Каждая смерть беременной или роженицы и для врачей, и для регионального минздрава — это трагедия. По словам заместителя министра здравоохранения Белгородской области — начальника управления организации медицинской помощи Ирины Николаевой, с начала пандемии у властей не было опыта в организации ковидного роддома. Из-за этого минздраву пришлось все разрешённые для беременных лекарства доставать «мыслимыми и немыслимыми способами».
В связи с этим на первоначальном этапе власти столкнулись с определёнными сложностями: необходимостью доукомплектовать медучреждение дополнительным медицинским оборудованием, привлечь и обучить медицинский персонал, провести закупки в максимально короткие сроки, чтобы обеспечить пациенток и их новорождённых детей необходимыми лекарствами.
— Все врачи без преувеличения на связи 24 часа в сутки, но ситуация с пациентами может становиться тяжелее буквально поминутно — настолько непредсказуемое сочетание протекания беременности и ковида. Каждый случай настолько индивидуальный, что нет даже определённого накопленного опыта, как вести лечение. Все рекомендации, которые спускает нам Москва, нами исполнялись тщательно. Мы действовали во всех случаях строго в соответствии с этими федеральными рекомендациями, — поясняет Ирина Николаева.
Почему произошли трагедии и как можно снизить их количество в будущем?
По словам замминистра, в Шебекинском роддоме побывала почти тысяча беременных и рожениц. Состояние каждой из них было достаточно тяжёлым. Большинство женщин преодолели коронавирусную инфекцию, выздоровели и продолжили находиться во время беременности вне стен ковидария или же родили здоровых младенцев и были выписаны вместе с детьми. Это стоило и областному минздраву, и шебекинским врачам многих усилий не только из-за того, что нужно было доставать нужные препараты, но и потому, что нужно было выхаживать пациенток. Но, несмотря на это, смертельные случаи всё равно были.
— Это горький опыт, но из него мы тоже делаем определённые выводы. Где-то нужно препараты докупить, где-то доучить персонал больницы. Замалчивания ситуаций нет, потому что нужно извлечь то, что должно предотвратить дальнейшие смерти. У нас разбираются абсолютно все случаи. Также мы увеличили контроль и количество выездных проверок в Шебекинскую ЦРБ. Ещё мы занимаемся обучением и проведением тренингов для сотрудников медучреждения, усилили укомплектование лекарств. Определённая большая внутренняя работа проводится, — добавляет замминистра.
Ирина Николаева отметила важную деталь, что все госпитализированные пациентки, у которых наступил летальный исход, не были вакцинированы. Ни одной привитой беременной женщины, по её словам, за 2021 год в регионе не погибло. К тому же, по словам Николаевой, в близком окружении трагически умерших тоже не было вакцинированных. Она считает это показательной статистикой, поэтому ещё раз напоминает о необходимости вакцинации от коронавируса как на сегодняшний день главной возможности если не заболеть совсем, то хотя бы перенести болезнь не в тяжёлой форме.
Замминистра здравоохранения региона отмечает, что всем беременным белгородкам говорили о необходимости прививаться, им рассказывали о последствиях отказа от иммунизации, но несмотря на это женщины решили не делать себе укол. «Мы понимаем, что беременным нужно провакцинироваться, чтобы повысить возможность избежать смерти», — замечает замминистра.
Ирина Николаева объяснила, почему у рожениц и беременных связь с родными в реанимации происходит только по переписке. По её словам, это мировая практика. Человек, попадая в реанимацию, не может пользоваться телефонами и поддерживать через мобильную связь общение с родными. Это происходит во всех больницах, а не только в Шебекинской районной больнице. Так как реанимационные пациенты не могут пользоваться мобильными телефонами, всю необходимую информацию о состоянии здоровья должен предоставлять лечащий врач в определённые часы лицам, указанным в медицинской документации пациента.
— Оборудование в больнице всё в рабочем состоянии. Аппаратов для вынашивания недоношенных детей тоже достаточно. Сейчас острых проблем с поставкой лекарств или кислорода в больницу нет. Раньше была проблема, когда на рынках не было определённых препаратов. Но тем не менее мы путём перераспределения из других больших больниц максимально обеспечивали этот роддом, — отметила Николаева.
Сколько же беременных и рожениц погибли в Шебекинской ЦРБ?
Заместитель начальника минздрава Белгородской области рассказала, как формируется статистика по умершим беременным и роженицам с COVID-19. С её слов, в стационаре Шебекиной районной больницы побывали 887 женщин: 166 с октября 2020 года и 721 — в 2021 году. В больнице за полтора года врачи приняли роды у 237 женщин: у 46 — в 2020 году и у 191 — в 2021-м.
