Сразу хочется обозначить одну вещь: этой колонкой не хочется поставить в неловкое положение тех, кто выстоял в очереди за сахаром и планирует ещё отправиться добывать «сладкий белый порошок», я не буду оценивать их действия, а просто приведу несколько моментов, которые мне представляются важными и которые, возможно, позволят улучшить саму реализацию идеи с продуктовыми ярмарками.
Во-первых, вся эта какая-то массовая погоня за сахаром вызывает лёгкое недоумение: то ли люди его стали потреблять в больших количествах, то ли что-то знают, чего не знают другие о будущем, и поэтому закупают его с запасом (новая российская валюта — сахар?:-). Немного ситуация напоминает пандемию, когда многие запасались крупами, а потом когда ажиотаж спал, эти крупы, так и не ставшие «живой валютой», уже нельзя было вернуть, потому что другим она оказалась не нужна. Почему сейчас люди с таким воодушевлением скупают сахар? Действительно готовятся к летнему сезону закруток? Решили раскрыть свою любовь к сладкому? Или же задумываются о приготовлении алкоголя в домашних условиях?
Во-вторых, сама идея провести продуктовые ярмарки — правильная. Людям дали возможность купить товары «с минимальными наценками» (не будем сейчас оценивать, насколько это были действительно «минимальные наценки», а будем говорить о самой идее), но сконцентрировали все торговые точки в одном месте. Зачем? Ведь можно было организовать один ярмарочный день в разных точках города, использовав для этого те же площадки социальных ярмарок и городских рынков.
Это позволило бы избежать скопления людей в одном месте, но решило бы задачу — дать возможность людям закупить нужные продукты и товары. Или хотя бы в разные точки завезти те самые товары, которые пользуются самым большим «ажиотажным спросом». Таким образом удалось бы избежать очередей, не пришлось бы перекрывать движение на улице Королёва, после которого в пробках на Харгоре пришлось стоять не только горожанам, но даже автомобилю «неотложной помощи». Возможно, если ярмарки сделать точечно в разных местах города, заранее сообщить о них горожанам, то тогда мы больше не увидим длинных очередей, и люди смогут насладиться выступлениями местных творческих коллективов, которые в минувшие выходные оказались менее заметными, чем очереди за продуктами.
В-третьих, если анализировать ответ представителей Валуйского горокруга, где находится одна из площадок компании «Русагро», занимающаяся производством сахара, основная проблема сейчас — в логистике и повышенном спросе на сахар, а не в его количестве.
— Производственная площадка «Валуйки» ООО «Русагро Белгород» является предприятием по переработке сахарной свёклы и выпуску сахара- песка. Реализацией сахара-песка занимается Торговый Дом, который не зарегистрирован в Белгородской области. Сахар в розничные торговые предприятия поступает из многих оптовых предприятий. В сетевые магазины завозится по фиксированным ценам централизовано и постоянно, но в связи со значительным покупательским спросом быстро реализуется. В несетевые магазины сахар поступает от оптовых поставщиков, но по более высокой цене, — объясняют чиновники.
Действительно,
выходит, что в некоторых магазинах
сейчас сахара нет только потому, что
люди его разбирают быстрее, чем поставщики
успевают завезти, а работники магазина
— выложить на полки. Вспоминаем фразу
замгубернатора Юлии Щедриной про
«ажиотажный спрос». Возможно, когда
люди видят, что кто-то берёт сахар с
запасом, начинают думать, что надо
последовать их примеру, а то мало ли что
будет дальше. Но никто,
судя по ответам стоявших в очередях людей,
не может дать понятный ответ на вопрос:
откуда взялась такая массовая любовь
у россиян к сахару?
В-четвёртых, само поведение людей, которые несмотря на уверения чиновников, что с запасами продуктов в регионе всё в порядке, и не должно быть дефицита, всё равно отправляются в магазины и на ярмарки, чтобы купить побольше сахара, говорит о том, что где-то в коммуникации есть проблема: почему-то люди пожилого возраста (в первую очередь, именно они) не верят словам чиновников, что с запасами сахара всё в порядке.
Так было и в ситуации с вакцинацией от коронавируса, когда некоторая часть общества не верила аргументам врачей и отказывалась делать прививки. Об этом также говорит статистика мошенничества, которая в 2021 году росла, несмотря на заметную профилактическую работу из каждого утюга «не доверяйте „службам безопасности“ банков». Эти примеры наталкивают на мысль, что либо всё-таки аргументы недостаточно убедительные, либо нужно ещё больше каналов коммуникации, чтобы охватить этих сомневающихся в словах чиновников граждан; либо нужно найти тот самый канал, который будет направлен именно на этих граждан, и которому они точно будут доверять.
Ну и наконец, в-пятых, в любое время, даже в такое, как сейчас, когда мало понятно, каким будет будущее, при принятии любого решения не нужно поддаваться массовым настроениям: нужен вам сахар в N-м количестве, возьмите себе столько, сколько нужно, чтобы потом не расстраиваться, когда спрос упадёт, да и сам сахар подешевеет, а вы не будете знать, что с ним делать.
Всегда когда ситуация выходит из бухты нормальности, сложно сориентироваться, находясь на корабле — трезво оценить происходящее можно лишь тогда, когда волнение утихнет, и тогда станет понятно, что это было и что действительно сейчас нужно, поэтому не бегите занимать очередь за сахаром, если он вам не нужен. Не делайте тех поступков, которые вас вынуждает делать меняющаяся обстановка. Выдохните, взвесьте все аргументы «за» и «против» любого решения и только потом принимайте его. Так нервы сбережёте, фигуру сохраните и семейный бюджет сэкономите.