«О чём белгородцы узнают через 50 лет?». В областном архиве готовят фонд-коллекцию о событиях СВО

В Государственном архиве новейшей истории Белгородской области начали создавать фонд-коллекцию о специальной военной операции. В него войдут истории и документы участников боевых действий, и «свидетельства событий» в Белгородской области, начиная с 2022 года. Рассказываем, как ведётся работа над тем, что «белгородцы смогут увидеть через 50 лет».

«Мы не создаём документы, а отражаем историю»

В Государственном архиве новейшей истории Белгородской области (ГАНИБО, — прим.Ф.) начали создавать фонд-коллекцию о Специальной военной операции. В него войдут истории и документы участников боевых действий, и «свидетельства событий» в Белгородской области, начиная с 2022 года.

Подобные фонды-коллекции, по словам сотрудников ГАНИБО, сейчас создаются во многих российских регионах, но белгородская коллекция будет «особенной», со своей спецификой — в неё войдут не только истории участников боевых действий, но и «свидетельства событий в Белгородской области», связанных со специальной военной операцией. Похожие разделы коллекций также появятся в Курской и Брянской областях.

— Архивы собирают свои фонды годами, десятилетиями. Есть особенные случаи, в которых создаются фонды-коллекций. Фонд- коллекция называется фондом, потому что она разнородная: от разных людей, в разных стилях. Одна из известнейших наших коллекций — посвящённая Великой отечественной войне и второй подобный случай — со Специальной военной операцией и нынешними событиями. Мы собираем и будем ещё долго собирать для него документы, фотографии, и всё то, что отразится в нашем обществе, — объясняет директор ГАНИБО Александра Коломина.

Александра Коломина, фото из соцсетей ГАНИБО

Архив принимает от жителей Белгородской области личные документы участников боевых действий, фото, воспоминания в формате дневников и записных книжек, творческие работы (песни, стихи, рисунки и так далее), а также интервью с ними. Отметим, что чаще всего речь идёт о погибших участниках, так как, по словам архивистов, с действующими участниками процесс связи может быть довольно сложным.

Архивисты приняли около 60 фотографий от родственников погибших участников боевых действий и около 40 документов. Показать или рассказать подробнее об этом архивисты не могут, чтобы не нарушить закон о личных данных — они никому не передают полученную информацию и могут разглашать и публиковать документы и другую информацию только с разрешения людей, передавших документы.

Кроме того, сотрудники архива принимают фото и документы, связанные с событиями Специальной военной операции в Белгородской области: статьи, вырезки из газет и журналов, а также интервью со свидетелями, очевидцами этих событий.

— Мы не создаём документы сами, мы отражаем историю, запечатлеваем и бережно храним то, что создано. Это может быть создано организациями, органами власти, учреждениями, отдельными людьми. СМИ реагируют на все события, собирают интересные факты истории, то, что стоит запечатлеть. Поэтому мы отслеживаем публикации в СМИ, и таким образом собираем фонд, — объясняет Александра Коломина

Формирование коллекции начали с «личных документов участников СВО». ГАНИБО заключил соглашение о «взаимодействии и сотрудничестве» с фондом «Защитники отечества», в том числе, чтобы фонд «мог информировать бывших участников СВО, чтобы они пополняли фонд коллекции».

— Это очень кропотливый и долгий труд. Это работа ведётся годами и десятилетиями. Сейчас очень напряжённое время, мы приграничный район, и многие люди, которые, может быть, готовы были бы откликнуться, потеряв отца, сына, очень вдумчиво к этому относятся. Раны ещё у них ещё очень свежи, поэтому всё не так быстро, как хотелось бы. Каждый человек должен переосмыслить все, принять, и постепенно уже приняв это, прийти к нам и начать с сотрудничество, принести какие-то личные документы своего брата, сына, как правило, погибшего., — рассказывает главный специалист отдела комплектования и обеспечения сохранности документов Елена Топчий.

По словам работников архива, чаще всего белгородцы приносят фотографии, документы о награждении и смерти участников боевых действий. Многие люди не хотят расставаться с оригиналами, поэтому приносят копии документов, их архив также принимает. Часть региональных организаций, в том числе волонтёрских, тоже выразили готовность предоставить информацию, но сделают это, когда у них «будет сформирован пласт документов».

