Валерий Сергачёв: «Идеологию победит только идеология»

На конференции, посвящённой противодействию терроризму и экстремизму, вице-губернатор рассказал о недостатках современной молодёжной политики.

В Белгороде стартовала Международная научно-практическая конференция «Предупреждение вовлечения молодёжи в деятельность террористических и экстремистских организаций». В БГТУ имени В. Г. Шухова съехались руководители субъектов РФ, главы вузов и ссузов, представители спецслужб и религиозных течений страны. От лица руководства Белгородской области их приветствовал первый заместитель губернатора Валерий Сергачёв. Вице-губернатор отличился яркой речью не «по бумажке», в которой раскритиковал проводимую в России молодёжную политику, вспомнил войну в Северной Ирландии и указал на то, что церковь не способна помочь в борьбе с экстремизмом. «Фонарь» приводит выступление Сергачёва без сокращений.


Уважаемые участники конференции! Для нас большая честь принимать столь представительное собрание. Тема сама по себе очень актуальна для субъектов Российской Федерации, да и, может быть, в масштабах всего мирового сообщества.

То, что происходит в мире, да и в России — это реагирование на «пожары» и всего лишь «затыкание дыр», где уже «лопнуло» и «прорвало». Мы видим, что никаким материальным обеспечением, ничем подобным проблему не решить.

Северная Ирландия находится в состоянии экстремистской полувойны с Англией уже более 40 лет — и это при том, что уровень жизни там существенно выше, чем в России, и при том, что сил потрачено на это огромное количество. И огромная идеологическая машина (безрезультатно прим. ред.) работает в этом направлении!

На сегодняшний день уже понятно, что победить зло распространения экстремизма силовым методом, угрозами практически невозможно. Потому что это идеология, а идеологию может победить только идеология. И основная задача, которая стоит перед нашей с вами конференцией, — это попытаться понять первопричины этой болезни и в каких плоскостях, на каких уровнях находятся ответы на решение этих проблем.

Большая часть из нас сложилась как взрослые люди при Советском Союзе. Вы помните, что основное достижение идеологической модели было в том, что молодой человек мог видеть путь? Вступая в пору созревания, зрелого юношества, в студенческие годы молодой человек искал ответы на вопросы: «Для кого я?», «Зачем я?», «Как я могу, в конечном итоге, самореализоваться?», «Как я могу то, что заложено отцом и матерью, реализовать на этой территории?». В то время идеология давала понятный путь.

Человек, желающий работать в органах власти, желающий служить, должен был получить образование. И не мог человек поступить в университет на юридический факультет, если не отслужил в армии или не прошёл через рабфак. Это было практически невозможно. Шёл естественный отбор: каким путём должен идти человек для того, чтобы в конечном итоге оказаться в том месте, на котором может самореализоваться.

На сегодняшний день эти границы абсолютно размыты. Социальные лифты не работают. Да, мы с вами занимаемся (и я в том числе) созданием системы лифтов. Но мы же с вами понимаем, что те кадровые резервы, которые существуют, если на нижнем уровне ещё работают, то начиная со среднего уровня, начальника отдела и т. д., практически не работают. Назначения происходят не по системе кадровых резервов, а по большей части, свыше 50 процентов (я анализировал не только свою область, но и другие), по совсем другим критериям, а значит нет чётко прописанных правил.

В чём сегодня проблема экстремизма? Ведь молодёжь, которая туда (в экстремистские организации — прим. ред.) идёт, в том числе девочка из московского университета — это не быдло какое-то! Это наиболее ищущие, если говорить с точки зрения психологии — имеющие маниакальную акцентуацию (смещение в маниакальную сторону) люди, которым по жизни надо видеть дальнейшую цель.

Валерий Сергачёв на фестивале «Маланья», фото Владимира Корнева

Наша молодёжь сегодня находится в растерянности. Кому-то достаточно посещать соревнования, клубы, встречаться со сверстниками — то есть проводить, «прожигать» жизнь. Но определённую категорию наших граждан, наших детей, это не устраивает. Им нужна цель. Им нужен ясный понятный путь: сегодня я делаю что-то и достигаю вот этой планки, завтра я ещё сделаю что-то и достигну следующей планки. Без системы социальной справедливости, системы социальных лифтов, понятного пути достижения целей мы всё время будем «бить по хвостам», бороться со следствиями.

С детьми нужно уже сейчас вести работу. Их не нужно пытаться социализовать и подтянуть к общим стандартам и правилам. Для них нужно выработать свой путь, потому что это огромный резерв народа — не только кадровый, но и генный. Это те люди, которые в состоянии идти на жертвы, наполняться жертвенностью ради тех целей, которые страна в состоянии для них декларировать.

