Автопарк компьютеров
Первым пунктом на пути врио губернатора Белгородской области Вячеслава Гладкова в его турне по Белгородскому району стал центр культурного развития имени Юрия Куценко в Таврово. Туда врио прибыл в компании главы района Владимира Перцева. На входе в здание Гладкову и Перцеву, прибывшим на место спустя 20 минут после журналистов, быстро нашли «масочки», которые они забыли взять с собой, и они начали обход.
Встречали чиновников начальник управления культуры Белгородского района Евгений Попов, директор культурного центра Татьяна Лагутина и застройщик, который построил здание и прямо с порога заявил, что оно ещё не продано району — идёт оформление бумаг. Перцев и Попов подтвердили: «Центр построили, почти всё сделали, но он ещё не работает», а в пресс-релизах, которые раздали журналистам, значилось «готовятся документы на ввод в эксплуатацию».
Проводить экскурсию для Вячеслава Гладкова на правах хозяина ещё не перешедшего в собственность района здания решил Евгений Попов, который заметно нервничал от первой подобной встречи с руководителем региона. Попов показал Гладкову зрительный зал на 250 мест, «укомплектованный по последнему слову техники», несколько кабинетов и спортивный зал с кислотно-жёлто-зелёными стенами. В последнем врио немного смутило покрытие, он наклонился, попробовал пол рукой и спросил: «Не травмоопасное?».
— Всё построено в соответствии с проектом, — после длинной паузы ответил Евгений Попов под одобрительные кивки Владимира Перцева.
Последним пунктом в культурном центре стала библиотека, где Попов рассказал Вячеславу Гладкову о централизованной библиотечной сети, в которую входит 40 филиалов по всему Белгородскому району — центр управлениями всеми библиотеками. В том числе, чиновник похвалил бесконтактную библиотечную систему, которая уже работает в Ближней Игуменке. Как объяснил Евгений Попов, система за счёт электронного читательского билета и специальных чипов в книгах позволяет человеку самостоятельно взять книгу и записать её на свой читательский, а потом вернуть её таким же способом.
— Сколько на вы тратите денег на обновление книжного фонда? — спросил врио.
— 6 миллионов в год, — ответил начальник управления культуры Белгородского района, попытавшийся объяснить Гладкову, как происходит обновление фонда, но вмешался Владимир Перцев, который хотел показать, что районная администрация не стоит в стороне от культурных вопросов: «Это он говорит только про обновление фонда, а мы ещё компьютеры подкидываем, оборудование подкидываем».
— Ну, это естественно. Автопарк устаревает, — оговорился нервничавший Попов, возможно, вспомнив в этот момент историю о подаренном мэрии Белгорода «Лендкрузере» за 6,5 миллионов. — Под автопарком я подразумеваю компьютеры, и каждый год приходится его [автопарк компьютеров] обновлять.
Вячеслав Гладков задал чиновникам ещё несколько штатных вопросов и вместе с Владимиром Перцевым быстро отправился к машине, чтобы попасть в следующую точку своего маршрута. Следом за ними бежали сотрудники пресс-службы Белгородского района, а уже за ними — журналисты и операторы государственных телеканалов. Последние — ещё не привыкли работать в таком быстром темпе, поэтому забыли штативы в холе культурного центра и жаловались, что им не хватило времени «на подсъёмы».
У вас бордюры утекли
Из-за задержек водителю автобуса, в котором ехали журналисты, пришлось фактически топить по частному сектору до следующей точки — начальной школы «Мозаика» (благо, она была рядом в Таврово). Операторы даже не стали складывать камеры и держали их наготове, поэтому всё это напоминало какой-то ситком из 80-х, где репортёры гонятся за машиной полиции Малибу, чтобы снять момент, когда на каком-нибудь преступнике защёлкнут наручники.
По приезду, в школе ждать прессу Гладков и Перцев не стали и сразу направились разговаривать с администрацией. Журналисты (а точнее конкретно я) так долго бежали по коридорам школы, где, кстати, (в отличие от Старого Оскола) ещё не повесили портрет врио на стенде с Владимиром Путиным и главой муниципалитета, что я успел услышать только фрагмент разговора Вячеслава Гладкова с руководством «Мозаики». Чиновник, видимо, под впечатлением от спортивного зала в культурном центре, говорил директору школы Оксане Труновой, что необходимо выбирать более мягкие цвета для стен внутри здания.
— Мы уже сталкивались с такой проблемой, потом перекрашивали, потому что был агрессивный цвет, — согласилась Трунова.
К детям Гладков решил не идти, чтобы не подвергать их опасности заражения коронавирусной инфекцией. Врио, как он сам сказал, больше интересовали «технические вопросы», но Владимир Перцев заверил: «Ко мне по проблемам тут никто не обращался. Какие-то рабочие моменты мы решаем. Строители отсюда не должны уходить».
— Два-три месяца они не должны уходить. Ну, это как и в любом [ремонте]. Делают квартиру — где-то обои отошли, где-то кран потёк — чуть-чуть подкрутил, и работает, — ответил Вячеслав Гладков.
