— Саша, учитывая, что мы уже много лет знакомы, и ты был тем самым человеком, который помог нам сделать «Фонарь» в 2015 году, и все эти годы поддерживаешь работоспособность сайта, если ты не будешь против, то сегодня во время нашей беседы я буду к тебе обращаться на ты.
Я бы хотел с тобой поговорить о тех IT-проектах, которые у тебя есть в голове или даже уже нашли воплощение в жизни, и они пришли на смену проектам или каким-то вещам, которые ушли из России. В частности, речь идёт о твоём аналоге «сервиса постановки задач» Trello — task-трекере, а также мини-приложениях, которые ты делаешь на платформе Telegram, чтобы облегчить жизнь пользователям. Как ты к этой теме подошёл и почему решил ею заняться? Насколько она у тебя получается?
— Сразу скажу, что на принятие мною решений не особо влияет, что какие-то компании уходят [из России] или приходят к нам. В моём случае толчком, как правило, становится решение каких-то задач, которые возникают передо мной. Мне даже иногда неинтересно, есть ли уже какое-то готовое решение: мне интересно это сделать самому. Наверное, с точки зрения предпринимателя, это не совсем правильный подход, но мой кайф как раз в создании [нового]. Мне нравится делать то, чего раньше не было.
Вот, например, идею task-трекера я вынашивал долго: ещё, наверное, с года так 2012-го. Я её представлял у себя в голове, и мне хотелось её реализовать. Я много раз за эти годы к ней подходил. А взялся я за этот проект потому, что мне очень нравился Trello, когда он только появился. Я очень долго следил, читал статьи основателя компании, он такой довольно популярный автор среди айтишников (речь идёт о Джоэле Спольски, авторе блога «Джоэл о программном обеспечении» — прим. Ф.), и я ещё в универе зачитывался его статьями. Когда они сделали Trello, я такой: «вот это круто, мощно!». До этого ничего такого похожего не было — было либо всё суперусложнённое, либо, наоборот, настолько примитивное, что непонятно, как ты это будешь использовать.
— В первоначальном Trello, по-твоему, был найден идеальный баланс?
— Да. Мне очень понравилось, но потом их купила другая компания, и после этого началось раздувание функционала, какие-то новые штуки начали появляться... Мне же потом захотелось сделать какую-то штуку, которая была бы условным Trello до того, как весь функционал начал раздуваться. Я подумал, что смогу это сделать.
— Условно, аналог Trello на том самом этапе, когда там был баланс, который так тебе понравился? Я правильно тебя понял?
— Да, условно сделать сервис, как был Trello в первые два года его существования... Наверное, с точки зрения предпринимательства это не очень хороший подход. Я не особо смотрю на рынок, что и где есть и что нужно ещё. По-моему, это и есть философия инди-хакера... Но сейчас я решил позаниматься с бизнес-коучем, и возможно, у меня в итоге получится как-то это вырулить именно как бизнес. Мне хочется, чтобы у меня было что-то своё...
— А как подобные идеи к тебе приходят? Почему в определённый момент жизни тебя толкает в какое-то конкретное направление?
— Хороший вопрос. Это скорее, знаешь, [ощущение] постоянного несовершенства мира... Появляется какой-то «предпринимательский зуд», что что-то можно сделать, принести пользу людям, решить какую-то задачу, которая уже сейчас у людей «болит». Толкает постоянное желание [принести пользу], плюс ещё оно смешивается с инженерным [стремлением]: вместо команды человек на 40 самому сделать атомарный продукт, который сможет работать и, возможно, даже будет приносить тебе деньги...
— То есть, во многом это вызов самому себе? Возможность доказать, что ты это тоже можешь сделать?
— Да. Это история про себя самого. Ты постоянно к себе обращаешься, постоянно думаешь, получится ли, сможешь ли ты сделать в одиночку что-то, что делается большими конторами, или вместе с минимальной командой из пяти человек... Желание решить задачу с минимальными затратами — хочется стремиться именно к этому. А ещё хочется повлиять на индустрию: типа, ты много учился, у тебя большой опыт, и ты теперь видишь, что рядом появляются люди, которые только начинают свой путь, и ты понимаешь, какую пользу можешь принести им и как можешь сам повлиять на индустрию, используя все свои знания, видение, навыки, которые ты за все эти годы приобрёл...
Кстати, вспомнил хорошую иллюстрацию: «пирамида инженерного стремления», которую мы когда-то нарисовали в нашем офисе. Когда ты в самом низу, ты делаешь, чтобы «типа работало». Потом — чтобы «действительно работало». Дальше ты уже думаешь не только о том, что продукт приносит результат, а ещё и о том, как он спроектирован и хорошо ли сделан внутри (третья ступень — прим. Ф.).
