Обратившийся в редакцию Николай Жариков работал агрономом в «Русагро», но с 2014 года мужчина решил самостоятельно заняться фермерским хозяйством и присмотрел себе участок рядом с селом Шмарное в Старооскольском горокруге. Несколько лет мужчина арендовал у местной администрации землю и выращивал на ней пшеницу, но с 2017 года ему запретили арендовать землю всего на год.
— «Русагро» бросили участок земли, которым они уже не пользовались. Они, скорее всего, арендовали эту площадь. Я участок этот разработал и подал в администрацию документы, чтобы мне предоставили его в аренду. Они заключили со мной договор на один год. Я пользовался этой землёй, каждый год заключая с администрацией новый договор аренды — так было до 2017 года, — объясняет фермер.
Потом администрация городского округа, по словам фермера, отменила договоры аренды на один год и ввела только долгосрочную аренду. Для этого нужно было, чтобы арендатор поставил участок администрации на кадастровый учёт. Мужчина взялся за оформление документов, чтобы вновь ему предоставили возможность выращивать на этой земле урожай.
— Я сделал все обследования, оформил все необходимые документы. Это заняло у меня очень много времени. С 2017 года я не арендовал этот участок, потому что занимался оформлением документов. И только с прошлого года я подал документы на регистрацию участка в МФЦ. Они всё приняли и выставили участок на торги, — объясняет Николай Жариков.
Как только участок выставили на торги, им заинтересовалась компания «Русагро». Начальная стоимость участка была 128 тысяч рублей, но когда крупный агрохолдинг предложил цену свыше 400 тысяч, мужчина не смог выдержать конкуренцию.
— «Русагро» раньше бросили этот участок. Зачем они вышли со мной на торги? На этот вопрос они ответили, что в фирме поменялась концепция, и теперь им нужно собирать все участки. Как маленький фермер может конкурировать с мировой компанией? Я — малый бизнес, взял кредит в 500 тысяч рублей только на удобрения и семена, успел засадить часть земли. Всего потратил на этот участок где-то миллион рублей. Теперь мне придётся этот кредит отдавать, только на урожае я уже не заработаю, потому что теперь это земли «Русагро», — объяснил обратившийся в редакцию мужчина.
«Развитие фермерских хозяйств»
В апреле 2021 года врио губернатора Белгородской области Вячеслав Гладков во время личного приёма граждан сказал, что в регионе нужно развивать фермерские хозяйства. Но, получается, что параллельно с этим обозначенным руководителем региона вектором в области малым предпринимателям приходится конкурировать с крупными агрохолдингами.
— Пусть врио губернатора скажет «нет» фермерскому хозяйству. Какое развитие фермеров? Какие мы конкуренты «Русагро» — это всё просто «отбор» земли. У меня были единственные 30 гектаров, которые и то находились в аренде. А как же другие ребята, у которых также сейчас отберут земли? А они уже и комбайны, и другую дорогую технику купили, им все родственники помогают. Один из фермеров на торгах выиграл у «Русагро», но он теперь должен заплатить администрации 24 тысячи за гектар. Его семья не выдержит этой цены, они будут работать в ноль. Вот и результат этих торгов, — продолжает Николай Жариков.
Мужчина также отметил, что всё зерно, которое он выращивал на арендуемом участке, продавал местным жителям иногда за копейки, иногда даже в долг. По его словам, у «Русагро» жители уже не смогут купить зерно, потому что они весь урожай экспортируют. Жариков возмущается, что от конкуренции с крупным агрохолдингом страдает не только малый бизнес, но и местное население. Он не понимает, о каком развитии фермерских хозяйств говорят власти, если у многих предпринимателей сейчас фактически «отжимают» землю по той же законной схеме. Это действительно не единственный случай, когда фермерам не дают реализовать свою продукцию и буквально препятствуют развитию малого бизнеса в Белгородской области. Например, «Аргументы и факты Белгород» рассказали о фермере из Алексеевки, которому в 2017 году тоже не продлили договор аренды без объяснения причин.