— Набигулла, как вы стали председателем совета белгородского отделения «Ассамблеи народов России»?
— Председателем «Ассамблеи народов России» Белгородской области меня назначили на общероссийском съезде, который проходил в начале 2016 года в Москве. Там приняли решение создать региональную общественно-политическую организацию на территории Белгородской области по указу президента от 19 декабря 2012 года № 1666 «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации».
В регионах России, где не было таких организаций, нужно было назначить человека, который имел бы опыт в развитии межнациональных отношений. Председатели «Ассамблеи народов России» выдвинули мою кандидатуру на данную должность в Белгородской области. Они учитывали, что я с 2001 года находился и учился в регионе, знаю культуру, народ, различные этносы, у меня со всеми есть положительный опыт взаимодействия. На совете мою кандидатуру согласовали, поэтому я стал председателем Ассамблеи. Летом того же 2016 года мы зарегистрировали в Минюсте данную общественно-политическую организацию.
— Чем занимается совет белгородского отделения «Ассамблеи народов России»?
— Основными задачами региональной Ассамблеи являются налаживание диалогов между органами госвласти и национальными общностями, а также участие в миротворческой деятельности на территории Белгородской области. Как вы знаете, в регионе проживает порядка полутора миллионов человек. Из них около 300 тысяч — выходцы из Кавказа, Средней Азии, ближнего и дальнего зарубежья. На территории области есть азербайджанская, армянская, греческая, молдавская, дагестанская, украинская и другие диаспоры. То есть мы являемся ядром целостности всех общин, которые представляют нашу Белгородскую область.
Основным нашим направлением является защита граждан от дискриминации по национальному признаку в любых её проявлениях, а также содействие решению социально-экономических проблем народов России, которые проживают на территории Белгородской области. Ассамблея содействует тому, чтобы народы жили в мире и уважали друг друга, никто никого не оскорблял и не унижал.
Ещё наша организация оказывает содействие развитию культуры, языков и народов, сохраняет историческое наследие этносов, которые проживают в регионе. Если есть специалисты высокой квалификации и лидеры патриотов из данных диаспор, мы помогаем им на федеральном уровне, выдвигаем на межнациональные и международные конкурсы, которые ежегодно проходят на базе Ассамблеи народов России. От нашего региона мы всегда выдвигаем тех личностей, которые особо отличились в той или иной сфере.
— На какие средства существует организация?
— Региональная «Ассамблея Народов России» никогда не получала субсидий из областного или городского бюджета. Ни одного рубля на сегодняшний день не было привлечено из бюджета области — всё делается за счёт наших личных средств. Все мероприятия я провожу из своего личного кармана. В очень редких случаях я могу обратиться к кому-нибудь за спонсорской помощью.
Мы никогда не рассылаем «письма счастья», как делают многие благотворительные организации, которые просят оказать помощь — этими вещами Ассамблея не занимается. Если нам кто-то окажет спонсорскую помощь, то мы остаёмся всегда благодарными, мы всегда поможем этому человеку. Но ни я, ни мои заместители никогда не использовали чужого рубля и тем более бюджетных денег.
У меня есть свои личные источники дохода: я работаю на двух–трёх работах. Все мероприятия, конференции, благотворительные акции — из своего кармана. Всё, что мы делаем на благо Белгородской области и детей не только на региональном, но и на федеральном уровнях, не ущемляет права ни женщин, ни мужчин, ни детей любых национальностей. Ассамблея всегда готова помочь людям.
На все мероприятия обычно есть гранты, которые нам ещё не удавалось выиграть. Чтобы получить эти гранты, нужно серьёзно «попотеть» — подтвердить целесообразность мероприятия на территории области. Что касается национальной политики, только около десяти процентов людей или организаций могут получить гранты на 300–500 тысяч рублей. Опять же учреждения не получают их из бюджета области, — они выдаются администрацией президента (речь идёт про фонд президентских грантов — прим. Ф.). За всё время существования региональной Ассамблеи мы не подавали заявки на участие в грантах, всё — из своего кармана.
— Участвует ли организация в общественной жизни региона?
— Ассамблея участвует в общественной жизни Белгородской области в сфере культуры, потому что я хочу показать людям, насколько интересна и разнообразна культура народов. Планирую с каждым годом всё больше вовлекать молодёжь и детей в культурную сферу, чтобы сформировать устойчивый интерес к театрам и другим культурным мероприятиям.
Учитывая то, чем на сегодняшний момент занимается 90 процентов детей, они абсолютно не понимают, где находится та или иная страна, что уже говорить о культуре других государств. Моя задача состоит в том, чтобы больше народов, которые проживают в области, знали культуру друг друга, уважали религию и понимали, насколько важно выстраивать диалог именно через данную сферу.