— То есть, иными словами, получилась ли у тебя устойчивая конструкция?
— Да. Дальше уже когда базовые потребности закрыл, хочешь, чтобы это ещё и красиво было. И речь не только про снаружи — то, что все люди оценят, — а ещё про какие-то дополнительные штуки, которые смогут оценить твои коллеги и другие профессионалы. Ну и последняя ступень, куда я ещё не перешёл, но очень хочется [куда прийти], — когда эти маленькие твои собственные проекты начинают сами влиять на IT-индустрию и двигать её вперёд.
...Вот такая метафора: есть люди, которые учатся жонглировать, и они хотят тремя шарами жонглировать идеально, чтобы никогда в жизни ни один шар из трёх не упал. Это круто. Но я немножко не такой человек: я хочу жонглировать сразу 40 шарами. И пусть из них десять упадёт, зато я буду знать, что ещё 30 останутся в воздухе.
— И у тебя это получается?
— Да. Ты пробуешь разные методики, изучаешь, как у тебя мозг работает. Пробуешь с одной стороны, потом с другой... Я пытаюсь сразу посадить в своём саду много семян в надежде на то, что какие-то из них дадут плоды.
— Продолжая твою метафору с семенами и садом: какие «семена» у тебя сейчас в зачаточном состоянии, а из каких ты уже пытаешься вырастить полноценные IT-продукты?
— Вот эта история с task-трекером. В принципе, мне нравится что получается... Есть люди, которые уже попробовали его.
— С учётом того, что нас будут читать люди, которые, скорее всего, ещё не знают про твой проект, расскажи вообще про идею, которую ты воплотил в жизнь. Откуда она взялась, ты уже сказал раньше. Но что конкретно ты сделал?
— В общем, это проект о том, чтобы можно было вести какие-то свои рабочие или личные дела в каком-то [виртуальном] пространстве, где ты можешь расписать все задачи, чтобы ты их мог видеть в разных ипостасях, в разных представлениях. Это может быть либо календарь, либо просто список, либо доска-канбан, либо mind-map («мозговая карта», когда ты накидываешь рандомные идеи типа «мозгового штурма»)... Вот это и есть task-трекер, но нужно ещё, чтобы ты при этом не был рабом этой системы, чтобы это был аналог простого бумажного календаря, где можно в любом уголочке что-то написать. Мне хотелось бы, чтобы компьютер просто помогал человеку, а не ограничивал человеческую креативность...
—... и не загонял тебя в какой-то постоянный цейтнот: у тебя накапливаются задачи, и ты их не решаешь никак... На какой стадии сейчас находится идея с task-трекером?
— У меня есть готовый прототип, где есть проекты, задачи, календарь, и ты можешь при желании не только создавать задачи в календаре, а, например, обводить важное кружком, фиксировать нужное, подвешивать свои файлы, документы. Аналоги сервиса сейчас — большие и тяжёлые, неповоротливые, а мне кажется, что я могу сделать лучше и знаю, как сделать более удобно и дружественно для самого пользователя.
— Когда будет итог?
— Сейчас действительно из России ушли многие компании, и, наверное, этой ситуацией сейчас можно воспользоваться с точки зрения бизнеса, чтобы занять эту нишу. Но, повторюсь, я занялся этим проектом не из-за нынешней обстановки — я к нему подошёл уже достаточно давно. Просто вышло такое совпадение по времени, что, возможно, это в итоге станет каким-то положительным для меня фактором, хотя ранее это не закладывалось...
— И всё-таки повторюсь: task-трекер сейчас у тебя на этапе, когда ты ещё добавляешь вещи, которые у тебя в голове есть, и ты понимаешь, что ещё хочешь туда добавить, но на какую-то глобальную обкатку когда ты планируешь его выкатить?
— Я не знаю, когда это будет достаточно хорошо для того, чтобы я мог показать этот проект другим. Я уже потихоньку пускаю в него людей, которые начинают давать обратную связь. Я ручейком запускаю их в проект, но прямо глобально — пока не знаю [когда буду готов его представить]. Надеюсь, что в этом году. Пока же мне бы очень хотелось видеть в нём людей, которых пусть будет пока и немного, но они будут мне давать очень много полезной обратной связи.
— Понял. То есть, будут влюбляться в продукт и помогать тебе его дорабатывать до того уровня, когда ты сам поймёшь, что достаточно, и теперь уже можно его выкатить на большую аудиторию, так?
