Президент России Владимир Путин объявил о признании независимости двух республик Донбасса, высказался об их границах и попросил Совет Федерации использовать российскую армию за рубежом, на что получил разрешение. Мы спросили у белгородцев, как они восприняли признание Россией суверенитета Луганской и Донецкой народных республик.
Бывший белгородский чиновник Владимир Зубов
— Были моменты в жизни, когда было очень обидно и стыдно за страну. Один из таких моментов — это бомбёжки Белграда, и наша трусливая позиция по этому поводу. Сейчас всё наоборот. Такой поступок, который мы совершили — это удел сильной страны. Я только вернулся из Сербии, и они за нас очень сильно переживали, а вчера до поздней ночи поздравляли нас с таким шагом. Они говорят, что теперь тоже спокойны за себя, потому, что их называют маленькой Россией в Европе. И если они выдержали санкции, то мы тоже выдержим. Многие говорят, что это возрождение России. Очень хочется в это верить.
Бывшая белгородская журналистка, живущая в Сербии, Ксения Голуб
— Браво! Это историческое событие свершилось! Наконец-то замученный постоянными нападениями, обстрелами, унижениями народ Донбасса обретёт свои права. Испытываю гордость за нашего президента и за русский народ. Мы, конечно, не знаем, что нас ждёт впереди, но мы обязаны показать зубы! Сколько можно молча терпеть то, как о нас вытирают ноги? Больше, я надеюсь, такого никогда не случится!
Руководитель пресс-службы НИУ «БелГУ» Вероника Смирнова
— Признание Донбасса — это закономерность. России не оставили выбора. Президент очень подробно и предельно понятно всё объяснил. Есть понимание, есть солидарность с этим решением, но эйфории нет. Понятно, что нас опять ждут трудности. И сейчас особенно важно объяснять людям каждый шаг, каждое действие, чтобы не было паники от летающих вертолётов и учебных сирен, а всё это будет, так как сейчас начнётся противостояние ещё более жёсткое и всем надо быть бдительными.
Депутат Разуменского поселкового совета Екатерина Долгова
— Признать ЛНР и ДНР нужно было ещё в 2014 году, как это просила КПРФ все восемь лет подряд. Если бы это произошло раньше, это был бы менее острый момент, и возможных негативных последствий от него для России было бы меньше. Сегодня мы видим большое количество военных и военной техники на границах. Такого в 2014 году не было. Президент в начале своего выступления обвинил в сложившейся ситуации большевиков, Ленина и Сталина, но это с его стороны, на мой взгляд, было не совсем правильным. Можно было сказать, что все восемь лет именно КПРФ предлагала признать независимость республик Донбасса.
Он почему-то не упомянул, что современному российскому государству уже более 30 лет, и в советское время таких расколов в обществе не было... В дальнейшем я думаю, что никаких военных событий на территории России в целом, и в Белгородской области в частности, не будет. Но в российских регионах в будущем, как мне кажется, возможен рост цен на всё и вся, безработица, развал предприятий, ухудшение качества жизни — это уже мы видели по итогам 2014 года. В любом случае, как бы не развивалась ситуация, нам белгородцам и всем россиянам бежать некуда, мы будем защищать свои дома и семьи.
Предприниматель Дмитрий Максимов
— Думаю, что признание независимости мало что изменит. По большому счёту просто вслух сказали о том, о чём остальные думают восемь лет. Экономические санкции, как утверждают эксперты, уже усиливать некуда. Считаю, что на экономику и на наши продажи сейчас больше влияет логистический кризис, а также мировой дефицит чипов и меди. Товара нет, появляется дефицит, отсюда растут цены. Не из-за экономических санкций цены на некоторые виды товаров выросли на 50–70 процентов.
Секретарь регионального отделения по Курской и Белгородской областям «Гражданской платформы», политтехнолог, юрист Андрей Майсак
— ДНР и ЛНР — это, конечно, интересно, но я обратил внимание на другую новость. 23–24 февраля на встречу с Владимиром Путиным приедет премьер-министр Пакистана Имран Хан в сопровождении высокопоставленной делегации. Премьер-министры Пакистана не посещали Россию с марта 1999 года! Возможен военно-экономический блок «Россия-Пакистан-Саудовская Аравия — Китай». Он способен стабилизировать ситуацию в Афганистане и Центральной Азии, готов к «дедолларизации» нефтяного рынка. Такое развитие событий будет весомым аргументом для Си Цзиньпина на XX съезде, избавив его от «спешки» с Тайванем (при любом развитии событии с Украиной) и укрепив связи с элитой Народно-освободительной армии Китая. Для нас вырисовывается частичный выход из-под санкций, которые мы получим за ДНР, ЛНР и Украину, плюс стабилизация ситуации на наших южных рубежах.
