Белгородский фермер Даниил Счастливцев в 2017 году взял в аренду у Старооскольской администрации земельный участок (по документам земля оформлена на отца Даниила — прим. Ф.). Вплоть до 2020 года мужчина исправно платил аренду и разрабатывал это поле. По его словам, департамент имущественных и земельных отношений заявлял, что данный участок кадастрового номера не имеет, и земля никому не принадлежит.
— В 2017 году мы взяли в аренду заросший земельный участок у департамента имущественных и земельных отношений. В сельский совет написали ходатайство, что мы берём эту землю для работы. [Сотрудники] департамента сказали, что это поле не имеет кадастрового номера, и мы можем работать. Подписал с нами соглашения, говорит: «Разрабатывайте, а потом оформим». Выставили нам счёт, мы оплату каждый год вносили по этому договору, — рассказывает Даниил Счастливцев.
Осенью 2020 года он в очередной раз заплатил аренду за использование земельного участка и посадил там озимую пшеницу. Весной 2021 года мужчина обратился в администрацию Старооскольского городского округа, чтобы заключить долгосрочный договор аренды, но получил отказ. Оказалось, что земельный участок имеет пайщиков, которые являются собственниками земли, поэтому все договорные отношения он был обязан оформить с ними. С его слов, ранее про это он не знал.
— В прошлом году мы начали заниматься оформлением всех этих документов. В департаменте нам сказали, что нужно делать межевание этого участка за свой счёт. Потом сделали выписку из МФЦ и обнаружили, что эта земля принадлежит пайщикам. Нашли мы пайщиков, чьи доли на этой земле находятся. Кто-то умер, кто-то вступил в наследство. В сентябре мы засеяли всё это поле озимой пшеницей. В апреле вызывают нас в департамент земельных имуществ и ставят перед фактом, что это поле замежёвано, и ему присвоят новый кадастровый номер, и будут проводиться торги, — объясняет мужчина.
Даниил Счастливцев говорит, что Старооскольская администрация не имела права сдавать ему участок, который имел пайщиков, а тем более присваивать полю новый кадастровый номер и выставлять землю на торги. Но это только первая проблема.
С его слов, по документам администрация присвоила участку большую площадь, чем есть на самом деле. Он полагает, что это было сделано специально, чтобы фермер не смог конкурировать с крупным агрохолдингом ООО «Русагро-Инвест», так как с появлением этой компании на торгах цены за гектар возросли в несколько раз.
— По Земельному кодексу РФ земли сельхозназначения передаются, если на торгах есть несколько списков участников. Мы спросили, кто участники, нам ответили, что никого больше нас нет. Они потом обмежевали 77,5 гектара. По факту, площадь поля, которое сейчас там есть, — 68 гектаров. Они залезли на часть, которая принадлежит государственному природному комплексу заказника регионального значения «Дмитриевский». Я поехал к начальнику департамента земельных имуществ. Я рассказал о том, что они обмежевали неправильно, так как площадь не соответствует действительности. За что я буду торговаться? Мне ответили, что торги — это формальность. После их проведения якобы кадастровый инженер внесёт изменения. В итоге компания «Русагро» оказалась на торгах на данное поле, которое я уже засеял пшеницей. Хотя по правилам проведения торгов крупная компания не может участвовать в торгах с ИП, так как последний неконкурентоспособен. Опять же было нарушение закона, — считает фермер.
Очевидно, что торги выиграла «Русагро», которая не только не дала мужчине заниматься фермерским хозяйством, но и заставила его понести убытки. Даниил потратил на посев озимой пшеницы около миллиона рублей, но, с его слов, он так и не может собрать урожай. Мужчина объясняет, что крупный агрохолдинг не даёт ему даже появиться на поле, так как «Русагро» поставил там охрану.
— В адрес руководства «Русагро» я направил письмо с просьбой взять этот же участок с моей пшеницей в субаренду уже по рыночной стоимости, но я получил письменный отказ. После торгов в департаменте мне опять сказали обращаться в «Русагро», чтобы они дали мне возможность убрать урожай. На посев я потратил около миллиона рублей. Хотя земли им должны были передать только после уборки урожая. В итоге мне в «Русагро» дали ответ, что понесли большие убытки из-за большой арендной платы этого земельного участка. Поэтому в аренду мне поле также отказались отдавать. Урожай мне убрать не дали, наоборот, выставили охрану на тот участок, — жалуется Даниил Счастливцев.
Фермер написал заявление в прокуратуру, антимонопольную службу, Минсельхоз России, а также в управление президента РФ.
— На данный момент идёт какое-то разбирательство, положительного ответа от ведомств пока нет. Через три недели начало уборки, если «Русагро» скосит урожай — будет ужасно. Департамент имущественных и земельных отношений Старого Оскола на данный момент предлагает мне другие участки. Но кто мне те затраты на том участке вернёт? Чиновники говорят, что всё прекрасно понимают, но такой компании как «Русагро» не могут противостоять, так как там «большие» люди, — цитирует чиновников Счастливцев.