Ниже приводим монолог Юлии.
— Очень хочу рассказать общественности про вчерашнюю встречу с чиновниками. Опустим всю моральную сторону вопроса, я возьму главный вопрос: нам предлагают где-то временно жить за свой счёт. Это около двух лет. Нужно будет снимать квартиру самим. Нам предложили компенсацию в 10 тысяч рублей, но непонятно, где и как искать жильё. Лето закончится, детей надо будет в школу и детсад водить. Мы спросили про альтернативы, но нам не дали конкретного ответа.
Нам сказали, что будут восстанавливать жильё на этом месте. Но вы же понимаете, что такое строительство? Всё равно сначала нужно будет снести, потом провести экспертизу, затем утвердить смету на строительство. Вчера прямо на совещании объявили, что нет пока даже этих материалов [из которых строили дом], потому что завод, который их изготавливал, его уже самого нет. Я не знаю, где они будут искать материалы. Мы просим альтернативу в виде сертификатов на жильё по таким же размерам.
Губернатор на встрече сказал, что нам легче всего дать сертификаты, но их будут давать по цене 84 тысячи рублей за квадрат — по цене застройщика, себестоимости строительства. Но губернатор правильно говорит, что мы ничего на эти деньги не купим. Кроме того, когда жильё построят, застройщик потом его продаст дороже. Это несправедливо. Мы просим альтернативу в виде сертификатов на жилье, чтобы можно было купить жильё по рыночной цене.
Мы уже не говорим о ремонтах или имуществе. Если не хотят нас из Белгорода выпускать, ради бога, пусть делают ограничения — чтобы сертификаты позволяли приобрести жильё только в Белгороде. Нам срочно нужно это решить, потом пусть там на этом же месте строят хоть десять лет, а потом продают также от застройщика. Если они там приняли решение восстанавливать что-то на этом месте, то какие могут быть вопросы?
Раньше уже была такая практика с жильём на территориях, разрушенным ранее, когда новые частные дома строили по квадратуре разрушенного жилья.
Мы просим, чтобы нам дали выбор. Вчера об этом даже в прессе писали, в том числе в соцсетях. Один из юристов администрации, Волкова, опубликовала информацию, что жители смогут выбирать себе жилье. Этот фонд формирует министерство социальной защиты, и мы можем выбирать жилье в течение шести месяцев (про этот вариант для жителей населённых пунктов, где ввели режим ЧС, мы рассказывали на сайте — прим. Ф.). Что мэр нам сказал про это на вчерашнем совещании? Он сказал, что пока не может комментировать [эту тему]. Предложил собраться позже и пригласить на встречу юристов.
Ещё есть вопросы по восстановлению имущества. Нам, собственникам, не полагаются никакие выплаты, даже 10 тысяч рублей, если мы не были прописаны в этом доме. Как это решить? Они не могут ответить на этот вопрос. Это уже не первый месяц так идёт.
Законодательство должно было быть проработано для таких случаев хотя бы год назад. Нас ответ о том, что нет законодательства, не удовлетворяет. Федеральное законодательство может не касаться всех регионов, это касается нашего, а значит должна быть принята какая-то статья закона об этом. Мало того, что 100 тысяч рублей — это капля в море, с чем согласен и сам губернатор, но при этом выплаты не затрагивают собственников, если они не были прописаны здесь.
У меня в этом доме было две квартиры. Именно в двух пострадавших подъездах. В итоге мы остались без всего. Мы жили там семьёй, и мы ничего не получим...
Что касается остальных вопросов, это уже, наверное, мелочи по сравнению с главным вопросом жилья и компенсацией.
Вывоз всего имущества — отдельная тема. Нам нельзя было заходить в некоторые квартиры, но нам обещали, что строители будут бережно выносить вещи. На деле же — неприятные кадры. Я сама снимала, как всё это вывозили. Личные вещи просто выбрасывали из окон.
Люди до сих пор не могут найти останки своих родственников. Говорят, что всё это должны были вывезти на специальный полигон и силами МЧС продолжить там поиск [останков]. Но мы видим, что это всё за нашими гаражами. Вещи, документы — всё там лежит вместе. Люди приходят, ищут, задают вопросы, но ответов нет.
На встрече говорили, что из третьего подъезда двое людей до сих пор числятся пропавшими без вести. Родственники до последнего хотят верить, что их где-то там найдут. Но, конечно же, мы все прекрасно понимаем, что, скорее всего, они где-то в этих руинах вместе с вещами.
17 тел, которые уже достали из-под обломков, по части из них проводят экспертизу ДНК, потому что в некоторых случаях найдены только фрагменты тел. Это страшное горе: родители одной девушки не нашли её. Они просят помощи в розыске в соцсетях и не разрешают, чтобы её коллеги по работе публиковали информацию о ней в соцсетях.
Только что стало известно, что следователи Следкома России установили личности всех 17 погибших в результате обрушения части жилого дома в Белгороде. Напомним, что ведомство возбудило уголовное дело о теракте.
— 12 мая при атаке вооружённых формирований Украины города Белгорода снаряд попал в жилой многоэтажный дом, после чего обрушился один из подъездов. В результате этого террористического акта погибли 17 человек, 19 получили ранения. В рамках уголовного дела проведены генетические и иные экспертизы, по итогам которых установлены личности всех погибших. Расследование продолжается, — заявили в пресс-службе российского Следкома.
***
Пока мы готовили эту публикацию, губернатор опубликовал некоторые решения по дому на лице Щорса. Во-первых, чиновники решили, что на пять дней, до 25 мая, приостановят работы по разбору дома, чтобы люди могли вывезти вещи и мебель из двух пострадавших подъездов. Это нужно, чтобы уменьшить ущерб каждой семьи. «Мы понимаем, что данные мероприятия сопряжены с огромным риском для спасателей, которые будут использовать подъёмные механизмы, доставая вещи из квартир, куда нет возможности добраться иным способом», — пишет губернатор.
Чиновники мэрии должны будут определить время и место, куда они вывезут мебель, чтобы её смогли забрать собственники. После этого строители продолжат работы по разбору конструкций двух подъездов.
— Надеюсь, что все жильцы смогут поучаствовать в мероприятии, но если у собственника нет возможности приехать, он может обратиться в администрацию города, которая вместе с сотрудниками МЧС и участковым, актировав всё имущество, вывезет его в безопасное место и будет дожидаться владельцев. Повторюсь: наша цель — минимизировать ущерб каждой семьи, — заявил губернатор.
Копию заключения экспертов, что дом можно восстановить без сноса, чиновники передали старшему по дому. Но собственники квартир с пятого по восьмой подъезды попросили о дополнительной экспертизе, и её власти тоже проведут. «Также дал поручение моему заместителю Сергею Владимировичу Довгалюку и министру ЖКХ Алексею Николаевичу Ботвиньеву проработать вопрос по проведению капитального ремонта 1,4,5,6,7, и 8 подъездов по завершении восстановительных работ», — сообщил Вячеслав Гладков.