Жанна Б* живёт в Северном Белгородского района. В июле на её сына напал 13-летний подросток. Нападавший вонзил в грудь знакомому нож, после чего ребёнку пришлось делать операцию. Мать поделилась с «Фонарём» подробностями этой истории.
— Конфликт начался в сентябре 2021 года, когда мой сын Серёжа стал посещать военно-патриотический клуб, куда ходил и А***. А*** — 13 лет, он на год младше моего сына, но постоянно его задирает, оскорбляет. Ещё он пристаёт к другим детям, на замечания инструктора не реагирует. Я сказала сыну, чтобы он не обращал внимания на обидчика, и тогда А***, возможно, надоест его задирать, — говорит Жанна.
15 июля 2022 года Сергей и его младший брат Максим поехали кататься на велосипедах. Когда у Максима сломалась педаль, дети остановились, чтобы её починить, и тут к ним подошёл курящий А*** с двумя девочками.
— Мальчик вплотную подошёл к моему сыну, стал выдыхать дым ему в лицо. Серёжа сказал: «Я не курю, меня это бесит». А*** ответил: «А меня бесишь ты» и достал нож, начал им размахивать. Одна из девочек крикнула: «Лучше беги!». Но куда ж он побежит? Серёжа потом рассказывал мне: «За моей спиной стоял младший брат, я не мог убежать», — делится женщина.
По словам Жанны, Сергей попытался оттолкнуть от себя подростка, но А*** воткнул ему в грудь нож. После этого нападавший и две девочки убежали, а Максим позвал проходивших мимо мужчин: они положили раненого на землю и оказали ему первую помощь, вызвали скорую. Младший сын тем временем побежал домой, чтобы рассказать о случившемся семье — в тот день оба телефона братьев разрядились. При этом Жанна отмечает, что скорая ехала медленно: она с мужем успела добежать до ребёнка и ещё десять минут ждала машину. Когда медики приехали, Сергея повезли в реанимацию.
Мать вспоминает, как вёл себя её ребёнок. В отличие от неё, он не плакал, пока они вместе ждали скорую помощь.
— Серёжа мне сказал: «Мам, когда я на земле лежал, я не боялся умереть. Я больше всего боялся, как вы там будете: ты, Максимка, папка». Это кошмар! Он у меня боец по жизни. Серёжа только недавно пережил серьёзную травму, начал заниматься спортом, мы его поставили на ноги, — и вот тебе пожалуйста. Почему такое в жизни случается? — спрашивает Жанна.
Сейчас деньги семьи уходят на лечение Сергея.
— У врача есть подозрение, что задета печень, и моему сыну сделали операцию. У него был разрыв грудных мышц, кровотечение, ему установили дренаж, ставили капельницы, наложили швы. На следующий день состояние Серёжи стабилизировалось, ребёнка перевезли в отделение. Очень много денег уходит на лекарства и анализы, нет бесплатных записей к врачам — например, на УЗИ приходится ходить платно. Сейчас Серёжа восстанавливается, снова потихоньку занимается спортом. Эту ситуацию он перешагнул. К нему приходит психолог со школы, сын на случившемся не зацикливается, — делится мать.
По словам Жанны, после случившегося её здоровье сильно пошатнулось.
— Из-за нервов я могу потерять сознание пять раз за день. Вижу, что со мной что-то не в порядке, в сердце боли жуткие. Сижу сейчас на сильных успокоительных, есть панические атаки, наблюдаюсь у невролога. Младшему сыну Максиму тоже плохо: иногда А*** проходит мимо нашего дома, заглядывает к нам в окна. Когда Максим это увидел, он аж весь затрясся, начал кричать. Мой второй ребёнок получил психологическую травму, — признаётся мама.
Жанна недовольна, как родители А*** ведут себя в этом конфликте.
— Нападавшего ребёнка нашли. Приехал его отец, который к нам даже не подошёл, не извинился, он стоял в стороне и косо смотрел, никакого сочувствия от него не было. А ведь его ребёнку 13 лет: не каждый взрослый сможет животное обидеть, не то что человека ножом ударить!
Через четыре дня после нападения позвонила мама А***. Мы с ней спокойно поговорили, она попросила прощения, но как я могу её простить? Говорю ей: «Каждая мать знает своего ребёнка от макушки до пят, видит его насквозь. У меня их трое, а я знаю, кто чем занимается». Женщина ответила: «У меня нет времени следить за своим ребёнком и проверять, что он там носит в сумке, я работаю до девяти вечера», а потом добавила: «Может, вам какая-нибудь помощь нужна?». Я вежливо отказалась и ответила, что всю помощь нам оказывает больница, а другие вопросы мы будем решать через суд. Через какое-то время к ней пришли люди из администрации, и она наплела им, будто предлагала мне деньги и медицинскую помощь, а я матом её послала. Я в шоке, у меня в лексиконе даже таких слов нет!
Потом папа А*** начал распускать слухи, будто он мне домой приносил деньги, я их швырнула, потом взяла и обещала замять это дело. Но вообще-то я с ним лично никогда не общалась и видела его только один раз на расстоянии. Что ж... О родителях можно судить по ребёнку, — возмущается Жанна.
Семья хочет, чтобы А*** отправили в специальную школу-интернат для трудных подростков, для этого она обращалась в суд. Но судья не удовлетворила эту просьбу.
— После нападения А*** поставили на учёт. Ему нет 14, поэтому мальчика не могут посадить. Но нас постановка на учёт комиссии ПДН не устраивает, есть же специальные школы временного пребывания, пусть его отправляют туда. Мы настаивали на его заключении, но судья нам отказала... Сейчас мы снова подаём заявление в суд, чтобы продолжили разбирательство, — заявляет Жанна.
В УМВД по Белгородской области «Фонарю» сообщили, что информация о происшествии в дежурную часть ОМВД по Белгородскому району поступила вечером 15 июля. В действиях подростка усматривали признаки преступления, предусмотренного частью второй статьи 115-й Уголовного кодекса РФ «Умышленное причинение легкого вреда здоровью с применением оружия или предметов, используемых в качестве оружия» (за это ему грозило бы до двух лет лишения свободы — прим. Ф.). Но так как подросток не достиг возраста, когда его могли привлечь к уголовной ответственности, в возбуждении уголовного дела было отказано. В августе юношу поставили на профилактический учёт, чтобы проводить с ним коррекционную работу, а также не допустить, чтобы он совершил новые преступления, пока не достиг того возраста, когда его могут привлечь к уголовной ответственности.
Полиция составила административное исковое заявление о направлении подростка в Центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей и обратилась с этим заявлением в Белгородский районный суд. 12 сентября 2022 года суд отказал ОМВД по Белгородскому району в удовлетворении иска.
На отца подростка хотели составить протокол по статье 5.35 КоАП РФ «Неисполнение родителями или иными законными представителями несовершеннолетних обязанностей по содержанию и воспитанию несовершеннолетних», за это ему грозил штраф до 500 рублей, но в итоге при рассмотрении дела не нашли состава правонарушения.