В Белгороде провели экологический форум «Комплексный подход к обращению с ТКО: опыт, проблемы, перспективы». Его инициировал замгубернатора, курирующий ЖКХ в регионе, Сергей Довгалюк. Он хотел, чтобы все заинтересованные стороны — министерство ЖКХ, региональный оператор по обращению с ТКО, областное управление экоохотнадзора, мусороперевозчик, органы местного самоуправления, управляющие компании — могли обозначить «болевые точки» и определиться, что с ними делать дальше.
— Цепочка по сбору утилизации мусора — неразрывная, начиная от источника — наших жителей, управляющих компаний, перевозчиков, операторов — и заканчивая полигонами и захоронениями. Либо мы все дружно, усиленно работаем и достигаем результатов, либо эта цепочка рвётся, — открыл форум продолжающий осваиваться в Белгородской области перебравшийся из Иркутска Довгалюк.
Когда рекультивируют мусорный полигон в Белгороде?
— У нас находится 16 объектов размещения отходов, которые включены в государственный реестр. 13 полигонов действующие. Рано или поздно заполняется достаточная ёмкость полигонов, и нам предстоят мероприятия по их рекультивации или ликвидации. Опыт в данном направлении уже есть. Два объекта — старые свалки в Белгороде и в Грайвороне — участвуют в федеральном проекте «Чистая страна», — поделился начальник отдела реализации мероприятий по обращению с ТКО Министерства ЖКХ Валентин Летуновский.
Сотрудник министерства добавил, что стоимость всех работ на полигоне в Белгороде — примерно 1,5 миллиарда рублей, а в Грайвороне — значительно скромнее: 135 миллионов рублей. Грайворонский полигон рекультивируют уже в этом году, а в Белгороде работы выполнили пока линь наполовину, их завершат в 2024 году.
— С 2025 года в идеале будем стремиться к тому, что все полигоны после исчерпания проектной мощности включили в федеральные проекты для ликвидации либо рекультивации, — обозначил планы Летуновкий.
Ветки и строительные отходы — это ТКО?
«Центр экологической безопасности» как региональный оператор по обращению с ТКО собирает, перевозит и перерабатывает твёрдые коммунальные отходы, а также занимается их захоронением. Генеральный директор компании Сергей Дуюн обозначил, что мешает оператору работать.
— Анализируя работу и поступающие обращения, мы обнаружили ряд вопросов, которые региональный оператор не в силу решить в одиночку. Связано это с тем, что отрасль новая, отсутствуют чёткие разграничения полномочий между субъектами и действующим региональным оператором. Конечно, есть точечные проблемы, которые оперативно устраняются, но есть проблемы, требующие комплексных системных решений, — заявил Дуюн.
Основная проблема — инфраструктура. В регионе есть около 12,8 тысячи мест накопления мусора, но этого недостаточно. По словам выступающего, в 240 тысячах домов в области отходы собирают в пакеты и оставляют их не на контейнерных площадках, а на тротуарах и газонах. Отходы разлетаются, их разносят животные.
— Необходимо провести большую разъяснительную работу, в том числе с жителями области, чтобы донести информацию о необходимости обустройства максимального количества мест накопления ТКО, удобных для граждан и обустроенных в соответствии с нормами СанПиНа. Ещё одна проблема — несоответствие количества контейнеров на объём образования отходов, что приводит к захламлению мест ТКО. Также не хватает мест накопления крупногабаритных отходов, что приводит к росту стихийных свалок, — добавляет гендиректор ЦЭБа.
Другая проблема — подъезды к местам накопления мусора.
— Есть ещё проблема, связанная с подъездами к местам накоплений. Это узкие проезды на улицах, не предусматривающие развороты или проезд спецтехники. Отсутствие твёрдого дорожного покрытия, при котором проезд при неблагоприятных погодных условиях невозможен. Сезонные проблемы: в зимний период — снег, наледь на дорожном покрытии, в летний период — ветви деревьев, которые необходимо кронировать, — продолжил делиться проблемами Дуюн.
Ещё одна болевая точка — отходы, которые не являются ТКО: куски кирпичей, блоков, штукатурки и другие строительные отходы, а также остатки деревьев или травы.