Единственный «технический вопрос», который бросился в глаза лично мне, — это бордюры. Точнее краска, которой их красили: под дождём она почему-то утекала, собиралась в ручейки и текла по всему пути следования делегации. Было ощущение, что их покрасили прямо перед приездом Гладкова, но врио, вроде, на этот момент внимание не обратил и, как следствие, не оценил (интересно, солидарен ли он в вопросах покраски бордюров с мэром Белгорода Юрием Галдуном?).
После того, как все сели по машинам, погоня за машиной врио продолжилась. Следующей точкой был недостроенный физкультурно-оздоровительный комплекс в посёлке Майский.
«Сделали робота — получился детский сад в детском саде»
В Майский Вячеслава Гладкова везли по самым живописным местам Белгородского района: кругом дорогие кирпичные дома, выстриженные газоны, карликовые туи перед воротами, аккуратно укутанные на зиму в мешки, жёлтые школьные автобусы — как в американских фильмах, — только ПАЗики. Не уверен, что такой маршрут был выбран специально — Белгородский район, правда, просто хорошо выглядит практически с любой стороны. Чтобы это всё увидеть, приходилось каждые десять секунд протирать окно в автобусе для прессы рукавом пальто — вряд ли, врио занимался тем же самым в своей машине на протяжении пути.
В пресс-релизах, которые всем раздали, в качестве остановки значился только ФОК и не совсем понятная пометка «по ходу движения проезд по микрорайону „Майский 8“, комментарий главы Белгородского района о строительстве детского сада с начальной школой». Видимо этим детским садом и был злополучный сад № 4 в Майском, который ремонтируют уже в третий раз, и где в нескольких помещения было зафиксировано превышение ртути в 153 раза.
По приезду Гладков пообщался с ответственными за ремонт детского сада, которые ввели его в курс дела и прошёлся по помещениям.
— Запах у вас тут какой-то... — заметил врио, проходя по коридорам детского сада.
— Соляная кислота, плитку отмываем, — ответил ему один из сопровождавших.
Владимир Перцев сначала рассказывал, что каждый четверг приезжает на объект, потом о том, сколько служб проверили детский сад, а потом и о самом проектном решении по укреплению стен: «Каркас: сделали робота — получился детский сад в детском саде», — похвалился Перцев. О том, что в здании было зафиксировано превышение ртути и у нескольких детей нашли аллергический токсин, вызывающий астму, Гладкову сообщать никто не спешил. Пришлось мне. А отвечать — Владимиру Перцеву: «Было локальное... ртути. Ни один материал ртуть не показал. Это мы написали заявление в милицию и так далее и тому подобное. Было написано, что в принципе это физические поля». В принципе, из ответа Владимира Перцева было мало что понятно, но Вячеслав Гладков поручил перед введением детского сада в эксплуатацию пригласить родителей детей, которые пойдут в этот сад и обязательно журналистов, чтобы удостовериться в том, что ртути в помещениях больше нет.
— Моё предложение какое: перед открытием мы вместе с журналистами всё пройдём. Мы все заинтересованы, чтобы дети были живы и здоровы, а родители были спокойны, — сказал Гладков.
— Вячеслав Владимирович, мы когда проводили исследования, здесь присутствовали следователи, здесь присутствовала общественность. Мы лишних людей сюда не пускали — власть, общественность и вся эта... При повторных замерах [присутствовали, замеры им — ] показаны были. МЧС провели чистку, — попытался возразить глава Белгородского района, но врио настоял: «Здесь всё должно быть максимально публично».
— Сто процентов. Создадим родительский комитет. Все дела, — предпринял последнюю попытку уйти от приглашения журналистов Владимир Перцев, — пригласим все необходимые службы, кто замеряет и так далее.
Гладков стоял на своём: «Но журналистов тоже», и Перцеву пришлось сдаться: «Обязательно», — ответил глава района и вслед за врио отправился осматривать недостроенный ФОК.
На ФОКе смотреть было особо нечего — строители только собрали железный каркас и местами нанесли на него обшивку. Врио выслушал о проблемах со строительством и отправился на пресс-подход, где, к слову, у журналистов был только один вопрос, которым Вячеслав Гладков воспользовался, чтобы похвалить Владимира Перцева. |
— Мы сегодня идём по тому пути, который выстраивает глава. Конечно, мне бы хотелось и увидеть ту часть, где здорово, где «я сделал, я горжусь результатом своего труда», а вторая часть — проблемная. Но в каждом муниципалитете есть свои особенности. В Белгородском районе глава пришёл недавно. Была сложная ситуация, вы помните отзвуки, которые до сих пор ещё есть (Вячеслав Гладков, видимо, намекает на арест предыдущего главы района Анатолия Попкова, — прим. Ф.). Были трудности абсолютно очевидные: кадровые, моральные — было очень непросто в коллективе, какие-то вещи не решены до сих пор. Здесь большой объём работы глава проводил уже внутри администрации района. То, что мы сегодня посмотрели...не знаю... Мне кажется, что перспектива была выстроена, — витиевато оценил работу главы района врио губернатора Белгородской области.
Закончил Гладков на том, что садик в Майском — уже второй, в котором он видит одну и ту же проблему, которая по его мнению является системной, и он собирается проговорить её со своим заместителем. Вероятнее всего, речь шла о замгубернатора Евгении Глаголеве, который возглавляет департамент строительства и транспорта Белгородской области.