В субботу, 5 сентября, на площади Центра культурного развития в Шебекине прошёл 18-й фестиваль «Нежегольская тропа». Раньше местом «прописки» фестиваля был детский лагерь «Чайка» в селе Титовка, длилась «Тропа» три дня. Молодые и не очень барды жили в палатках, пели песни и оценивали творчество друг друга. В этом году фестиваль впервые перенесли из леса в город и сократили до одного дня. Суть та же: работа творческих мастерских, где поэты и барды презентуют свое творчество судейскому составу, мастер-классы и гала-концерт с объявлением победителей. Тем не менее, были те, кому новый формат не понравился. Корреспондент «Фонаря» поговорил с организаторами и старожилами «Тропы».
— Обратите внимание на новое здание, которое появилось у нас в городе, — показывает новый Центр культурного развития Наталья Мушенко, начальник управления культуры и туризма Шебекинского района. — Событие в масштабе всей страны, поскольку в рамках пилотного проекта это первое учреждение, которое открылось у нас в России.
В фестивале Наталья участвует с 2003 года, организацией «Тропы» занимается с прошлого года.
— А почему решили перенести фестиваль сюда из обжитого места?
— Мы обязаны были всей областью презентовать и показать то, что мы получили в подарок (Центр культурного развития — прим. ред.). Есть и другие причины: всё течет, всё меняется. Меняются и наши возможности. На мой взгляд, здесь получилось соединить и городскую площадку, и живописную природу, где полностью оборудована поляна для палаточного лагеря.
Действительно, вся концертная часть проходила перед новым зданием, там же разместили площадки для мастерских и сцену с аппаратурой. Уже за зданием, в метрах 20 на берегу реки Нежеголи, красно-белой лентой огородили поляну для кемпинга. На ней — несколько деревянных столов, посередине натянут большой тент-шатёр, вагончик с домашней едой и сосисками в тесте по 45 рублей. Одна проблема — нет людей, которые, по идее, должны были приехать сюда с палатками.
— А кто решил перенести место проведения фестиваля?
— Наш оргкомитет, — продолжает рассказывать Наталья. — В него входят руководители администрации, просто жители города и участники фестиваля. Мы примерили эту площадь на себя, потом изучим мнения и будем думать.
— Вам не кажется, что эта «Тропа» получилась слишком официальной?
— Нет. Сегодня я была свидетелем, когда члены жюри отмечали результаты этого фестиваля — все отметили высокий уровень подготовки. Раньше этого не было. Сейчас сюда приехали люди с огнём в сердце, готовые презентовать своё творчество. Мы отошли от ненужной аудитории, — Наталья делает характерный щелчок по шее, — а здесь собрались те, у кого творчество стоит, что называется, в «красном углу».
С начальником управления культуры и туризма согласны не все. Несмотря на то, что место, отведённое под палаточный лагерь, пустовало, рядом, в нескольких метрах от красно-белой ленты, как бы нарочно за территорией кемпинга, всё же разбили несколько маленьких лагерей. В основном это старожилы фестиваля, которые приезжают на «Тропу» уже не первый год. Машины, несколько палаток, стол с походной едой, алкоголь и, конечно, гитара. Виктору Петровичу около 60. На «Тропе» он практически с самого начала. Рядом с ним Юрий, ему за 40, тоже давно тусуется по разными музыкальным фестивалям. Александру и его жене Елене тоже около 40. Все они знают друг друга не первый год и по традиции приехали на фестиваль.
— Как вы думаете, зачем перенесли «Тропу»?
— Построили центр молодёжи, надо было его как-то прорекламировать, — считает компания.
— А организаторы сказали, что решение перенести было коллегиальным.
