«Вы что, в Чернобыльской зоне были с ребёнком?»
Родители детей, которые посещали аварийный детский сад в посёлке Майский, написали обращение заведующей детского сада Ольге Стародубцевой, в котором они говорят, что у их детей после посещения детского сада появились проблемы с дыханием, а в крови одного из них был обнаружен эозинофильный катионный белок, который почти в два раза превышал норму.
Обращение родителей: |
— Дело в том, что у нас в семье нет аллергиков — вообще никого. Мы с Забайкалья приехали все абсолютно здоровые. Ребёнок пошёл в детский сад с группой здоровья А — это самая большая группа: он зимой мороженое кушает. Пришёл ребёнок в конце апреля, отходил где-то до мая. Тогда ещё было нормально, потом через месяца полтора-два начался кашель. Все говорили, что это адаптация. Детский врач выписывал разные сиропы: от сухого кашля, от мокрого, ингаляции — у меня в холодильнике [столько] сиропов, [что] можно аптеку открывать. Лечили, лечили — ничего не помогает. Мы два месяца сидели на больничном, потом опять выходим в сад: три дня проходили, а на четвёртый — опять кашель, причём такой, что ребёнок синеет. Я уже подумала, что может быть пневмония.
Мы поехали сделали рентген-снимок — лёгкие чистые, бронхи чистые. Думаю: «Значит нужно сдавать на аллергены». Мы собрали анализы и приехали с ними в поликлинику. Врач глаза вытаращила и говорит: «Вы что, в Чернобыльской зоне были с ребёнком? У вас превышен токсичный аллерген в крови». Я стала объяснять, что может быть это из-за того, что разные сиропы пили, а она говорит: «Вы понимаете: даже если бы он ведро выпил, от этого сиропа у вас бы был мизерный процент токсинов в крови. У вашего маленького ребёнка, которому четыре годика, эозинофильный катионный белок, который вызывает астматические удушья — 42.9 нанограмм на миллилитр, когда даже у взрослого человека норма — 24». Она посадила моего сына на строгую диету: вообще практически ничего нельзя, ни дезодорантов, ни освежителя воздуха, ни туалетной воды, ни мыло с запахом, порошки, ковры — убрать, перо, пух — запретили.
Я спросила тогда, от чего может в крови появиться этот белок, если не от сиропов. Она сказала, что это токсичный элемент в крови, который в дальнейшем может развиться в астму или даже в рак лёгких. То, что у нас в крови, может появиться только в двух вариантах: либо гельминты, либо токсины, которые ребёнок вдыхает — это может быть краска, стройматериалы. До этого мы сдали анализы на все аллергены, в том числе на гельминты. У нас всё было отрицательно. Выходит, что реакция идёт от того, что ребёнок вдыхает, врач даже в заключении написала: «респираторный аллергоз», — рассказывает Ирина — одна из мам, подписавших обращение (мы изменили имя женщины по её просьбе).
После того как сын женщины перестал посещать сад, и они начали проходить курс лечения, уровень эозинофильного катионного белка в крови мальчика постепенно стал снижаться. Тогда Ирина решила поспрашивать у знакомых, не было ли у их детей похожих симптомов, и только среди них нашла шесть человек, которые подтвердили, что у их детей были схожие проблемы. Так, например, по словам женщины, выяснилось, что дочь её соседки, которая два года отходила в детский сад, заболела астмой, хотя до прихода в садик ни у неё, ни у родителей не было таких заболеваний.
Сын Ирины ходил в сад с ещё одним мальчиком, у которого тоже обнаружили аллергию. Мама мальчика — Наталья Гребенникова — говорит, что у её ребёнка, в отличие от сына Ирины, выявили бронхитную аллергию. Анализы на токсичный аллерген они не сдавали — «сдали самый простой анализ на аллергены», — говорит Наталья.
По словам женщины, аллергия у её сына появилась после того, как её сын отходил в садик год. До этого ничего подобного у него не было.
— Мы дома пролечились. Лечились больше месяца, наверное. Пропили и прокололись от аллергии — всё нормально, кашель как бы стих. Только мы пришли в садик — у нас опять начался кашель. Иммунолог нам уже сказала, что никаких сладостей и колбасных изделий, молочки поменьше. В сад она написал справку, что нельзя кушать, и мы этого придерживались, но кашель всё равно не проходил, — говорит Наталья Гребенникова.
После того, как в крови сына Ирины нашли эозинофильный катионный белок, родители других детей тоже решили сдать анализы. На данный момент «Фонарю» известно о двух подтверждённых случаях превышения эозинофильного катионного белка в крови воспитанников детского сада №4 и одном, который пока не подтверждён документально.
«Мы будем обращаться в тот же Роспотребнадзор. Как вы думаете, какое заключение он вам даст?»
