«Это коснётся каждого»
Белгородка Снежана Токарева решилась вместе с мужем и двумя детьми временно переехать из города из-за непрекращавшихся обстрелов. В пятницу, 15 марта, семья выехала в Воронеж на выходные в надежде, что после выборов президента вновь станет спокойно.
— Спокойно не стало, поэтому мы начали искать квартиру в Старом Осколе. Муж поехал домой в Белгород — там работа, я с двумя детьми на машине и кучей вещей объездила Губкин и Старый Оскол в поисках жилья. Собственники в трубку говорят: «Ой, не, белгородцам не сдаём», «С детьми нельзя», «На месяц — маленький срок, не выгодно». Хотелось кричать: «Люди, очнитесь, это коснётся каждого». В чужом городе ты никому не нужен, поэтому многие и не уезжают, — объясняет Снежана.
В итоге женщине всё-таки удалось снять квартиру в Старом Осколе — с этим ей помогла подруга.
«Наши проблемы — это наши проблемы»
Ксения Ширяева рассказала «Фонарю», что она с семьёй начала искать жильё сразу после того, как начались выборы и усиленные обстрелы. Квартиру выбирали в близлежащих городах: Липецке, Старом Осколе и Воронеже.
— Планировали уехать с мужем, дочерью и котом. Начали мониторить цены и поняли, что арендодатели подняли их в два раза. Даже приличная однокомнатная квартира сейчас стоит от 30 тысяч рублей без коммунальных услуг. На семью — двухкомнатная 45-50 тысяч рублей плюс ещё оплата около 10-15 тысяч риэлтору. Некоторые арендодатели отказывают сразу, когда слышат, что обращаются из Белгорода. Не берут с детьми или животными, — рассказывает белгородка.
По словам Ксении, отказывают часто по причине, что не хотят сдавать жильё не на длительный срок, — для арендодателей это не выгодно.
Семья Чуевых жильё в итоге не нашла. Она остаётся в подвешенном состоянии, потому что «с такими ценами ехать в город, где нет работы и нужно продолжать платить за квартиру в Белгороде — невозможно».
— Что мы поняли за эти дни? Что наши проблемы — это наши проблемы. К сожалению, приходится осознавать, что мы никому не нужны, мы сами за себя. Поддерживают нас издалека, много слов поддержки, конечно, и добрых слов. Но по факту оказывается, что мы не можем даже снять себе жильё — вот, что показала практика, поэтому нам приходится сидеть дома. Думаю, благодаря нашему сплочению мы справимся, — рассказала Ксения на своей странице в соцсети.
Как только девушка разместила эту информацию в своём блоге, ей начали писать белгородцы, столкнувшиеся с такими же проблемами. Одна из женщин рассказала, что при съёме жилья паспорта её семьи досконально изучали, взяли все данные вплоть до прав и вживую проверяли на подлинность. Причина — якобы потому, что они приехали из Белгорода и могут оказаться диверсантами.
Другая белгородка поделилась историей: когда она в прошлом году уезжала с подругой в Воронеж, в тот момент им тоже отказывали из-за того, что они из Белгорода.
«Цены стали выше за пару дней»
Белгородка Дарья Романенко после непрекращающихся обстрелов тоже решила переехать со своими новорождённым сыном в регион поспокойнее. В Краснодар её зовёт подруга, поэтому девушка ищет квартиру в определённом районе этого города, чтобы быть рядом.
— Цены стали выше буквально за пару дней. При этом не хотят сдавать на квартиру на один–два месяца. Если посуточно, то только от 1,3 тысячи в сутки. То, что мы из Белгорода и что у меня трёхмесячный ребенок, — это их не волнует. Знакомые пишут и рассказывают, что в Воронеже сняли квартиру, и даже залог им могут не возвращать. В Курске цены подняли, там я также искала квартиру, — делится Дарья.
«Вам никто ничего не должен»
За прошедшую неделю белгородка Карина Чурсина тоже уехала из Белгорода вместе со своей дочерью.
— Безопасность — это самое главное, поэтому я долго не думала: собрала два чемодана, и мы уехали, бросив всё: студию [макияжа], квартиру, друзей и школу. Жить в Белгород мы уже вряд ли вернёмся, но обязательно вернусь в мае, чтобы завершить занятия с моими учениками, — рассказала она о своей мотивации уехать.
Квартиру Карина нашла в Краснодарском крае, а конкретно — в Геленджике. По её словам, жильё нашли отличное, но хозяева сдали его без клининга и на 10 тысяч рублей больше, чем договаривались изначально.
— При заселении с хозяйкой квартиры были неприятные моменты. Я в конце не выдержала и сказала, что мы из Белгорода, могли бы и подобрее быть. А в ответ услышала: «И что, что из Белгорода? Вам никто ничего не должен!», — вспоминает она.
В разговоре Карина добавила, что мало того, что вынужденно уезжающим из города сложно найти жильё, так ещё когда люди узнают, что приехали из Белгорода, они повышают цены на квартиры на 5–10 тысяч рублей.
— Но это цветочки по сравнению с самым ужасающим. То, что говорят люди из других городов, когда узнают, что мы из Белгорода. Дословно: «Что вы там с хо*лами не поделили?», «Так Белгород — это же украинский город. Как они сами себя [обстреливают]?», «Вам никто ничем не обязан помогать», «Начали [Роскомнадзор] — теперь расхлёбывайте». «Так это же Белгород наступил на Украину». Это говорят как и арендодатели, так и люди из разных городов России. В такие моменты в своей стране чувствуешь себя чужаком, — отмечает девушка.