Это очень большая проблема на сегодняшний день. И без осознания её, без понимания, как мы будем с этой категорией молодёжи работать, невозможно ничего.

Церковь в этом плане нам тоже сегодня не поможет, понимаете? Потому что сегодняшняя церковь, при всей её духовной роли и уважении, — это ритуальность. Это достаточно для бабушек и дедушек, или для общей массы молодых людей, которые приходят в церковь, ни разу не открывая Библию, или если мусульмане — то Коран. А вот эта категория детей как раз вникает, она читает, пытается искать ответы. А там (в церкви — прим. ред.) ответов-то зачастую и нет. Там возникает больше вопросов.

Простой пример. На шестом Вселенском Соборе в 368 году были приняты 98 апостольских правил — свод законов, по которым живёт церковь. При этом на сегодняшний день сохранилось 72. И если вы их откроете и почитаете, то, грубо говоря, из них на сегодняшний день (многие — прим. ред.) не соблюдаются. Потому что они достаточно жёсткие. По апостольским правилам человек-христианин не может получать помощь от врача-еврея, не может принимать пищу от повара-еврея.

То, что я рассказываю сейчас, это не я придумал. Это моё общение со студентами. Я много общаюсь с теми, кто на сегодняшний день зачастую даже в коммунистическом лагере. Они ездят по ЛНР, ДНР и находят там какие-то отдушины, а не в тех мероприятиях, которые мы организовываем. И надо что-то с этим делать.

Мы очень надеемся, что вы, имеющие большой опыт работы в этой сфере, выработаете какие-то подходы. Мы не идеологи — мы всего лишь люди, осуществляющие процессы. Когда заданы параметры и задан путь, мы внедряем что-то, и если говорить о территории Белгородской области, то зачастую очень успешно. И мы проводим огромное количество мероприятий, но если говорить о действенных результатах в молодёжной среде, то мы их не видим. Чего-то мы делаем не так.

Только когда происходит вспышка, межнациональный конфликт или экстремизм — только тогда мы начинаем реагировать. А нам нужно сделать так, чтобы дети сами давали противодействие тем идеям, которые возникают.

Я очень надеюсь на вас. Для нас эта тема очень актуальная, потому что неожиданно, вот уже как полтора года, мы оказались не просто в приграничной полосе, а рядом с войной. Рядом с тяжёлой, братоубийственной войной. И, без сомнения, то напряжение, которое там существует, оно проникает и сюда.

Спасибо за внимание.

Владимир Корнев
Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
comments powered by HyperComments

Похожие новости

Начальник управления молодёжной политики Белгородской области уходит со своего поста

Начальник управления молодёжной политики Белгородской области уходит со своего поста

Ядро ЕдРа. Самые интересные кандидаты «Единой России», которые намерены участвовать в выборах в Белгородскую облдуму

Ядро ЕдРа. Самые интересные кандидаты «Единой России», которые намерены участвовать в выборах в Белгородскую облдуму

Суд решит, есть ли экстремизм в выпущенной белгородскими депутатами книге

Суд решит, есть ли экстремизм в выпущенной белгородскими депутатами книге

В Белгороде начался суд над депутатами о признании книги экстремистской

В Белгороде начался суд над депутатами о признании книги экстремистской

Для суда по признанию «Евангелия от Елизаветы» экстремистской книгой проведут ещё одну экспертизу

Для суда по признанию «Евангелия от Елизаветы» экстремистской книгой проведут ещё одну экспертизу

СМИ: Суд о признании «Евангелия от Елизаветы» экстремистской книгой откладывается

СМИ: Суд о признании «Евангелия от Елизаветы» экстремистской книгой откладывается

Историк религии связывает «Евангелие от Елизаветы» с вьетнамской религией «каодаизм»

Историк религии связывает «Евангелие от Елизаветы» с вьетнамской религией «каодаизм»

Белгородский суд признал книгу «Евангелие от Елизаветы» экстремистской литературой

Белгородский суд признал книгу «Евангелие от Елизаветы» экстремистской литературой

Белгородский депутат Валерий Сергачёв признался в суде, что видит будущее

Белгородский депутат Валерий Сергачёв признался в суде, что видит будущее

«Удар по репутации думы». Как в Белгородской облдуме относятся к суду над Ольгой Павловой и Валерием Сергачёвым

«Удар по репутации думы». Как в Белгородской облдуме относятся к суду над Ольгой Павловой и Валерием Сергачёвым

Изданное в Белгороде «Евангелие от Елизаветы» внесли в список экстремистских материалов

Изданное в Белгороде «Евангелие от Елизаветы» внесли в список экстремистских материалов