Мир взаимной адаптации. Где работать и как жить людям-инвалидам в Белгородской области

Для организаций, имеющих опыт работы с людьми с ограниченными возможностями здоровья, в культурном центре «Октябрь» организовали паблик-ток «Найди себя в работе, найди работу для себя». Валерия Кайдалова послушала и записала, что говорят представители организаций о трудоустройстве инвалидов, их проблемах и создании доступной среды в регионе.

О региональном отделении Всероссийского общества глухих

В Белгородской области живут более 5 тысяч человек с нарушением слуха. Из них 915 человек состоят в региональном отделении Всероссийского общества глухих. По словам председателя реготделения, депутата горсовета Белгорода Юрия Шашнина, они особо нуждаются в помощи государства, потому что им нужны услуги сурдоперевода.

— Переводчик русского жестового языка или сурдопереводчики — это люди, которые помогают глухим в этом мире. Они работают по всей области. Они устраняют коммуникативные барьеры между глухими и обычными людьми, — объясняет он.

Юрий Шашнин считает, что безбарьерная среда для инвалидов по слуху недостаточна развита в Белгороде. Главная её часть — это сурдоперевод. И это одна из причин, почему люди с нарушением слуха не могут посещать многие интересные мероприятия.

— Сегодня не организована безбарьерная среда в том понимании, в котором она должна быть. Когда человек не слышит, ему нужен сурдоперевод. Сегодня (речь про паблик-ток — прим. Ф.) он осуществляется, и люди не чувствуют себя обделёнными. Почему они не ходят на мероприятия? Потому что изначально думают, что мероприятие для них недоступно, потому что ни в одном культурном учреждении нет сурдопереводчиков, — объяснил председатель организации.

Основными проблемами для инвалидов по слуху он назвал отсутствие оборудования, которое позволяет пользоваться услугами сурдоперевода: видеосвязи, субтитров и телетекста. Юрий Шашнин добавил, что при этом практически все инвалиды по слуху работают. В качестве примера он подробнее рассказал об их трудоустройстве.

— Что касается трудоустройства, то глухих берут в основном на рабочие специальности и туда, где не хотят работать слышащие. В основном они работают кучками. Если где-то на предприятии есть глухие, то они приводят друзей, соратников, так и организуются. Например, более 25 человек с нарушением слуха работают в прачечной, где стирают всё медицинское белье во всех больницах города. Также большая группа работает на заводе «Энергомаш». Сказать, что глухих прямо ждут где-то — нельзя. Мы сами идём и просим. Чаще всего глухие устраиваются там, где работодатель не боится, уже сталкивался с такими сотрудниками, и где их знают, — говорит общественник.

Ещё общественное объединение помогает людям с нарушением слуха пройти обучение в автошколах, чтобы они могли получить права и имели возможность работать в такси.

Одна из частых проблем для слабослышащих — нежелание родственников учить язык жестов.

— Очень большая проблема, что родственники не хотят изучать жестовый язык и общаться с глухими на одном языке. Все пытаются заставить глухих адаптироваться, но никто не пытаются адаптироваться под них. Все хотят, чтобы под них подстроились, а сами ни под кого подстраиваться не хотят. Всё должно быть взаимно в этом мире, — заключил Шашнин.

Депутат горсовета также высказал мнение о том, как в области развивают доступную среду для инвалидов.

— Новое время диктует новые условия. Чтобы проводить мероприятия, чтобы обеспечивать работу организации, мы должны участвовать в грантах. С 2020 года мы получили много грантов, которые позволили обучить педагогов жестовому языку, провести различные культурные мероприятия и адаптировать выставки Белгородского государственного художественного музея для людей с нарушением слуха, — поделился Юрий Шашнин.

О региональном отделении Всероссийского общества слепых

Председатель регионального отделения всероссийского общества слепых Анатолий Ковалёв рассказал о работе организации для людей с нарушением зрения. Сейчас на учёте состоит 2 881 слабовидящий человек. В регионе работают 16 отделений организации, где количество участников варьируется от пяти до ста человек.

— В основном наши люди проживают в обычных жилых домах. Ранее это были, так называемые, микрогородки, где давали квартиры инвалидам по зрению, и там проживало большое скопление людей. Сейчас люди с нарушением зрения живут там, где получилось что-то купить, но они всё равно продолжают общаться между собой и приходят для этого в наши организации, — объясняет Анатолий Ковалёв.

Сейчас, по словам Ковалёва, в Белгородской области есть три основных предприятия, где работают инвалиды по зрению: они находятся в Белгороде, Валуйках и Старом Осколе. В основном люди там занимаются производством медицинской продукции. Только в Белгороде на такой работе задействованы около 40 человек.

— Наши люди занимаются спортом, имеют большие награды и выезжают за рубеж. У нас очень хорошо развита художественная самодеятельность. Наши участники ездят и по Белгородской области, и по всей России. Кроме того, мы занимаемся туризмом: проводим сплавы по реке, которые ещё нигде не проводили региональные отделения общества слепых. Мы сплавляемся по реке Оскол в течение 7–8 дней, а также проводим соревнования по гребле и дартсу, — добавляет несколько штрихов о досуге слабовидящих председатель организации.


О региональном отделении Всероссийского общества инвалидов

В 2023 году региональному отделению Всероссийского общества инвалидов в Белгородской области исполнится 35 лет. По количеству участников это самая большая в области, а всероссийское ВОИ входит в пятёрку самых больших организаций России.

— Это говорит о том, что всё-таки люди интересуются нашей организацией, несмотря на то, что она, скажем прямо, стареет. У нас практически нет молодёжи, а та которая есть, работает не очень активно. Членами нашей организации являются инвалиды, имеющие группы инвалидности с первой по третью, а также родители детей-инвалидов, — рассказывает председатель регионального отделения ВОИ Анатолий Франковский.

