В Белгороде прошла пресс-конференция по итогам конкурса «Новые возможности». Её инициировали после текста «Фонаря» о победителе конкурса Евгении Аверьянове, который получил миллион рублей из бюджета Белгородской области на развитие своего проекта. К победе Евгения и организации конкурса было много вопросов — от сроков регистрации бизнеса до опытных бизнесменов среди соучредителей компании победителя.
Организаторы конкурса решили ответить журналистам на все вопросы на пресс-конференции. На ней присутствовали организатор Анна Сорокина, исполнительный директор фонда поддержки малого и среднего предпринимательства Белгородской области Олег Колесников, победитель конкурса Евгений Аверьянов и двое участников конкурса, у которых не было претензий к его проведению. К слову, именно Анна Сорокина утвердила положение о конкурсе бизнес-идей, инициированном губернатором, а Олег Колесников — согласовал его.
Почему в соцсетях проекта говорилось, что бизнес надо зарегистрировать после обучения, а в положении разрешалось зарегистрировать с 15 февраля?
Контекст: Первый пост, в котором была инструкция о том, когда регистрировать бизнес, появилась в группе конкурса во «ВКонтакте» 5 марта. Однако есть ещё один пост, в котором была написана инструкция — от 11 февраля. Учитывая, что положение как минимум некоторые участники получили только 16 мая, не совсем понятно, как победитель конкурса смог зарегистрировать бизнес 1 марта.
Анна Сорокина: «Мной SMM-специалист точно был взят ещё до 15 февраля. Это практически первый человек, который был в команде. В группе есть посты гораздо раньше, чем в феврале, но сейчас даже речь не об этом, а о том посте, о котором вы говорите: „Шаг один, шаг два...“. У меня также был один подрядчик. Это человек, который занимается рекламой, и он действительно упорядочил: „Шаг один, шаг два, шаг три“. И этот пост — один из рекламных постов — который был запущен в какой-то из рекламных кампаний, действительно был долгое время у нас в закрепе. У нас более 2 миллионов просмотров вообще, и рекламных кампаний было очень много. Маркетологи меня поймут — ты тестируешь много-много разных рекламных кампаний, есть-то рекламная кампания, которая выстреливает, — у неё больше всего просмотров, больше всего охватов. Естественно, мы оставляем ту, которая понравилась участнику. Скорее всего, это и был пост с наибольшим количеством охвата. Он стал нашей визиткой, и потом по этим шагам мы действительно даже сняли видео.
Этот проект уникальный, и его уникальность состоит в том, что никогда ранее... Вот этот путь непонятен участнику, то есть ранее никто из участников [не понимал, как его пройти]. Это точно подтвердят, наверное, все, кто проходил. Я как организатор долго думала, как же нам вот этот путь пошагово описать, потому что непонятно. Сейчас, когда второй поток [участников], всё понятно. Вот этот путь предпринимателя, его даже так назвали — „путь предпринимателя“, поэтому, с точки зрения нюансов по рекламе, говорю: этот пост, с какого числа сейчас точно не отвечу, но что SMM-специалист, что маркетолог проекта — они точно работали с первого дня.
У нас первая конференция была 15 февраля, мы собрали зал, но без рекламы, без поста [о начале проекта] этого точно бы не было. Пост, о котором вы говорите, это точно не первый рекламный пост, потому что мы сразу начали тестировать огромное количество рекламных кампаний.
Ещё в феврале Instagram* был одной из основных площадок. Тогда Instagram* был ещё разрешён на территории Российской Федерации, мы делали упор на Instagram*. Мы не делали акцент на группе ВК на первых этапах, 100 процентов [усилий мы направили] на Instagram*. ВК — была вторичная площадка, на неё не делался акцент. Мы просто делали репост из „Инстаграма“*, а контент после понятных событий мы перевернули контент [и стали публиковать его во „ВКонтакте“]».
Почему положение опубликовали за десять дней до конца конкурса?
Контекст: Положение о конкурсе «Новые возможности» организаторы отправили в закрытый чат с участниками за десять дней до окончания конкурса. В нём говорилось, что зарегистрировать юридическое лицо для участия в конкурсе можно с 15 февраля 2022 года. Однако в инструкциях для участников регистрация бизнеса шла одним из последних пунктов — после регистрации на конкурс и прохождения обучения.
Анна Сорокина: «Скорость этого проекта была настолько невероятная, просто: первое, второе, третье — очень быстро. У всех участников просто был информационный бум. Я вообще в течение всего проекта старалась не делать акцент на этом миллионе и конкурсе — это не ключевое, что было в проекте. Когда ребята спрашивали, я с первого дня обучения, ещё даже когда обучение не началось, я сказала, по каким критериям будут оцениваться работы, и мы не меняли критерии оценки. Шаблон презентации мы тоже предоставили ребятам. Обучение и положение — это просто я люблю в команде говорить: „Мы едим один батон вместе, по кусочкам“. И вот ещё раз: миллион рублей — это не цель проекта была. Я, когда начала читать, подумала: „Господи, это одно мероприятие из сотен мероприятий, которые мы провели в течение этого всего периода“. Просто сотни мероприятий, поэтому для меня это [положение] было вообще не ключевое».