— А с кем советовались? Вот вопрос. Каждое мероприятие имеет свой формат: «бардовский фестиваль» и молодёжный центр — это две большие разницы. Соединять бардовскую песню с продажей сувениров народного творчества, с выступлением приглашённых эстрадных коллективов… это называется мешать божий дар с яичницей. Территория прошлых фестивалей была в несколько раз меньше, всё было уютно. Там компания сидит, здесь сидит. Пошёл к одним выпил, с другими посидел — к вечеру уже все сидят вместе за одним костром.
— Почему вы допустили это?
— Нас никто не спрашивал. Вам сказали, что там кто-то с кем-то посоветовался. Да, посоветовались. Дружно сами с собой. Мнения тех людей, кто приезжает, не спросили ни разу.
— Так вы на фестивале-то были сегодня?
— Ну так, проходили, смотрели. Идти далеко. «Тропа» — это «Тропа», ну о каком городе может идти речь? Раньше «Тропа» проводилась три дня: с пятницы до воскресенья. Они скомкали всё в один день.
— Вы сейчас как бы бойкотируете фестиваль?
— Почему «как бы»? Мы ещё хотя бы приехали, довольно много ребят собрались на старом месте, сейчас сидят и поют песни там. Во «ВКонтакте» пишут: мол, приезжайте, у нас тут весело.
Пока в Шебекине проходила официальная совершеннолетняя «Нежегольская тропа», часть участников организовала на старом месте свою «Вольную тропу».
— Фестиваль должен проходить традиционно с палатками, песнями у костра, до утра и целых три дня, как это было всегда, — считает Дмитрий Батраченко, один из организаторов «Вольной тропы». — Мы решили так и сделать, о чём нисколько не жалеем. С друзьями привезли электричество, хорошее настроение, всё настроили и провели альтернативный бард-рок-фестиваль «Вольная Нежегольская тропа-2015». Нас не обрадовало проведение данного фестиваля за один день. Так быть не должно. Городскую атмосферу с её ограничениями мы и так видим каждый день, и если в следующем году фестиваль «Нежегольская тропа» будет опять «одним днём», мы сами проведём «Вольную Нежегольскую-тропу 2016» в два–три дня.
В семь вечера на сцене у Центра культурного развития начался гала-концерт. На нём выступили все зарегистрированные участники. В этот раз их было около 90 человек. Пока лауреатам раздавали награды, мы поговорили с членом жюри Александром Климачковым. На фестиваль он попал участником в конце 90-х, а сейчас судит тех, кем сам когда-то являлся.
— Как вы оцениваете перенос фестиваля?
— Оцениваю только положительно. Вы видите, как здесь красиво? Нам очень удобно работать с мастерскими: всё под рукой, есть крыша, нерасшатанные столы и скамейки, простите. Рядом город. Гляньте, сколько людей пришло на наш фестиваль. Значительно больше, чем обычно. Кому надо отдыхать в палатках — пожалуйста, организаторы сделали специальное место.
— Там нет никого.
— В первый раз так и бывает. Думаю, что на следующий год всё будет лучше. У нас же тоже не сразу начинались палаточные городки.
— Говорят, что изменение формата убивает атмосферу, в которой раньше проходил фестиваль.
— Ещё раз повторяю: за Центром культурного развития есть прекрасное место у реки. Надо организовывать лагерь там. Кому хочется дышать костром — пожалуйста, они могут там находиться.
Пока мы разговаривали, объявили результаты. Гран-при в поэтической мастерской взяла поэтесса из Шебекина Валентина Егупова. В авторской и исполнительской мастерской первые места заняла старооскольская группа «Консонанс».
— То, что организаторы ищут новые формы, не так уж плохо, — пишет в своем блоге Виталий Волобуев, один из старейших участников и членов жюри «Нежегольской тропы». — Наверное, старый лагерь требует реконструкции, а новые центры должны привлекать творческую молодёжь к себе. Думаю, что в ближайшее время всё придёт в норму после некоторой болезненной перестройки. Главное — фестивальный дух не даст этим новым формам убить живой ручеёк творчества. А если это всё же случится, то ручеёк пробьётся где-нибудь в новом месте.