Общественник считает, что сейчас просто необходимо привлекать в организацию более молодых людей с инвалидностью.

— У нас очень много проблем, но нас тема работы волнует меньше, [чем других участников сегодняшней встречи], потому что в основном у нас люди-инвалиды уже на пенсии, отдавшие здоровье родному государству в надежде на то, что им будет оказана помощь в старости, но, к сожалению, у государства нет возможности в полном объёме обеспечить их, поэтому сегодня и существуют такие организации, как наша. Надо проводить работу по привлечению молодых людей-инвалидов. Возможно они не идут к нам потому, что стесняются показать свои недостатки, но этого не надо стесняться, — объясняет руководитель организации.

Председатель регионального отделения также рассказал о мероприятиях, в которых участвуют члены Белгородского ВОИ.

— ВОИ проводит более 70 межрегиональных мероприятий. Это и фестивали спортивного характера и спортивно-культурного, «Абилимпикс», где в основном участвует молодёжь. У людей есть возможность проявить себя в творчестве и спорте. В прошлом году наши спортсмены ездили в Иваново, где заняли призовые места, а в этом году — на спортивный фестиваль в Адлер, — продолжает свой рассказ общественник.

Однако члены ВОИ тоже сталкиваются с проблемами во время участия в конкурсах и фестивалях.

— Проблема в том, что на всех этих мероприятиях питание и проживание обеспечивается только за счёт собственных средств участников или командирующей организации. Если в организации есть финансовая возможность поехать, мы полностью всё оплачиваем, а если нет, ищем администрации на местах, обращаемся в органы местной власти и к спонсорам, потому что само финансирование у нас небольшое, — объяснил Анатолий Франковский.

Смысл существования ВОИ Франковский видит в организации общественного пространства и доступной среды не только для людей с ограниченными возможностями, но и для остальных жителей региона.

— Мы должны делать то, что создаёт лучшие условия для людей с физическими недостатками, но помнить, что этим пользуются все. По тому же пандусу с приятной средой и невысоким бордюром приятно пройти и пенсионеру, и маме с детской коляской, не говоря уже о человеке, который передвигается на инвалидной коляске, — высказал мнение представитель ВОИ.

Как общественники могут помочь инвалидам?

— Наша деятельность больше всего направлена на проведении мероприятий. Они нас объединяют, и мы получаем эмоции, делимся ими в соцсетях, рассказываем нашим близким, и это тоже средство общения и сплачивания нашего общества, чтобы все понимали, что у нас одинаковые интересы. Белгородская региональная организация занимается не только культурно-массовой работой, но и решением проблем членов организации, — рассказывает советник председателя регионального отделения ВОИ по безбарьерной среде Лия Тихоненко.

По её словам, инвалиды часто пытаются решить возникшую у них проблему сами. Однако, по её словам, более эффективно в данном случае будет обращение в специализированные организации для людей с ограниченными возможностями здоровья.

— Если есть какая-то проблема, человек пытается решить её сам. Обычно не получается: органы не отвечают, но если проблема сложная, можно попробовать обратиться в местную организацию. Если не получается решить проблему на районном уровне, следует написать в региональную организацию. На этом уровне, если проблема системная, она будет прорабатываться с органами власти, потому что мы существуем с их активной помощью. Даже сейчас наши коллеги из районов приехали сюда благодаря тому, что была выделена машина. Всё должно быть связано между собой: и органы власти, и общественные организации, и всё наше общество должно взаимодействовать вместе, — заключает Лия Тихоненко.
Валерия Кайдалова

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

«Я умоляла судью не выселять нас». Белгородка с ребёнком и мужем-инвалидом потеряла единственное жильё

«Я умоляла судью не выселять нас». Белгородка с ребёнком и мужем-инвалидом потеряла единственное жильё

«Место, которым Белгород будет гордиться». Почему в Белгороде так и не открыли уникальный протезно-реабилитационный центр для инвалидов, и причём здесь корпоративный конфликт в ЗАО «Русские протеины»

«Место, которым Белгород будет гордиться». Почему в Белгороде так и не открыли уникальный протезно-реабилитационный центр для инвалидов, и причём здесь корпоративный конфликт в ЗАО «Русские протеины»

В Белгородской области мобилизовали отца ребёнка-инвалида

В Белгородской области мобилизовали отца ребёнка-инвалида

12 самых опасных участков дорог в Белгороде и Старом Осколе за 2021 год. Как менялся этот список за последние пару лет

12 самых опасных участков дорог в Белгороде и Старом Осколе за 2021 год. Как менялся этот список за последние пару лет

«Они боролись за Победу. За что боремся мы?». Участники «Бессмертного полка» в Белгороде — о Дне Победы и «спецоперации на Украине»

«Они боролись за Победу. За что боремся мы?». Участники «Бессмертного полка» в Белгороде — о Дне Победы и «спецоперации на Украине»

«О военных думали в последнюю очередь». Белгородские волонтёры написали донос на Жанну Басанскую, которая помогает российским военным

«О военных думали в последнюю очередь». Белгородские волонтёры написали донос на Жанну Басанскую, которая помогает российским военным

Белгородские активисты узнали, как мэрия Белгорода борется с автохамами

Белгородские активисты узнали, как мэрия Белгорода борется с автохамами

Белгородцы лишились 1,6 миллиона рублей, доверившись продавцу автомобиля

Белгородцы лишились 1,6 миллиона рублей, доверившись продавцу автомобиля

«У нас много бумаги — пишите заявление и уходите». Сотрудницы белгородской «Почты России» пожаловались на срезанную зарплату

«У нас много бумаги — пишите заявление и уходите». Сотрудницы белгородской «Почты России» пожаловались на срезанную зарплату