Предприниматель Андрей Маликов
— Войны не будет. Нефть и так под сто долларов, газ — под тысячу. Глобально ничего неожиданного не произошло. ЛНР и ДНР де-факто и так были независимы в течение восьми лет. Подвижек по минским соглашениям не было. Поэтому признание ЛНР и ДНР логически верное. Ну, а по сути же, граница РФ и Украины является границей РФ и США. И все эти разговоры про независимость Украины являются фикцией. Она полностью под протекторатом США. Войны не будет. Всё будет хорошо!
Экс-директор заводов «Борисовская керамика» и «Хорекс» Константин Хлебников
— Решение важное, необходимое, но несколько перебродившее! Признавать нужно было в 2014 году, а лучше в том же 2014 году дойти до границ Молдавии с признанием Приднестровья. Уверен, что для этого «вежливых людей» хватило бы даже на Молдавию! Но история не имеет сослагательного наклонения. А жаль! Россия просто обязана быть сильной, огромной, мощной для того чтобы сохраниться и служить балансиром и противовесом в мире, иначе — мировые войны, угнетение народов, разорение стран.
Программист Максим Гладких
— Пытался раза три написать свои мысли про ДЛНР и получается только одно: паника и страх от происходящего. Шок от того, что огромная сумма денег уйдёт на «восстановление» ЛДНР, печаль от того, что мои инвестиции сейчас в сильном минусе, страх войны. У меня нет восторга от ситуации. Я не понимаю людей, которые рады тому, что наши войска будут на территории ЛДНР. Я не принимаю и не понимаю ненависти к Украине. Еще очень людей жалко. С обеих сторон.
Депутат Белгородского городского совета Сергей Бочарников
— Первое, что хочу сказать — мы все ожидали, что так может произойти, потому что у конфликта, который там был, должна была быть развязка. И все понимали, что, скорее всего, это будет развиваться в сторону России. То, что сейчас подписал президент — это естественное историческое событие, и я призываю успокоиться население нашей страны. Хватит паниковать из-за того, что у нас идут войска. Радуйтесь, дорогие друзья, у нас войска есть, и это не 1941 год!
Если бы так было в 1941-м, может, было бы по-другому, и было бы меньше потерь. Поэтому когда видите наши войска — успокойтесь. Это наша армия, наши солдаты, которые нам ничего плохого не делают. Мы защищены, радуйтесь, что они есть. Второе — прекратите их снимать. Зачем вы снимаете их и выкладываете в интернет? Все это всё видят, не вы один живёте в этой стране, и все видят, что кто-то куда-то едет.
Третье — перестаньте паниковать, что начнётся война, что якобы будет третья мировая. Никакой третьей мировой не будет. Буквально месяц назад был опубликован доклад, в котором НАТОвская комиссия проверяла украинскую армию. И, по мнению комиссии, украинская армия и двух дней не сможет противостоять российской армии. При этом Байден и другие главы государств уже открыто высказались, что не будут вмешиваться в конфликт России и Украины. То есть, военных действий со стороны других государств быть не может. Даже, если мы рассматриваем худший сценарий войны между Россией и Украиной, она будет длиться два дня и другие государства в ней не будут участвовать. У нас народ 9 Мая постоянно говорит «можем повторить», а тут только увидели нашу же технику — половина населения перепугалась и начала скупать муку с туалетной бумагой.
Конечно, будут санкции. Мы уже много лет живём под санкциями, и этого, к сожалению, уже, наверное, не избежать, потому что как только мы больше набираем внешнюю независимость, сразу следуют какие-то экономические санкции. Я не сторонник [действующей власти], я оппозиционер, и я считаю, что это плохо, но при этом я понимаю, что иногда санкции несут какие-то положительные итоги. Мы начинаем осваивать новые производства, что-то придумывать, и этот кризис иногда выходит в плюс.
Но самое главное, что я хочу сказать: очень часто говорят о том, что собираются в Москве мигранты с востока, русские вымирают. Так вот, радуйтесь: к нам едут такие же русские, как и мы, с очень небольшой разницей в говоре, такой же разницей как между белгородцем и жителем Урала. Они такие же русские, так давайте примем их нормально. Они бегут от войны, не от хорошей жизни. Тем более, у половины белгородцев родственники в Харькове, в других областях. Если бы сейчас ваши родственники приехали к вам домой, вы бы сказали: «Нам и так плохо, идите отсюда»? Я думаю, так поступили бы единицы, а остальные постарались бы принять своих родственников, хоть где-то разместить их, какую-то миску супа налить.
Поэтому давайте меньше паники, больше дружелюбие и терпеливости, и понимания. Например, 2014 году у меня дома жила семья из Славянска. Мы с женой встретили наших ровесников, такую же молодую пару с ровесниками наших детей. Они жили у нас, пока не нашли родственников из Подмосковья и не уехали дальше.