Также, как рассказывают сотрудники архива, часть информации они ищут сами, то есть занимаются «инициативным документируем».

— Мы ищем информацию на просторах интернета, то есть, в СМИ, и документируем наиболее актуальные статьи. Например, у нас собраны материалы о мемориальных досках на фасадах домов участников СВО. В прошлом году проходила выставка «Герои нашего времени» и там были представлены картины о героях СВО, которые представила студия военных художников имени Грекова. Белгородцы там тоже есть, и они задокументированы у нас, — рассказывает начальник отдела комплектования обеспечения сохранности Инна Стерлева.

Собирают информацию и о «государственной и социальной поддержке участникам СВО», в неё в том числе входит информация о трудоустройстве ветеранов СВО, соцконтрактах и прочая.

Как рассказывает Александра Коломина, особенность ГАНИБО в том, что архив в основном сотрудничает с общественными организациями, которые передают документы и фотографии, и «деятельность общественных организаций во время СВО» скорее всего станет отдельным направлением фонда-коллекции.

«Это работа на будущее»

Когда фонд-коллекция будет сформирован сказать сложно, потому что «коллекция будет постоянно пополняться и дополняться»,

— Специфика архива в том, что мы документируем для будущего. У нас есть такой расхожий критерий: «через пятьдесят лет». Что через 50 лет люди смогут узнать об этом из нашего архива? То есть, это работа на будущее, но и в то же время для настоящего, потому что это же происходит здесь и сейчас. Наша цель, собрать и сохранить и дать информации отлежаться. Мы будем дополнять коллекцию. Вы знаете как долго собирался фонд-коллекция о Великой отечественной войне? Некоторые архивы до сих пор только принимают и дополняют информацию! Мы тоже не так давно принимали письма, посвящённые Великой отечественной войне. Архивы — это про будущее, далёкое будущее, про то, как будущие поколения увидят сегодняшние события, — рассказывает Александра Коломина.

По словам руководителя архива, сотрудники «должны объективно и беспристрастно подойти к истории и сохранить всё так, как есть». Поэтому сейчас основная задача — заинтересовать людей и объяснить им, почему нужно и важно приносить свои документы в архив.

— Важно объяснить людям ценность этих сведений, потому что каждый думает, что его горе или семейные события — это только его, и дать понять, что это важно и для истории, для будущего, для архива действительно непросто. Для этого мы проводим экскурсии по архивохранилищу, чтобы люди увидели где и как хранятся документы, убедились, что документы, которым более ста лет, сохранены у нас. Для многих это становится решающим фактором — что мы также сохраним и их документы, — объясняет Александра Коломина.

Работа архивистов начинается с переговоров о том, что люди смогут передать в ГАНИБО, и уже на этом этапе возникает много вопросов.

Документы, переданные семьёй погибшего военного в архив, фото из соцсетей ГАНИБО

— Потом человек пишет заявление — у нас есть памятка с последовательностью, разработанная Росархивом. На основании этой памятки мы уже выстраиваем свою работу — принимаем заявление, смотрим документы, заключаем договор. Но сначала надо сориентировать человека, чтобы он был морально готов. Нужно помочь подобрать ему документы, потому что люди часто теряются — архив это что-то новое. Но они хотят, чтобы эти документы потом нашли их праправнуки, документы СВОшника, который уже прапрадед. Люди готовы сотрудничать, — рассказывает главный специалист отдела комплектования и обеспечения сохранности документов Елена Топчий.

Александра Коломина отмечает, что потомки людей, которые оставят документы и фото для фонда-коллекции смогут в будущем прийти и посмотреть на эти документы

— Сейчас, например, люди приходят узнать о своих предках, с большим интересом поднимают документы, которые собирали 70-80 лет назад в архиве. Даже в этом узком ключе, изучении своей семьи, это может быть интересно. И для общей истории разумеется, — говорит руководитель архива.

При этом даже те, кто уже пожертвовал документы, фото или другую информацию архиву могут продолжать пополнять его (в том числе, если речь идёт о личных историях, — прим.Ф.).

