Bravo и «Квартирный вопрос». Интервью с белгородской художницей Анастасией Мазур-Скробовой, чьи работы покупают в Америке, Германии и других странах мира

Анастасия Мазур-Скробова состоялась в Белгороде как художник: здесь прошли десятки её выставок, написаны лучшие картины, появились преданные её творчеству люди. Сейчас художница живёт в Таллине и продолжает продавать свои картины по всему миру. Внештатный корреспондент «Фонаря» поговорила с девушкой о том, как построить творческую карьеру и как можно профессионально развиваться в таком маленьком региональном городе, как Белгород.

«Сбывшаяся детская мечта»

— Анастасия, когда ты начала рисовать? Где училась этому?

— Начала рисовать, как любой ребёнок, научившись держать в руке карандаш. Я всегда предпочитала это занятие другим играм. Просто, в отличие от большинства, с возрастом рисовать не перестала.

Не считая школьных кружков после уроков, я не училась рисованию до 20 лет. Просто занималась тем, что люблю. Но потом задумалась о том, что мне не хватает знаний, а самостоятельное обучение по книгам не позволяет получить оценку со стороны. Я попыталась найти студию, но мне не нравился единый ко всем ученикам подход. Однажды я случайно оказалась в мастерской Григория Владимировича Новикова. Спросила, даёт ли он уроки. Он ответил, что только для поступающих в художественные вузы, не ради хобби. Я была настойчива, поступать не собиралась, но уже тогда понимала, что это не просто «для себя», и мы договорились, что я покажу свои работы. Они понравились, и так я стала учиться в мастерской рисунку и живописи. Потом были разные курсы, на какие-то я ездила в Питер, что-то проходила онлайн. До сих пор, если встречаю интересную технику, ищу, обучает ли ей художник.

Фото из личного архива Анастасии Мазур-Скробовой

— Помнишь свою первую выставку? Чем она тебе запомнилась?

— Первая выставка, в которой я участвовала, — арт-фестиваль галереи «Родина» 5 августа. По-моему, это был 2012 год. Это очень интересный опыт, так как зрители — случайные прохожие. Кто-то смотрел, фотографировал картины, спрашивал, продаются ли они. Кто-то высказывал предположение, что это выставка детских рисунков. Тогда это расстраивало, сейчас воспринимаю как комплимент. Обожаю детские рисунки.

Потом мне часто предлагали выставки в кофейнях, местных заведениях, на мероприятиях и фестивалях. В какой-то момент работ уже хватало на персональную выставку где-нибудь на небольшой площадке. Параллельно я часто участвовала в больших выставках в «Родине» и в Белгородском художественном музее. Для фестиваля «Этажи» в филармонии я каждый год старалась собрать не выставленные ранее картины.

— Опыт участия в каком проекте или выставке запомнился тебе больше всего?

— Очень запомнились последние «Этажи»: во время фестиваля я писала картину на глазах зрителей. С моей боязнью публики это было непростым испытанием. Картина называется Bravo: она про взаимоотношение артиста с искусством и оценивающими зрителями. А ещё у эксперимента случилось интересное продолжение: авторское право на эту работу приобрело английское издательство. Скоро во всем мире будут поздравительные открытки с этой картиной.

Картина Bravo, нарисованная на фестивале «Этажи»

Запомнилось первое сотрудничество с программой «Квартирный вопрос». Такая сбывшаяся детская мечта. Я трижды рисовала картины для их проектов. Попала, написав письмо в интернет-магазин передачи с вопросом, есть ли в их ассортименте картины. После этого мне перезвонили из редакции «Квартирного вопроса» с предложением сотрудничать. Они как раз в это время искали художника с похожим на мой стилем.

«Приятно осознавать, что мои работы можно встретить в Лондоне»

— Как получилось, что ты начала расписывать белгородские заведения?

— Я ничего специального не делала. Стали обращаться собственники или дизайнеры с предложениями. Мне очень нравится масштаб. Нравится, что роспись — часть места: не временное украшение, а продолжение истории, атмосферы. Грущу, что не удалось реализовать проект ещё одной росписи. Это был идеальный заказ: «Вот стена, рисуй, что хочешь». Но 2020 год рушит все планы.

— Ты делала почтовые открытки, сумки со своими работами. Почему ты решила использовать такие форматы распространения творчества?

— Первые открытки я напечатала для выставки в рамках «Ночи искусств». Команда проекта «Культурный регион» тогда дополнила картины расширенной реальностью в приложении Artefact. Многим хотелось унести с собой такой сувенир, некоторые — я раздарила друзьям. После этого открытки продавались в нескольких местах города. Кто-то добавлял их в букеты, кто-то отправлял по почте. С тех пор я начала иногда печатать новые работы. Даже сейчас у меня заранее заказывают открытки с Таллином, хотя я даже не знаю, где здесь типографии. Это приятно. Ещё есть открытки с моими картинами у филармонии. Я рисовала для трёх фестивалей филармонии: «Этажи», Sova и фестиваля Борислава Струлёва.

А картины на сумках появились случайно. Мы с подругой обсуждали, что сложно купить красивый шопер (тогда было правда сложно). Она сказала, что носила бы с картиной, а не логотипами супермаркетов. Я стала искать возможность напечатать два — себе и ей. Выяснилось, что нужно собрать тираж. Я пожаловалась на это в инстаграме, и за день половина минимального тиража была собрана по предзаказу. Остальные тоже довольно быстро продались в разные города и страны. Для меня это было полной неожиданностью. До сих пор радуюсь, когда встречаю сумки на фото. Но я не люблю организационные процессы, доставку-отправку, к тому же нельзя проконтролировать каждый этап производства, особенно удаленно, поэтому не уверена, что будут ещё подобные вещи.