«Белгородцам на месяц не сдаём»
Коренная белгородка Елена Гунько уехала от обстрелов в Москву. До этого она искала квартиру в соседних Курской и Орловской областях, но столкнулась с проблемой снять жильё за короткий срок.
— Я вообще коренная белгородка, в Белгороде ещё до Великой Отечественной войны жили мои прабабушки и прадедушки. Естественно, я не сильно хотела уезжать. Когда начались все эти обстоятельства в нашем городе, сидели практически до последнего. Когда уже начались сильные обстрелы в пятницу-субботу, когда сгорел один дом, потом во втором доме семья сгорела, то в воскресенье быстро приняли решение уехать, так как мы тоже живём в частном доме, — рассказывает девушка о своём переезде.
Елена искала объявления о съёме жилья поближе к Белгороду, чтобы можно было ездить домой за необходимыми вещами. Девушка хотела снять квартиру в Обояни Курской области, но столкнулась с тем, что все объявление давали только агентства. На несколько номеров ей даже не ответили. Трубку взяла лишь одна девушка-риелтор. Елена пояснила, что ей срочно нужно заехать из-за непрекращающихся обстрелов.
— Я нашла необходимую квартиру по каталогу, она подошла нам и по цене, и вообще по состоянию. Мы смотрели квартиры на месяц, потому что снимать посуточно выходит дороже. Я ей прислала ссылку на ту квартиру, которая мне понравилась, жильё оказалось свободным. Я говорю: «Напишите мне, куда перевести деньги. Как вообще мы встретимся? Через два часа могу приехать уже». Но ответа от девушки я ждала несколько часов, его всё не было. Я продолжила ей писать, сказав, что мне срочно нужно уехать, так как над головой разрываются бомбы. А она мне сказала: «Белгородцам на месяц не сдаём, только посуточно», — вспоминает Елена.
Белгородка пыталась объяснить, что этот вариант ей не подходит, что она готова снять квартиру на месяц-два, а в ответ услышала лишь «До свидания» и получила игнорирование любых сообщений дальше. Девушка смогла дописаться ещё до одного риелтора, хотя на звонок по телефону он не отвечал. Она объяснила, что ей нужно срочно уехать, но в ответ услышала: «А вы видели, какой сегодня день? Воскресенье, выходной, да и вообще белгородцам мы не сдаём». На этом их разговор и закончился.
— Тогда в чём заключается помощь регионов? Мы, если что, терпим за всю Россию. В итоге мы уехали в Москву. Здесь есть возможность пожить немножко. Квартира небольшая в спальном районе. Уехала я с младшим сыном, а муж со старшим сыном остались в Белгороде. По каким причинам отказываются белгородцам сдавать квартиры — не знаю.
Я у кого-то у девочек видела в сторис, что сначала договаривались на одну цену (вроде 3 тысячи), а потом написали, что если вы из Белгорода, то сдадим вам за 8 тысяч. Знакомые сказали, что в Воронеже и Краснодаре подняли цены, аренда на квартиры по 100 тысяч рублей, — утверждает девушка.
«Сами во всём виноваты»
Анна Б рассказала «Фонарю», что стала искать квартиру совсем недавно. Она решила со своим мужем переехать к знакомым в Москву, но это оказалось сложнее, чем они думали. Белгородцам отказали несколько раз без объяснения причин, теперь пара даже не говорит о том, что приедет из Белгорода.
— Как только узнавали, что нам ехать день из Белгорода, находили причины для отказа, а иногда просто уходили в игнорирование. Один из арендодателей нам сказал, что не принимает у себя украинцев — похоже, люди настолько не понимают, где находится Белгород. Часть квартир вообще сдаётся только москвичам, которые давно живут в регионе. Ну а вообще цены взлетели немыслимо, даже не знаем, есть ли смысл сейчас куда-то уезжать за такие деньги, ведь хорошую работу с нормальной зарплатой найти не так то просто. Боюсь, не потянем съём в Москве, — делится девушка.
Она также пожаловалась на отношение людей к белгородцам. Анна пыталась найти квартиру через московские чаты, но там, когда она начинала рассказывать свою историю, начинался шквал негатива в её адрес.
— Люди писали, что я всё придумываю, что не умирают у нас каждый день. Другие просили вообще перестать разводить негатив сообщениями об обстрелах, потому что якобы итак людям непросто, у кого-то брат/сват/отец на СВО, и ничего, не жалуются. Какая-то часть людей вообще сказала, что мы должны были предвидеть эту ситуацию и уехать заранее, ведь [Роскомнадзор] идёт уже больше двух лет. А теперь что нам жаловаться, сами во всём виноваты. Знакомые рассказывали, что над ними вообще смеялись, когда они дёргались от громких звуков. Вот такое сострадание от россиян, — заявила девушка.
Редакция 21 марта начала собирать заявки от белгородцев, которые хотят временно покинуть регион, и предложения по переезду, чтобы сводить людей друг с другом. Мы формируем два списка: тех, кто намерен уехать из области, и тех, у кого есть возможность принять людей. Если по условиям варианты подходят друг другу, мы в порядке очереди сообщаем людям, что появился для них вариант и даём контакты. Просим людей сообщать, устраивает их этот вариант или нет, и каков итог прямого общения с человеком, предложившим размещение. Чтобы предложить свой вариант размещения для белгородцев или сообщить о необходимости переезда, указав, сколько человек и какого возраста, можно написать нам в телеграм-бот t.me/Fonar_peopleBot. Отвечать каждому, учитывая большой объем сообщения, мы не можем, но мы собираем сообщения и когда понимаем, что появился вариант, который подходит человеку, связываемся с ним.