Представители областного правительства объясняют, что статистика смертности имеет особенности: в ней разделены те беременные женщины, у которых коронавирус стал основной причиной смерти, и те — у кого он был, но вирус не стал основной причиной их гибели. Также власти объясняют, что в статистике разделены те беременные женщины, у которых коронавирус был лабораторно подтверждён и стал основной причиной смерти, и те — у кого имелись клинические симптомы короновирусной инфекции без лабораторного подтверждения.
Как мы писали ранее, по данным белгородского Минздрава, COVID-19 стал основной причиной смерти у пяти беременных и рожавших в 2021 году и у одной — в 2020 году. Именно эти случаи причисляют к материнской смертности, но в общей статистике по коронавирусу могут быть и другие смерти беременных, если коронавирус стал основной причиной смерти женщины.
Ирина Николаева добавила, что такой подход сложился по всем регионам России, а не только в Белгородской области. Поэтому итоговую смертность пациентов с коронавирусом, в том числе беременных и рожениц, можно будет увидеть только в данных Росстата, которые собирают все случаи уже после того, как специалисты устанавливают точную причину смерти каждого человека, что представляет собой достаточно длительный процесс.
Как продвигаются расследования по делам умерших в роддоме
Замминистра отметила, что служебные расследования после гибели пациентов длятся достаточно долго. У сотрудников минздрава и врачей нет возможности оперативно уведомить родственников, отчего погибла беременная или рожавшая женщина.
— Нельзя обвинить невиновного человека — нужно тщательно разбираться в каждом случае. Самое главное, что мы проверяем, чтобы врачи чётко следовали рекомендациям Минздрава РФ. В период пандемии нужно полное исполнение этих рекомендаций, — ещё раз обращает внимание на особенности лечения замминистра здравоохранения области.
После того резонанса, который произошёл после обнародования некоторых случаев смертей беременных и рожениц, власти приняли решение, что родственников нужно по возможности уведомлять не только об итогах проверок внутренних расследований, но и о промежуточных результатах тоже. Это позволит семьям понимать, что их трагедия не осталась незамеченной и специалисты разбираются, что и почему произошло, и на какой стадии что-то пошло не так.
— У нас есть некоторые заключения проверок по смертям в Шебекинской районной больнице. Они подтвердили, что вины врачей или медперсонала в смертях беременных или родивших белгородок нет. Всё лечение проходило в соответствии с методическими рекомендациями Минздрава. Что касается умерших деток, то медэкспертиза показала, что коронавируса у них обнаружено не было. Их смерти были связаны с определёнными патологиями у новорождённых. Вероятнее всего, тяжёлая болезнь матери сказалась на их развитии, — предполагает сотрудница министерства.
Как отметила Ирина Николаева, по данным расследований удалось установить, что случаи с беременными и рожавшими женщинами признаны непредотвратимыми. «Специалистами было сделано всё возможное, но, к сожалению, несмотря на проводимое лечение и подключение к аппарату ИВЛ, смерть женщин не удалось предотвратить», — утверждает Николаева.
— Мы понимаем, что коронавирус действует на все органы и ткани организма, в том числе и на зародыш. Процент невыживших женщин не высок, но что-то же повлекло смерть, и каждая ситуация — это трагедия для нас. У погибших женщин были или сопутствующие заболевания, или на их состоянии сказывались мутирующие особенности вируса, — добавляет замминистра здравоохранения.
Ещё чиновники минздрава пообещали, что в дальнейшем будут чаще связываться с родственниками, чтобы они могли в ведомстве знакомиться с итогами расследований и задавать те вопросы, которые у них будут. Предполагается, что они будут назначать встречу с семьями пострадавших женщин и приглашать на них министра Андрея Иконникова. В белгородском минздраве надеются, что такие встречи помогут белгородцам детально разобраться в каждой ситуации.
Чтобы получить всю необходимую информацию, белгородцы должны будут написать в личные сообщения Андрею Иконникову на его странице в Инстаграме. После этого с ними свяжутся специалисты и после завершения расследования пригласят на встречу в министерство, чтобы ответить по всем вопросам, которые у них будут.
Напомним, что редакция «Фонаря» планировала
предать огласке историю белгородца, у которого в ковидном отделении
скончались беременная жена и ребёнок. Когда мы приступили к описанию
ситуации, то поняли, что этот случай не единственный.
Чтобы разобраться в реальности, которая
происходит в ковидном роддоме, мы поговорили с близкими умерших рожениц и
детей, юристом, который защищает интересы родственников этих женщин, а
также сделали запрос в областной минздрав, чтобы узнать статистику по
умершим в Шебекинской ЦРБ. После публикации Следственное управление Следственного комитета по
Белгородской области начало проверку по факту смертей беременных женщин.