с определённой идеей и попросить помощи и разъяснений?
— Да, без проблем. Любой наш сотрудник, который занимается тем или иным проектом, может дать любую необходимую информацию. Мы берём за руку предпринимателя и ведём его. Есть фонд малой государственной поддержки. Мы тоже можем рекомендовать предпринимателей на участие в программах господдержки — это кредиты, гаранты, субсидии, финансирование и другое. На самом деле, мер господдержки в нашем регионе много, проблема в незнании или нежелании узнать о них. Грубо говоря, только ленивые не пользуются теми преференциями, которые у нас есть. Я лично состою в Фонде содействия инновациям. Этот фонд ежегодно проводит конкурсы и отборы по финансированию «УМНИКов» — молодых людей до 30 лет, представителей вузов, которые презентуют свои идеи в виде проектов. Они могут получить до 500 тысяч рублей на реализацию их задумок. Но я повторю: наша задача — провести предприятие «от и до», естественно работать за него никто не будет. Много предприниматели так и приходят, требуя ещё и рынки сбыта. Мы можем только подсказать.
Если человек до сих пор не знает, если ли в его бизнес-идее «инновационная составляющая», то есть пара понятных примеров. Например, технопарк BelRobot, где дети получают образование в научно-техничеcкой сфере. Любые проекты, связанные с техническими инновациями, будут добавлять потенциальным резидентам Фонда шансов на получение льгот. Они могут рассчитывать на поддержку, если занимаются IT и компания включена в реестр Минкомсвязи РФ.
— А что будет, если к вам придёт четыре таких компании?
— Таких проблем у нас пока не было, потому что инновационность — это хороший фильтр. Понятно, что любые ресурсы ограничены. Среди конкурирующих проектов в таком случае проводится конкурс. Самое главное в конкурсе — это количество рабочих мест будущего предприятия, его средняя зарплата и бизнес-план. Это важные факторы в предоставлении поддержки.
— Влияет ли форма предприятия (ОАО, ИП, ООО) на то, будете ли вы поддерживать его?
— Есть закон, который определяет субъекты малого и среднего бизнеса. К ним относятся как индивидуальные предприятия, так и общества с ограниченной ответственностью. Собственно говоря, разницы нет — мы поддерживаем всех, если предприятия соответствуют критериям.
— Люди, которые к вам приходят, почему чаще всего получают отказ?
— Если мы говорим о помещениях, то отказов очень мало, и они в основном связаны с неправильным оформлением документации. Там у нас постоянная текучка: три года и в свободное плаванье. Никогда не бывает заполняемости на 110 процентов. Есть такие компании, которые переоценивают свои возможности. Бывают разные причины. Если мы говорим про субсидии, в этом году из 25 претендентов на получение субсидий прошли только 13. Это связано с тем, что подали заявки компании, которые являются продавцами услуг. Субсидии мы даём тем компаниям, которые являются производителями услуг и у которых всё в порядке с заработной платой и состоянием рабочих мест, которые работают не первый год.
Евгений Гоголь говорит, что если у кого-то есть идеи или готовый бизнес, который надо развивать (и если он соответствует критериям), то человек может обратиться лично в приёмную бизнес-центра «Контакт» (Белгород, улица Королёва, 2а, 2 корпус — прим. ред.), где его сориентируют и предложат план действий.
— Процедура несложная, но требует времени. Где-то с момента возникновения идеи и заключения договора аренды проходит приблизительно 2-3 месяца. Например, срок льготной аренды — три года. За это время ваш бизнес должен окрепнуть, чтобы начать самостоятельно развиваться на рынке, и вы сами могли арендовать офис.
По возникающим вопросам можно звонить: +7 (4722)59-95-93, заходить на сайт бизнес-пространства «Контакт» и добавляться в официальную группу во «ВКонтакте».