— Эти отходы не относятся к твёрдым коммунальным отходам. Машинам приходится часами простаивать для разбирательства и составления актов, что негативно скажется на времени вывоза отходов. Население часто складирует строительные отходы в контейнер, таким образом ломая не только сами контейнеры, но и пресс установки мусоровозов. При этом строительные отходы — это главная составляющая сегодняшних свалок. Темпы роста объёма строительных отходов — до 25 процентов в год, — обрисовал ситуацию гендиректор оператора.
Сергей Дуюн считает, что региону нужны новые мусоросортировочные комплексы.
— Наиболее целесообразно строительство объектов обработки в Белгородском районе, Яковлевском, Шебекинском, Валуйском и Алексеевском городских округах.
Согласно паспорту федерального проекта комплексной системы обращения с твёрдыми коммунальными отходами, в 2030 году Белгородская область должна обеспечить сортировку 100 процентов собираемых твёрдых коммунальных отходов и снизить долю направляемых на захоронение ТКО — в том числе прошедших обработку, — обозначил общие цели Дуюн.
Как быть с крупногабаритным мусором?
На выступление гендиректора ЦЭБа отреагировал руководитель управляющей компании «Благострой-с» Геннадий Санин.
— Если возле подъезда нельзя оставлять крупногабаритный мусор, то скажите: куда [его отвозить] и в чём здесь нужна наша помощь? — спросил участник форума.
В дискуссию включилась Наталья Щёкина, заместительница Дуюна. По её словам, новые площадки для крупногабаритного мусора должны создавать органы местного самоуправления — администрации муниципалитетов.
— Здесь неоднозначная ситуация. Этот вопрос уже давно на обсуждении и, к сожалению, «Центр экологической безопасности» является лишь оказателем услуг. Мы должны пользоваться той инфраструктурой, которая есть. Мы не создаём контейнерные площадки, мы их только используем. Крупногабаритный мусор, конечно, не может складироваться возле подъезда.
Для этого управляющая компания и органы местного самоуправления обязаны создавать площадки, на которых будет накапливаться крупногабаритные отходы. Конечно, сбрасывание возле подъездов строительных отходов и мебели некрасиво выглядит, поэтому наша с вами общая задача — сделать наш город красивее. Давайте обустраивать контейнерные площадки для крупногабаритного мусора, — предложила замдиректора ЦЭБа.
Своим мнением поделилась глава управы № 23 «Крейда» Лиа Черткоева.
— Я работаю не один год на территории, где есть большой частный сектор, и считаю, что въездные улицы должны быть оборудованы современными и красивыми контейнерными площадками. Нужно уходить от пакетного сбора. Да, это дорого, но необходимо. Пусть площадки будут с камерами и замками. Просто невозможно ездить по въездным улицам — не успевают вывозить мусор, нет определённого часа. Нам нужен либо чёткий план, либо строительство мест накоплений, — высказалась сотрудница мэрии.
Сергей Довгалюк отметил, что обозначенную проблему сначала попробуют решить с перевозчиком, а затем уже подумают о возможном строительстве новых площадок.
136 несанкционированных свалок
Начальник управления экологического и охотничьего надзора Белгородской области Андрей Гоц рассказал, как в регионе борются с несанкционированными свалками.
Самое частое нарушение — несоблюдение правил обращения с отходами и размещение мусора в неустановленном месте.
— На территории региона находится 136 несанкционированных свалок. Причина — нет чёткого слаженного прозрачного механизма в сфере учёта, транспортирования и утилизации отходов, а также должного контроля за состоянием муниципальных территорий. Немаловажным моментом выступает отсутствие взвешенного подхода со стороны органов управления — далеко не все муниципалитеты заинтересованы в устранении подобных свалок в системном режиме, — рассказал Гоц.
С начала 2023 года к административной ответственности привлекли 106 сотрудников органов местного управления, вручили 68 рекомендаций по устранению допущенных нарушений.
— По результатам работы составили 28 административных материалов на 570 тысяч рублей. Особенно хотелось бы отметить работу в Губкинском округе, где установили 49 камер видеонаблюдения. С их помощью рассмотрели 15 материалов и выписали штрафы практически на 300 тысяч рублей, — поделился руководитель ведомства.
