Анатолий Вассерман признался, что в Белгород приезжает не в первый раз, и в нём ему нравится «практически всё, что он здесь видел». В начале встречи публицист провёл вводную лекцию по истории. Вот несколько интересных моментов из неё.
— При всей славе и известности Александра Невского его прижизненные изображения не сохранились, да и словесные портреты в летописях довольно расплывчаты. Так что на ордене имени Александра Невского образца 1942 года изображён профильный портрет актёра Николая Черкасова в роли Александра Невского из одноимённого фильма.
— Нынешний Европейский союз воспроизводит контуры Европейской части Римской империи. Забавно, что те страны, которые не входили ни в Восточную, ни в Западную часть Римской империи, в нынешнем Европейском союзе чувствуют себя инородно.
— У нас часто говорят, что Русь защитила Европу от восточного нашествия, но это не совсем так. Конечно, экспедиционный корпус Бату Хана (Батыя) изрядно поредел в боях на Руси, но всё-таки сил на то, чтобы бить европейских рыцарей, у него хватило бы ещё надолго.
— О том, кем был Рюрик, до сих пор нет единого мнения. Лично я считаю наиболее обоснованной версию, что это был Хрёрик Скьёлдунг, выходец из Скандинавии, правивший большую часть жизни в нынешних Нидерландах. Это довольна лестная версия. Род Хрёрика настолько древний, что его родоначальником считается бог войны и мудрости Один.
— Русские воины были вооружены не менее серьёзно, чем западные рыцари и, соответственно, если бы ледовое побоище было действительно на льду, то провалились бы и те и другие, поскольку лёд в апреле чисто символический.
— Александр Невский не зря заслужил титул святого, не зря в его честь названы ордена. Мы живём в условиях в значительной степени, созданных именно Александром Ярославичем.
Во второй половине лекции Анатолий Вассерман ответил на вопросы зрителей и обсудил с ними интересные ему темы. По словам интеллектуала, он часто сталкивается с тем, что его слова понимают неправильно. Так, например, многие думают, что он поддерживает наркотики и проституцию, но это не так. Публицист считает, что их нужно легализовать как раз для того, чтобы решить проблемы, с ними связанные.
— Это достаточно сложная проблема, но если наркотики уже запретили, и, тем самым, запустили экономический механизм, приводящий к росту потребления, то для его сокращения недостаточно запрета. Что касается проституции, запрет также порождает гораздо больше проблем, чем решает. Как показал опыт стран, где она легализована, проблема становится меньше, но ненамного. Но если запрещать проституцию, то большая часть проблем остаётся. Это не значит, что проституция — добро, это зло, — добавляет Вассерман.
Ещё публицист считает, что в России нужно разрешить носить оружие для самообороны.
— Что касается легализации вооружённой гражданской самообороны, она не сводится к тому, чтобы распространить оружие по всему миру. Надо легализовать обучение правильной самообороне, научить не заставлять нервничать людей и не нервничать самим, правильно оценивать ситуацию, — считает Анатолий Вассерман.
Журналист также высказался по поводу «переписывания истории с нуля». По его словам, этим сейчас занимаются многие отечественные и западные историки. Причину этого он видит в политике.
— Из истории выбирают те события, которые дают возможность обосновать нынешнюю политику, соответственно все изменения в преподавании истории так или иначе порождены политическими соображениями. Поскольку политика меняется, меняется и трактовка истории. Например, когда правящим домом стали Романовы, сразу же появились исторические труды, где говорилось много неприятного про предпоследнего Рюриковича Ивана IV. Большая часть того, что о нём говорили и писали при Романовых, это либо преувеличение, либо прямая клевета. Им это было необходимо, чтобы утвердиться на престоле, — объясняет Вассерман.
В конце встречи публицист рассказал об интересном историческом парадоксе.
— Если какой-то правитель живёт непомерно долго, то, с большой вероятностью, его преемник, наоборот, будет править очень недолго. Например, Королева Виктория стала королевой в 1837 году, а умерла в 1901-м. Её сын Эдуард, унаследовавший престол, умер в 1910-м. Она правила 63 года, а он всего девять.