Крупные продовольственные компании во всем мире активно включаются в работу со стартапами. Кто-то растит «алмазы» внутри, кто-то ищет их через собственные акселерационные программы и конкурсы.
Ещё недавно крупные продуктовые бренды диктовали людям, что есть и пить. Теперь ситуация изменилась в корне. Теперь стартапы быстрее реагируют на тренды и предлагают потребителям гораздо больше возможностей выбора, чем крупный и иногда неповоротливый известный игрок. Пока крупные компании еще пытаются понять, как выглядит рынок и анализируют тенденции, стартапы уже выпускают новые продукты, быстро завоевывая любовь клиентов.
Крупные компании из Agro&Food активно используют все инструменты «открытых инноваций» (венчурные фонды, конкурсы, акселераторы, работа с университетами и так далее). Программы для профильных стартапов, активно запускаются такими гигантами как Chipotle, Chobani, PepsicСo и другими. Первоначально ни одна из этих компаний не приобретает долю в стартапе. Все игроки утверждают, что подобного рода программы созданы в качестве помощи молодому бизнесу и с целью приносить пользу обществу.
Маск. Другой Маск
Проект Aluminaries компании Chipotle предлагает стартапам менторство от знаменитого шеф-повара Ричарда Блейза и предпринимателя Кимбала Маска (да, это брат Илона Маска). Советы, контакты, экспертиза – многое становится доступным выпускникам проекта. Программа Chipotle по большей части является благотворительной, хотя представители компании и не скрывают больших надежд на отдачу от столь «долгих» инвестиций.
Chipotle фокусирует своё внимание на компаниях, которые занимаются технологиями в области фермерства и сельского хозяйства, а также поиском инновационных решений в вопросе переработки отходов. В этом году набор уже закрыт, однако, российские стартапы смогут подать заявки в 2019 году.
Кузница конкурентов
Инкубатор производителя знаменитых йогуртов Chobani даёт каждому стартапу-участнику не только менторскую поддержку, но и весомый грант в размере 25 тысяч долларов.
Заявленная цель программы — производить больше натуральных и доступных продуктов питания для как можно большего количества людей. А помощь предпринимателям — это главная личная миссия генерального директора Хамди Улукая. Как говорит сам Хамди, «я всего лишь предприниматель и основатель компании, который хочет вернуть свой долг перед обществом».
Через акселератор Chobani прошли, например, такие компании как Kettle, а также Fire and Chloe's Fruit, которые производят лёгкие массы на фруктовой основе (очень похожи на мороженое). А после программы обе компании собрали миллионы долларов от ряда венчурных инвесторов.
Не боится ли Chobani, что эти стартапы уведут у нее часть клиентов, спросите вы. Компания утверждает, что не производит такие продукты и потому видит большой потенциал к кооперации. Благотворительность? Не думаем, но время покажет.
Белый кит в голубом океане
Компания Pepsi предлагает по 20 и 100 тысяч долларов победителям своей шестимесячной акселерационной программы. Кстати, это одна из немногих компаний, которая отбирает стартапы и в России (есть также отдельные программы в Северной Америке и в Европе).
По оценке Даниэль Граббс, управляющего директора PepsiCo Ventures Group, акселератор Pepsi помогает головной компании выяснить, на какие новые продукты реагируют потребители. Так Pepsi отобрала несколько стартапов: один изобрел новые способы приготовления овощей, другой продает березовый сок. А победителем их первого европейского акселератора стала британская компания Erbology, занимающаяся продажей снеков, порошков и масел на растительной основе.
А у нас?
На российском рынке тоже есть площадки, на которых производители продуктов питания и агрохолдинги работают со стартапами. Они запускают собственные программы (тот же Mabius) или участвуют в конкурсах совместно с институтами развития (Сколково, РВК)
Скоро в Белгороде состоится первая специализированная ярмарка для agro&food-стартапов StartupLand. Она пройдет в Белгороде при участии крупнейших промышленных корпораций и инвесторов в индустрии (ЭФКО, Мираторг, Кубань и другие). Стартапы смогут найти первых инвесторов и первые контракты с клиентами, а крупные компании – понять новый ландшафт в индустрии.