На обсуждаемой акции, которую я проводил перед Новым годом, тоже были дети разных этносов. Я вижу, насколько молодёжи интересны различные постановки в театрах. Соответственно, если дети будут впитывать эти знания, то в будущем поколении мы получим культурных людей, которые понимают и уважают других независимо оттого, откуда приехал человек и какой он национальности. Сейчас же в Белгородской области я вижу большую социальную напряжённость, некоторую ненависть даже к своему народу.
— Что вас мотивирует помогать белгородцам?
— Я живу в Белгородской области с 2001 года: в 17 лет приехал учиться в Белгород. С тех времён я знаю очень многих белгородцев. Где бы я ни находился, у меня есть очень много друзей белгородцев, которым я благодарен. Я уважаю и люблю своих однокурсников, преподавателей, друзей.
Всем, кого я знаю, даже на сегодняшний день я стараюсь помогать. На федеральном уровне я никогда не допускаю, чтобы жителей нашего региона как-то задевали или унижали. Я очень люблю Белгородскую область независимо оттого, любит ли она меня или нет. Как бы кто меня не называл и не обзывал, я всегда стою горой за регион. Учитывая опыт самых успешных регионов, я хочу применить новые технологии в сфере культуры у нас в области.
Мне очень многие пишут в социальных сетях и просят помочь им. Кто-то просит, например, купить домой чайник или обогреватель, кто-то — решить их семейно-бытовые проблемы. Я всегда стараюсь помогать в этих вопросах, выезжаю на место и беседую с семьёй, чтобы уладить конфликт. Есть такое, что по своей глупости молодёжь попадает в отдел полиции. В таких случаях я всегда готов оказать им поддержку или помочь. По многим причинам ко мне обращаются люди и ни разу не было такого, чтобы я кому-то отказал в этой помощи. Если ко мне обращаются, я всегда добиваюсь результата.
Недавно у нас была акция «Новогодняя ёлка желаний». Губернатор и депутаты приходили, срывали конверты с желаниями детей и потом исполняли их. Я же сам решил поставить такую задачу, чтобы тысячу белгородских детей отвести в театр на новогодние спектакли. Все эти десять дней ежедневно я водил на представления по 20–30 белгородцев за свои личные деньги. Все родители могут подтвердить, что денег на это я из бюджета не брал.
Причём я не фотографирую каждый свой шаг и всё, что я делаю на благо белгородцев, — я это не выкладываю. Я спокойно пришёл, помог и ушёл. Единственное исключение — акция «Новогодняя ёлка желаний». Я разместил эту информацию в СМИ, чтобы больше моих коллег решили присоединиться к благотворительности. И мне это удалось — мои друзья откликнулись и решили помочь мне в таких акциях. Если у кого-то есть возможность оказать нам спонсорскую помощь — мы будем только рады.
— Можно ли сказать, что вы помогаете белгородцам, потому что у вас определённые депутатские мотивы?
— Если я захочу стать депутатом, я могу спокойно им стать и не занимаясь пиаром. Я уже знаю всю политическую конъюнктуру, Белгородскую область и народ. Я уже один раз избирался депутатом от посёлка Дубовое, так как в нём меня меньше всего знают. Мне было интересно, сколько я наберу голосов: на тот момент набрал около 800 (в итоговом протоколе голосования указано, что Набигулла Багамаев набрал 427 голосов; он объясняет такое расхождение тем, что якобы не все голоса были засчитаны и признаны действительными, хотя в протоколе указано, что недействительными признали на выборах всего 100 бюллетеней — прим. Ф.). Я был удивлён этой цифрой, люди подходили ко мне, благодарили, этому я был рад, что меня узнают и ценят то, что я делаю.
Каких-то целей и мотивов стать депутатом у меня нет, оно мне не нужно, я и так загружен. Депутат – это тот человек, который не получает зарплату, это определённый статус. Я и так всем помогаю, кто в этом нуждается, такой статус в Белгородской области мне не нужен. Я являюсь членом регионального общественного совета при УМВД, так что люди, у которых есть проблемы, обращаются ко мне через УМВД. Для этого мне не нужно быть депутатом, чтобы помогать.
Опять же хочется отметить, что за все шесть лет я не получал денег ни из бюджета, ни из регионального общественного совета при УМВД. Я помогаю из своих личных средств исходя из своего собственного желания. Неправильно говорить, что я имею какие-то деньги, являясь председателем «Ассамблеи народов России» Белгородской области или вхожу в состав белгородского общественного совета при УМВД.
Я могу получить субсидии, чтобы правительство выделило деньги на общественную организацию — имею на это полное право. Но я этого не делаю, всё оплачиваю из своего личного кармана: все мероприятия, акции, оплата сотрудникам штата, расходы на передвижения, размещения в СМИ.
Я хочу, чтобы все белгородцы были добрее к друг другу, уважали и берегли свою землю и культуру. Надо думать не только о себе, но и будущем своих детей, внуков. Ради этого я и занимаюсь этой деятельностью, спасибо сотрудникам своей организации и всем неравнодушным, которые мне помогают.