— Мы всегда понимаем, что процесс может занять не один день и даже не один год, ведь чтобы написать воспоминания или автобиографию, нужно время. Творческие работы также могут дополняться и создаваться долгое время, — рассказывает Елена Топчий.

Про каждого человека, о котором есть упоминание в архиве, его сотрудники записывают всю известную информацию: места учебы, работы, личные воспоминания «без военных подробностей», творческие работы (стихотворения, книги, картины и так далее).

«Мы все — свидетели и отражаем то, что происходит в обществе»

В архиве принимают в том числе и электронные форматы документов и фото, и готовы помочь белгородцам в оцифровке этой информации, однако в самой базе всё хранится только на бумажных носителях.

— Бумага хранится столетиями, а всё остальное — уже сложнее. Электронные документы сохранить для истории не так просто, как кажется. Уже через десять лет могут быть другие технологии, и нынешние документы уже не будут читаться. А то, что напечатано на бумаге — «что написано пером, то не вырубишь топором».

Сами архивистки рассказывают, что им кажется, что их чувства созвучны с архивистами советского союза, которые готовили фонды коллекции, посвящённые Великой отечественной войне.


— Лично мне это даже помогает, когда есть, что учесть, понять. После войны всё тоже очень долго собиралось, учитывая распространение информации тогда: чтобы связаться с участником войны писали письма, отправляли, ждали ответов, и эти письма у нас сохранены. В 70-е годы и позже так было. Мы считаем, что надо учесть урок и начать собирать историю как можно раньше, — считает она.

Однако сейчас архивисты сталкиваются с другой проблемой — не только получить, но и сохранить полученную информацию.

— Мы недавно задумались о начале СВО, о событиях. Если каждый расскажет свои ощущения, чувства, события — это будет личный момент, который тоже будет важен для истории. Мы все являемся свидетелями, мы отражаем то, что создаётся в обществе. Человек должен сам осознать необходимость, ценность того, что он сохранил и записал и принести это к нам в архив, — заключает руководитель архива Александра Коломина.

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

В Музее современной истории России представили работы белгородского фотографа Антона Вергуна

В Музее современной истории России представили работы белгородского фотографа Антона Вергуна

Поклонник Гёте и Маршака. Как молодой белгородский историк исследует «симфонию власти» и открывает для себя новые страницы белгородского краеведения

Поклонник Гёте и Маршака. Как молодой белгородский историк исследует «симфонию власти» и открывает для себя новые страницы белгородского краеведения

Тайны «Острова сокровищ» Стивенсона. Как белгородцам раскрыли историю создания детской книги о правильных взрослых ценностях

Тайны «Острова сокровищ» Стивенсона. Как белгородцам раскрыли историю создания детской книги о правильных взрослых ценностях

Белому городу — новую достопримечательность. ​Краевед предложил увековечить место из фильма об освобождении Белгорода

Белому городу — новую достопримечательность. ​Краевед предложил увековечить место из фильма об освобождении Белгорода

«Видел, как человек выскакивает из танка, горит и падает». Как белгородский ветеран СВО решил стать студентом

«Видел, как человек выскакивает из танка, горит и падает». Как белгородский ветеран СВО решил стать студентом

С чего начинается Родина. Знаете ли вы, как появилась Белгородская область?

С чего начинается Родина. Знаете ли вы, как появилась Белгородская область?

«Мост дружбы» или «​троянский конь»​? Почему краеведам и жителям Красногвардейского района не даёт покоя мост в Ливенке?

«Мост дружбы» или «​троянский конь»​? Почему краеведам и жителям Красногвардейского района не даёт покоя мост в Ливенке?

Из школы на войну. Как корочанского ветерана спас бак с маслом, а после войны он достроил брошенную школу

Из школы на войну. Как корочанского ветерана спас бак с маслом, а после войны он достроил брошенную школу

В августе сердце города бьётся чаще. Почему белгородцы отмечают День города 5 августа?

В августе сердце города бьётся чаще. Почему белгородцы отмечают День города 5 августа?

Город под Новый год. Когда был основан Белгород?

Город под Новый год. Когда был основан Белгород?