«Еврологистик»: что мешает работе мусорного перевозчика?
С 2023 года «Еврологистик» — единственный перевозчик ТКО по контрактам ЦЭБ. Директор компании Александр Верзун рассказал, что с начала года фирма вывезла 363 тысяч тонн мусора. При этом есть ещё и «серые» перевозчики.
— По результатам 10 месяцев [2023 года] мы вывезли 363,8 тысячи тонн. Прогнозная годовая масса образования ТКО в 2023 году — 412 тысяч тонн. Отклонение от утверждённой схемы — 187 тысяч тонн [в большую сторону]. Учитывая это, перевозчик недополучит необходимую валовую выручку в сумме 400 миллионов рублей.
Вопрос — «Где ТКО?» отчасти риторический, однако, открыв, например, «Авито», легко можно найти услуги «серых» перевозчиков, которые работают якобы только на перевозке отходов, не относящихся к ТКО, а на самом деле везут всё подряд, — рассказал о проблеме Верзун.
Руководитель компании отметил, что одна из проблем компании — дефицит водителей: штат укомплектован на 87 процентов. Особенно работников не хватает в Губкинском городском округе и Белгороде. Кроме того, часто ломается техника. Самая частая причина этого — уже упомянутые раньше строительные отходы в мусорных баках.
— «Стройняк», как мы его называем, увеличивает вес контейнера, его невозможно подкатить, он даёт дополнительную нагрузку на колеса. Сортировать отходы в контейнерах перевозчик не имеет права, поэтому чаще всего мы уезжаем с этой площадки, составив акт несоответствия. Иногда производим отбор видимых отходов, несоответствующих ТКО. Часто слышим проблемы «перевозчик поломал колеса, контейнер». В каждом случае разбираемся, однако чаще всего оказывается, что контейнер эксплуатируется уже более двух лет, проявляется усталость металла, колёса ломаются из-за перегруженности контейнера. На площадках, где покрытие соответствует требованиям, у нас проблем с жалобами от УК нет, — объяснил директор компании-перевозчика.
«Еврологистик» не может вывозить мусор в конкретное время, потому что на контейнерных площадках нет твёрдого покрытия: колёса машин застревают, спецтехника ломается, и вывоз в итоге задерживается.
— Особой болью являются дороги на полигонах. Также при отсутствии твёрдого покрытия или скатов на контейнерной площадке персоналу очень сложно подкатить бак в окно мусоровоза: колёса застревают в грязи и ломаются на прыжках с бордюра. Все эти факторы влияют на качество условий, смещение графика. Задержка на десять минут на первой площадке превращается в час на последней. Необходима модернизация, направленная на приведение площадок к нормам, на создание контейнерного парка с единым типом загрузки. При этом площадки, несомненно, должны быть удобными для населения и эстетичными, — объяснил Верзун.
Сергей Довгалюк спросил у спикера, почему по воскресеньям в том же Белгороде на контейнерных площадках много мусора.
— Каждое воскресенье происходит перенакопление [мусора]. Если утром баки пустые, то к вечеру они переполнены. И это повсеместно. Вы об этом знаете уже десять месяцев, «ЦЭБ» об этом тоже знает, я надеюсь. Почему нельзя перестроить графики? Пусть в воскресенье машина вечером приходит или после обеда, грубо говоря, — поинтересовался у Верзуна замгубернатора.
— Мне, конечно, очень неуютно, мне бы не хотелось, чтобы диспетчером «Еврологистика» работали вы — проезжали мимо контейнерной площадки и сразу звонили моему заказчику. Поэтому мы за 10 месяцев набрали достаточный объём [информации] для анализа, оптимизации логистики. Мы, в первую очередь, оптимизируем пересечения, перепробеги маршрутов там, где есть двойной и тройной тип заездов. В ноябре мы внесём изменения в те проблемные точки, где систематическое перенакопление. Но предварительно, конечно, согласуем эти изменения с региональным оператором. Возможно, это перенакопление из-за недостатка контейнеров. Возможно, это перенакопление выходного дня. Эти решения будут приняты в ближайшее время, — пообещал директор компании-перевозчика.