— Типа, да. Я, правда, очень хочу их затягивать... Вот до этого у меня было около пяти сделанных инструментов для работы, и я хотел это всё в одну инфраструктуру завернуть. Но я постоянно боялся их выпустить, и это всё так до сих пор лежит «в столе». Я очень сильно надеюсь, что в этом году дойдёт до этого.
— Для этого мы как раз и говорим с тобой сегодня, чтобы уже зафиксировать этот план, и тебе пришлось как перфекционисту ему следовать (улыбаюсь).
— Это круто. Хорошо, ладно, ты меня подловил.
— Саш, с этим проектом примерно всё понятно, но продолжим разбирать твоё «жонглирование». Какие проекты ещё у тебя в руке?
— У меня есть конструктор форм для Telegram. Идея в том, чтобы можно было самому создавать мини-приложения по аналогии с google-формами. Гугло-формы фактически сейчас заменяют любой сайт, где есть форма для сбора каких-то данных. Для своего проекта я тоже использовал этот подход, предложив такие же формы в экосистеме Telegram. Увидеть, что получилось, и попробовать сделать свою форму можно здесь.
— В дальнейшем ты эту вещь будешь коммерциализировать?
— Если в дальнейшем будет большой трафик и большое количество пользователей будет этим пользоваться, то, разумеется, надо будет внедрять какие-то платные фишки, которые позволят всё это окупать. Возможно, это будет дополнительное брендирование, дополнительные возможности по загрузке файлов и так далее.
— Что ещё есть из невыпущенных проектов?
— У меня есть идея сделать веб-проигрыватель нот для музыкантов. Есть слайды нот, которые ты можешь загрузить, потом появится проигрыватель, который будет их показывать по мере проигрывания.
— Понял тебя. Спасибо. Саш, как инди-хакер, каким ты видишь своё будущее, когда ты достигнешь своеобразного внутреннего дзена и сможешь сказать, что доволен тем, что сделал? Будет ли вообще такое состояние?
— Не думаю. Я кайфую с самого пути. Мне нравится идти, мне не нужно дойти к какому-то конкретному флажку. Конечно, ты можешь дойти до чего-то, заработать на этом, а потом тебе вплеснётся дофамин в мозг, и ты всё равно будешь ставить новый флажок, потому что предыдущий флажок недостаточно красиво стоит. Мне нравится сам путь.
— Ну, то есть ты флажки всегда будешь отодвигать от себя дальше, дальше, дальше, чтобы не приближаться к ним?
— Угу. Пока есть желание, зачем останавливаться?!
— На этом этапе, если тебе зададут вопрос, какие лучшие свои проекты ты мог бы обозначить, что ты назовёшь?
— В составе команды было очень много разных классных проектов. «Фонарь» — вообще, наверное, один из лучших. Всё, что там сделано с проектированием, мне очень нравится. Потом было много других сайтов. Сейчас вот прям из суперсвежего: мы с 1С soft сделали сайт.
Мне кажется, что в нём всё классно сделано и придумано с юморком: иллюстрации можно просматривать, изучать там много всего, и много каких-то пасхальных яиц (оцените сами — прим. Ф.) заложено.
Ещё возлагаю надежду на конструктор форм.
Был ещё чат-бот для скачивания видео из соцсетей. По нему регулярно люди пишут, дают обратную связь, сообщают, что не работает и как можно что-то усовершенствовать. Он в свободном доступе, полезен людям, и мне нравится, что я его сделал за день... Потом ты периодически дорабатываешь такие вещи, возвращаешься, но всё равно круто, когда ты можешь с минимальными затратами большому количеству людей принести радость. Это классно.
Есть ещё один бот для telegram-чатов, который следит в самом чате и позволяет нарушителя «замьютить», не заходя в настройки, а просто сразу же там, просто написав в ответ пользователю: «mute на три часа». Также этот бот может удалять тех, кто долго молчит.
— Саш, если мы берём нынешнюю обстановку, как она повлияла вообще на сообщество программистов? И что лично тебя мотивирует работать здесь?
— Много очень хороших специалистов уехало, много денег, много инвестиций ушло. Меня держат, во-первых, обязательства перед другими лицами, во-вторых, это моя земля, почему я должен?.. Пока тебе есть, что рассказать, ты это делаешь.
— Пока ты свой собственный сад растишь и видишь, что деревья растут, плоды появляются, и ты по этому пути продолжаешь двигаться, чтобы сад дальше оставлять после себя?
— Да.