— Ты рассказывала в посте в социальной сети, что твои работы купили в США. Как подобные клиенты находят тебя?

— Мои картины покупали не только в Америке, но ещё в Великобритании, Германии, Украине, Франции и Италии. Я обожаю, когда картину приобретают для коллекции в новом городе. Очень приятно знать, что моё искусство можно встретить в Лондоне (кстати, второй по популярности моих картин город после Белгорода), Париже, Лос-Анджелесе, Палермо. У меня даже есть карта с сердечками — моя «Коллекция коллекционеров». В основном, это продажи через онлайн-галереи: Artfinder, Saatchi. Несколько — через инстаграм. Есть коллекционеры, с которыми мы продолжаем общаться и после сделки. Кто-то даже в гости зовёт, это очень приятно и мило.

Из личного архива Анастасии Мазур-Скробовой

— Получается на творчестве зарабатывать деньги для достойной жизни?

— Искусство — мой единственный источник дохода уже больше двух лет. Да, нестабильный и непредсказуемый, но зарабатывать можно любым ремеслом, если любить, что делаешь и выкладываться. У меня было ИП в России, сейчас я в процессе его закрытия и изучаю варианты, как всё правильно оформить в Эстонии. Здесь у меня пока нет мастерской, это очень осложняет работу над большими холстами, но надеюсь, что скоро вернусь к привычному режиму. Сейчас каждый день рисую дома скетчи, за карантин семь из них разлетелись по разным городам.

«Возможностей в городе достаточно»

— Как молодому художнику начать выставлять свои работы? Как происходит процесс принятия работы в тот или иной музей, галерею?

— Для участия в крупных выставках в «Родине», художественном музее проходят так называемые «выставкомы», на котором необходимо очное присутствие с работами. На них жюри голосованием отбирает работы. Могут голосовать сразу за всё или по отдельности. Они руководствуются не только качеством работ, но и общей экспозицией выставки, поэтому сложно предсказать, пройдут картины или нет. «Родина» регулярно проводит арт-фестивали на улице, объявляет о приёме работ, есть вариант онлайн-заявки.

Возможностей в городе достаточно, площадки сдаются даже в аренду. Но для начинающих художников, мне кажется, важнее понять, для чего им вообще нужна выставка, так уж ли хочется участвовать везде и демонстрировать каждую свою картину трижды.

— Жизнь в Белгороде уменьшает возможности художника? В столице проще? Или в подобной деятельности место не играет большой роли?

— В зависимости от того, что ты понимаешь под возможностями и успехом художника. Если выставки и продажи — то, конечно, больше возможностей в крупных городах. Если рассматривать успех как собственный узнаваемый стиль, рост мастерства, то здесь географическое положение почти не играет роли, но проще развиваться в творческой среде. Если окружить себя талантливым сообществом, чтобы было интересно расти, то место второстепенно.

— Что сейчас происходит в твоём творчестве?

— Перед переездом я готовила серию работ для новой выставки, искала площадку. Но планы поменялись, и я решила, что удобнее продать уже написанные картины и начать заново в Эстонии. Пока у меня нет здесь мастерской, да и возможности работать над большими холстами дома. Не знаю, когда смогу представить новую выставку, а хотелось бы. Участие в коллективной работе тоже сложно планировать в нынешних условиях. Пока есть приглашение участвовать в одной выставке, посвящённой карантину. Она пройдёт летом во Франции.

Мила Витива

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

В Белгороде открылась выставка художницы Алины Копейкиной, которая нарисовала Дарта Вейдера на Соборной площади

В Белгороде открылась выставка художницы Алины Копейкиной, которая нарисовала Дарта Вейдера на Соборной площади

В Белгородском художественном музее покажут картины сестры Николая II

В Белгородском художественном музее покажут картины сестры Николая II

Белгородцев приглашают поучаствовать в конкурсе художественной фотографии

Белгородцев приглашают поучаствовать в конкурсе художественной фотографии

Белгородского художника признали «выдающейся личностью» Евразийской Творческой Гильдии

Белгородского художника признали «выдающейся личностью» Евразийской Творческой Гильдии

В Белгороде на Арбате появились четыре новые картины

В Белгороде на Арбате появились четыре новые картины

Белгородцев ждут на выставке омской художницы Алёны Шапарь про детские воспоминания

Белгородцев ждут на выставке омской художницы Алёны Шапарь про детские воспоминания

«Художник не должен быть голодным». Софья Орешкина — о маргинальности, граффити и паблик-арте в Белгороде

«Художник не должен быть голодным». Софья Орешкина — о маргинальности, граффити и паблик-арте в Белгороде

Белгородские художники организуют онлайн-выставку «Добро пожаловать в город добра и благополучия»

Белгородские художники организуют онлайн-выставку «Добро пожаловать в город добра и благополучия»

Известные музыканты и актёры присоединяются к проекту «Играем, читаем, создаём для Белгорода»

Известные музыканты и актёры присоединяются к проекту «Играем, читаем, создаём для Белгорода»

Выставка рисунков белгородских школьников открылась в Дагестане

Выставка рисунков белгородских школьников открылась в Дагестане