Родители подозревают, что их дети могли получить эти заболевания из-за некачественных стройматериалов, которые использовались при строительстве детского сада. Ирина считает, что причиной аллергии её сына мог стать радон (при нормальных условиях — бесцветный инертный радиоактивный газ, который может представлять опасность для здоровья и жизни. При комнатной температуре является одним из самых тяжёлых газов, — прим. Ф.). По мнению женщины, он мог выделяться либо из грунтовых вод под зданием, потому что строители не соблюли технологию при укладке фундамента, либо от стен, сделанных из некачественных материалов.
Первым на то, что стройматериалы в садике могут испарять радон, обратил внимание секретарь райкома КПРФ Александр Курчевский, который с самого начала указывал на грубые нарушения при строительстве детских садов в Белгородском районе. Курчевский ещё в 2018 году писал обращение в Генеральную прокуратуру РФ с просьбой провести комплексную проверку детского сада, но там, по его словам, обращение «спустили» в Белгородскую районную прокуратуру, которая, как он считает, ничего не сделала. Теперь Александр Курчевсий намерен написать в Генеральную прокуратуру РФ жалобу на бездействие местной.
— Я лично сама собрала подписи шести родителей, написала заявление, анализы все у меня на руках, ксерокопии сделала с карточки и приехала с этим всем в прокуратуру. Всё рассказала, а сотрудник, который принимал документы, достал папку и сказал: «Вот, много обращаются на ваш детский сад, но дело в том, что у вас заключение от Роспотребнадзора, — это государственная служба. Я даже, если сейчас буду делать экспертизу, мы будем обращаться в тот же Роспотребнадзор», и прямо в наглую на меня смотрит и говорит: «Как вы думаете, какое заключение он вам даст?» — говорит Ирина.
Когда женщина сказала, что ей нужна независимая экспертиза, сотрудник прокуратуры, по её словам, ей ответил, что ей и другим родителям придётся самой собрать деньги, чтобы оплатить эту экспертизу, а потом, если эксперты докажут, что в садике и правда превышена концентрация радона в воздухе, как она утверждает, прокуратура начнёт заниматься этим делом.
По словам Александра Курчевского, на данный момент точно известно, что несущие стены детского сада отклонились от вертикального состояния, и если бы детский сад не закрыли в январе 2020 года, то с большой вероятностью здание могло обрушиться во время занятий на детей и сотрудников детского сада.
Экспертного заключения по состоянию несущих конструкций, как и по наличию токсичных веществ в помещениях детсада, на данный момент нет. Сейчас эксперты проводят обследование несущих конструкций здания. Дать заключение они должны к апрелю 2020 года. «Фонарь» продолжит следить за ситуацией в детском саду № 4.
- В начале 2019 года в распоряжении «Фонаря» оказалось заключение экспертов, которые проверяли детский сад № 4 в посёлке Майский. Его и детский сад № 1 в Октябрьском в 2017 году закрыли из-за опасности обрушения. К концу 2018 года детские сады должны были отремонтировать, и туда должны были вернуться дети. Но специалисты считали, что детский сад в Майском небезопасно открывать раньше ноября 2019 года, потому что после ремонта в стенах садика они обнаружили трещины до трёх сантиметров в ширину, а также существенные недочёты в фундаменте и других важных элементах здания.
- 30 декабря 2019 года в департаменте образования Белгородской области юристу Евгению Соколову, который следил за.ситуацией с детскими садами в Белгородском районе, ответили, что «обе дошкольные образовательные организации функционируют в штатном режиме». В ноябре 2019 года специалисты государственного строительного надзора Белгородской области проводили комиссионный обзор здания и сделали вывод о том, что на конец 2019 года в детском саду обеспечено безопасное нахождение детей и персонала.
- В январе 2020 года детский сад № 4 в посёлке Майский уже во второй раз закрыли на ремонт, несмотря на то, что построили образовательное учреждение только в 2016 году. После новогодних праздников воспитатели обнаружили, что на стенах здания появились новые трещины, а старые, в частности трещина в санузле, увеличилась в размерах.
- Из администрации Белгородского района уволилась начальник управления образования Марина Малышева, которая своим приказом открыла детский сад в апреле 2019, не смотря на рекомендации экспертов.
- Губернатор Белгородской области Евгений Савченко поручил провести проверку и найти виновных в разрушении детского сада.
Этот материал появился благодаря поддержке наших читателей, которые уже два месяца перечисляют пожертвования на нашу работу. Если вы готовы поддерживать нашу работу, вы можете перечислить любую сумму или, что ещё лучше, оформить регулярную подписку вот здесь. Каждый, кто оформит ежемесячную подписку на сумму от 500 рублей, получит от нас персональную благодарность на сайте. Также мы предложим ему добавиться в закрытый чат вместе с журналистами нашего издания. Помните: независимость нельзя купить, но ей можно помочь. Спасибо, что вы с нами! Вместе с вами мы сильнее!