Почему тот факт, что 50 процентов компании победителя принадлежит опытному бизнесмену, не нарушает правила?
Контекст: Победитель конкурса Евгений Аверьянов 1 марта зарегистрировал компанию «ТИМ». В соучредителях компании вместе с Аверьяновым указана Каролина Уколова. Она является опытным предпринимателем, под её управлением находятся несколько компаний, которые участвовали в крупнейших проектах региона. Её компания «ЭкспертПроектСтрой», которая в данный момент ликвидирована, строила множество объектов в регионе. Наиболее известные из них — это белгородский зоопарк, террасная зона на набережной реки Везёлка и динопарк.
Олег Колесников: «Мы не говорили о том, что [участникам запрещено иметь в соучредителях опытных бизнесменов], даже не предполагали, в положении это не прописывали, кто может быть в учредителях, а кто нет. Для него [победителя Евгения Аверьянова] это первый бизнес, он имеет в нём не менее 50 процентов».
— Каролина Уколова в этом случае является равноправным учредителем...
Евгений Аверьянов: «Ответ очень простой: на предпринимателя же я пошёл учиться. У меня такого опыта нет. Я пришёл его получить, я пришёл за знаниями, рекламой и я пришёл за миллионом. Я пришёл победить, я победил — у меня всё получилось. Я собой горжусь».
— Это, конечно, хорошо, но вы не считаете, что это нарушает правила, учитывая, что конкурс для начинающих предпринимателей?
Олег Колесников: «Мы так не считаем. Есть правила, есть положение, и мы не можем ограничивать [бизнесменов в желании брать в соучредителей опытных бизнесменов]. Допустим, пришёл Евгений и говорит: „Я зарегистрировал [юридическое] лицо с одним человеком“. Хорошо, реализовывать то он будет как исполнитель, он стал предпринимателем, субъект малого и среднего предпринимательства. Как можно нарушить правило, которого нет?».
Несёт ли Евгений Аверьянов ответственность за полученный миллион, и вернёт ли он его в случае, если бизнес не запустится?
Контекст: По словам Евгения Аверьянова, на его проект — строительную CRM-биржу требуется 20 миллионов рублей. Учитывая, что в России уже есть похожие проекты в этой сфере, которые уже работают, возможно, Евгений не сможет привлечь в него достаточное количество инвестиций. В итоге может сложиться ситуация, в которой миллион бюджетных рублей будет потрачен на стартап, который так и не реализуется.
Олег Колесников: «Нет ни одной поддержки бизнеса в регионе, где у предпринимателя не было бы обязательств перед государством. Он не может купить себе машину Lada Granta, не может достроить мамин дом или ещё что-нибудь, потому что это нецелевое использование. Он кроме как на проект или на бизнес больше никуда не может потратить [выигрыш]. Если кто-то купит станок для производства резиновой крошки и получит до 5 миллионов рублей субсидию, он обязан создать минимум два рабочих места. Если он не создаёт два рабочих места по условиям договора и соглашения, он обязан вернуть эти деньги. Мы понимали, что деньги из бюджета Белгородской области должны попасть в хорошие руки, мы знаем, что у них есть знания уже, какой-то опыт, и они будут делать, они не придут на следующий день и не скажут: „Ну, не смогла я“. Поддержка в принципе — это обязательство».
Евгений Аверьянов: «Вообще IT-разработка не детерминирована — это гибкие технологии управления проектами. Я могу оценить проект в часах. Дальше процесс, соответственно, зависит от того, насколько интенсивно, и смогу ли я вообще найти айтишников. Я скажу вам прямо: сейчас с ними трудно. Мы набираем ребят, тем не менее, это очень дорогая компетенция. Соответственно, я вам могу сказать то, что у меня на фронт — внешнюю составляющую — мы уже собрали бэкэнд процентов на 70. Надо 300 с чем-то часов. Соответственно дальше всё зависит от того, соберу я синьоров — уровневых специалистов — или нет».
— Если вам не удастся собрать айтишников, то, соответственно, проект не запустится, и вы вернёте деньги?
Олег Колесников: «Если он не запустит проект, он этот миллион будет возвращать».
Евгений Аверьянов: «При таких условиях я откажусь от миллиона. Вы знаете, я себя уважаю и беру вещи под определённые обязательства».
* — Деятельность Meta, Facebook и Instagram признана экстремистской и запрещена Российской Федерации. Мы обязаны это указывать по требованию российского законодательства.