О лечении пациентов с COVID-19 на амбулаторном этапе
Андрей Иконников в своём докладе рассказал о принципах построения модели оказания медицинской помощи при коронавирусе, принятых нормативных документах, единых алгоритмах оказания медпомощи и о том, как информируют пациентов. Вячеслав Гладков на рассказ подчинённого отреагировал коротко: «Я не понимаю». Врио губернатора пояснил, что не услышал, как пациентов обеспечивают лекарствами в начале лечения от коронавирусной инфекции.
— Два препарата, которые рекомендовал главный инфекционист, будут в 12-х методических рекомендациях и будут разрешены на амбулаторном этапе. В настоящее время на амбулаторном этапе [они] не разрешены, потому что 11-е методические рекомендации не предусматривает лечение ими на амбулаторном этапе. Это решение министерства здравоохранения, — ответил на интересующий врио губернатора вопрос Иконников.
Гладков рассказал, что подобное происходит уже в Москве и удивился, почему Белгородская область ещё не начала обеспечивать лекарствами больных коронавирусом уже в начале лечения.
— Почему в Москве это происходит, но не происходит у нас? Я же не сам придумал это. Мне об этом рассказал главный инфекционист: Москва идёт по этому пути, благодаря этому там сокращается смертность. Почему там это происходит, а мы не можем этого сделать?
Глава депздрава ответил, что главный инфекционист Владимир Чуланов рекомендовал изначально применять лекарства в стационаре, причём сразу, что и делает сейчас региональный департамент. После выхода новых методических рекомендаций лекарства станут применять в начале лечения и на амбулаторном этапе.
— С моей точки зрения, крайне формализованный подход. У нас не совсем эффективная работа по выявлению заболевших ковидом. Мы не можем поставить диагноз больным, мы не можем зафиксировать, что человек заболел, начинаем лечить от других болезней, а когда начинается ухудшение — разводим руками и говорим, что вы «сами виноваты». Я не услышал от вас ответа. Мы должны исходить из имеющихся у нас ресурсов, кадровых, финансовых, медицинских, из рекомендаций, которые мы получили, что мы что-то сейчас существенно меняем. Вы уходите в формализм. Вы прикрываетесь формальными решениями, которые сегодня не исполняются даже в полном объёме на территории региона. Количество жалоб зашкаливает, люди умирают, количество людей, которых мы поздно лечим, — растёт. Качество работы не очень высокое. Что нужно сделать? Я пригласил главного инфекциониста, научно-исследовательский институт, заключили договор, начали что-то делать, но начинается подготовка к сезону гриппа. Давайте встретимся с главными врачами, устройте совещание. Я ещё раз переговорю с министром здравоохранения. Я не врач, я реагирую на качество, на результативность. Люди предъявляют претензии. Это мои полномочия и я не могу с этим мириться. Снимаю этот вопрос, он не принимается, — категорично прервал попытку начальника депздрава отчитаться о проделанной работе Вячеслав Гладков.
О медицинских кадрах
Согласно статистике департамента здравоохранения, в регионе трудоустроили 254 новых медработника, из которых 99 приняли в первичное звено. Ещё 66 человек подтвердили готовность в ближайшее время приступить к работе. По словам Иконникова, необходимо привлечь ещё 267 врачей, из них 140 — в первичное звено.
— Мне хотелось бы, чтобы вы мне разложили это в разрезе каждого муниципалитета. Если в Белгороде и Старом Осколе это решить проще, то в районах это будет достаточно большой проблемой, если мы хотим решить это до 1 января 2022 года. Мне сейчас нужно [знать] именно в такие сроки, — заявил Гладков.
О мотивации медработников к досрочному выходу из декрета
По словам Иконникова, сейчас в Белгородской области в декрет ушли 219 медработниц. Тем, кто согласен досрочно выйти из отпуска, департамент предложил ежемесячные стимулирующие выплаты к зарплате — 30 тысяч рублей, а также приоритетное выделение мест в ясельных группах или группах неполного дня. Пока только 31 женщина согласилась раньше срока выйти из декрета.
— То есть, с повышением доплаты у нас количество людей не увеличилось? А дальше? У нас сегодня в декретном отпуске 219 человек. Что делаем с остальными? У нас 200 человек отсутствуют! Почему у нас люди жалуются на нехватку врачей? Потому что у нас иногда на некоторых врачах по две, три, а в некоторых случаях и по четыре ставки. Человек за четырёх физически не может работать! Мне понравилось ваше предложение доплатить. Хорошо, 31 человек выйдет. Что с остальными? Каким образом вы планируете заместить временные ставки? — продолжал бомбить вопросами начальника депздрава врио губернатора.
Иконников предложил усилить работу на участках, в частности, усилить работу медсестёр.
— Если сейчас при таком дефиците на средний медицинский персонал будем увеличивать нагрузку ещё, у нас последние люди уйдут, — ответил на это Гладков.
По словам чиновника, в области сегодня не хватает около 5 тысяч человек среднего медперсонала, из них 770 человек — для первичного звена.
— По моим данным, в декрете находятся порядка 400 человек. Вы мне сейчас показываете 200. И [показывая] 30 человек [согласившихся на доплаты], вы мне пытаетесь говорить, что это и есть решение вопроса. До пятницы вы подходите ко мне каждый день. Мне нужно предложение, решение от вас, — поручил найти выход из ситуации Гладков.
Об итогах взаимодействия с Калужской областью по соглашению по онкологии
Андрей Иконников рассказал также о том, какие медицинские мероприятия проводят по соглашению с Калужской областью: например, повышают квалификацию врачей, направляют белгородских пациентов на лечение в радиологический научный центр в Обнинске, проводят мастер-классы, организуют телемедицинские консультации.
В регионе, по подсчётам департамента здравоохранения, ежегодно около 25 пациентов нуждаются в стереотаксической хирургии. Эта процедура не входит в программу обязательного бесплатного оказания медпомощи. Стоимость одного курса в «Гамма Медтехнологии» в Калуге составит 200 тысяч рублей, в то время как для лечения пациентов с опухолями головного мозга данным методом как правило необходимо 5 миллионов рублей.
— Я хотел попросить ежемесячно мне докладывать, но мне нужно в количественном выражении и в сравнении, что было в прошлом году, что в этом: какое количество консультаций, сколько наших специалистов прошли повышение квалификации в Обнинске. Какое количество врачей приехало к нам, качество работы, какое количество наших пациентов уехало, что с регламентами, что с лекарственным обеспечением. Как мы выявляем на ранней стадии, используя опыт Калуги, — снова обратился к Иконникову Гладков.
Также врио губернатора поручил Андрею Иконникову до конца недели просмотреть курсы повышения квалификации, связанные с лечением детей с сердечно-сосудистыми заболеваниями и онкологией, выбрать лучшие и подсчитать, сколько денег потребуется на проживание врачей на время обучения, чтобы эти затраты взял на себя региональный бюджет. По словам Гладкова, многие курсы повышения квалификации, например, в Москве, бесплатные, но не все готовы платить за проживание.