«„Беженских“ 10 тысяч рублей не хватает даже на РВП». С какими сложностями сталкиваются украинцы при оформлении документов в Белгороде

Корреспондент «Фонаря» побывала в миграционном отделе №5 УМВД Белгорода, где иностранцы получают документы о регистрации временного проживания и получают вид на жительство. Там она пообщалась с украинцами о стоимости РВП, сложностях при оформлении документов, их отношении к спецоперации и планах на будущее.

«Мы не в своей стране и никому здесь не нужны»

В день моего визита отдел № 5 УМВД по вопросам миграции работал с 9 утра. Я прибыла на место за полчаса до открытия, а на улице уже стояло пару десятков иностранцев. Почти все они пришли решать свои вопросы по живой очереди, так как запись идёт на неделю вперёд. Некоторые ждут под дверью ещё с 6 утра, чтобы быть в числе первых, другие — подходят прямо к началу работы отдела. Большинство иностранцев — украинцы, которые приехали в Белгород после начала спецоперации. В основном это люди из ДНР, ЛНР и Харьковской области.


По закону иностранцам можно находиться в России не более 90 дней. Если они хотят остаться в стране на более долгий срок, работать тут и жить, им нужно оформить регистрацию временного проживания или беженство. РВП оформляют в миграционном отделе на улице Островского, 25 в Белгороде, а вот беженство — на Белгородском проспекте, 104Б.

Если у украинцев есть родственники или знакомые в Белгородской области, они склоняются к получению РВП. По их словам, если человека признают беженцем, то тогда ему придётся сдать украинский паспорт, так как только после этого он сможет претендовать на гражданство. Некоторых пугает такая процедура, так как они ещё рассчитывают вернуться на Украину.


На улице, стоя в очереди, люди узнают друг у друга информацию для получения РВП. Спрашивают адреса и цены, где сдать экзамен и медицинские анализы, перевести паспорт и заполнить документы.

В момент открытия отдела все иностранцы толпой бегут к терминалу. Там стоит девушка, которая выдаёт талоны. В основном очередь строится в два кабинета — окно № 4 и окно № 7. Первое — это аннулирование РВП и вида на жительство, продление патента, регистрация по месту жительства и прочее. Сюда стоит около 20 процентов со всей очереди, а аншлаг происходит в окно № 7 — там подают документы и консультируют по РВП и ВНЖ. Кстати, что консультация, что подача — это всё к одному и тому же инспектору, поэтому и очередь соответствующая.

Иностранцы, ещё стоя на улице, уже занимали очередь друг за другом, но как только все попадают внутрь здания, начинается невероятная путаница. Кто за кем занимал и кто когда пришёл — насущные вопросы, которые решаются примерно ещё полчаса после открытия отдела и не всегда приятным тоном. После «драки» за место обычно выдаются талончики, которые чётко координируют, кто за кем заходит. Но в этот раз терминал отказался нормально работать, поэтому талончики достались только людям, которые записывались заранее к определённому времени. Остальные стоят колонной в кабинет и ждут своей очереди.

— Очень неудобная система. Записаться на консультацию или подачу документов можно только тут. Если звонишь, трубку не берут. Вот мы записались на сегодня на 8:30. Чтобы активировать наш талон, мы должны подойти ровно за 15 минут до приёма, позже — нельзя, раньше — тоже нельзя, — рассказал мне один из стоящих в очереди мужчин.

Пока стоим в очереди, приходят ещё несколько людей и просят записать их на ближайшую дату. «Записи на эту неделю уже нет. Чтобы записаться на следующую, приходите в понедельник», — объясняет сотрудница возле терминала. Ещё один вариант — стоять по живой очереди, если решить проблемы нужно в ближайшие дни.

Помещение, где находятся все люди в ожидании приёма, совсем небольшое. Тут несколько столов и стульев, поэтому присесть удаётся не всем. Здесь же люди со сломанными конечностями. Они также стоят на костылях и в гипсе, чтобы дождаться консультации с инспектором или подать документы. Некоторые семьи приходят с маленькими детьми. Они признаются, что им не с кем оставить малышей.

— Я инвалид второй группы, у меня проблемы с сердцем. Очень тяжело стоять несколько часов и ждать своей очереди. Почему инвалидов не принимают в первую очередь? Хотя о чём мне говорить... Мы не в своей стране и никому здесь не будем нужны, — жалуется пенсионерка.

Ради интереса я также заняла очередь. Чтобы попасть к инспектору, мне пришлось отстоять в миграционном отделе 4,5 часа. И это несмотря на то, что пришла я за полчаса до открытия. Также каждый день у сотрудников «миграционки» обед в течение часа — в это время никого не принимают. В четверг обед длится с 13 до 14 часов, и тем, кому не удалось попасть до этого времени, приходится ждать на час больше.

«„Беженских“ 10 тысяч рублей не хватает даже на РВП».


По закону, если иностранец хочет остаться в России, он должен в течение 90 дней пребывания в стране получить патент на работу, податься на РВП или беженство. Иначе ему придётся заплатить штраф. Так как некоторые украинцы думали, что они скоро вернутся домой, документы они начали оформлять лишь сейчас. А на это, с их слов, нужно потратить не меньше трёх недель.

В первую очередь, любого иностранца нужно временно зарегистрировать в России на три месяца — это обязательная процедура для тех, кто хочет получить РВП. Сделать её нужно в течение семи дней с момента въезда в страну. Зарегистрировать иностранца может любой россиянин с пропиской, для этого даже не нужно разрешение собственника. Делают это в любом МФЦ или на главпочтамте. Если у украинца нет родственников или знакомых с пропиской в России, тогда его регистрирует отель, в котором он остановился, или центры временного размещения для беженцев.

— Я приехала к своему сыну, он же меня и регистрировал тут, — рассказывает мне женщина, — На главпочтамте спросили, делали ли мы ксерокопию паспортов. Я даже не знала, что это необходимо для регистрации. В итоге ксерокопию и распечатку сделали мне на почте, и за это взяли плюсом ещё 600 рублей. И это всего лишь за ксерокопию двух паспортов! Сотрудница не сказала нам, сколько это будет стоить у неё и даже по итогу не выдала чек. А ещё она сказала платить за ручку 18 рублей, потому что своей у нас не было.

Для жителей ЛНР и ДНР и проживавших в Запорожской и Херсонской областях Украины существует особый порядок упрощённого получения гражданства, для украинцев из других областей такой привилегии нет. Для всех других первым этапом для легальной жизни в России служит получение РВП. Согласно поправкам в законе, граждане Украины, Казахстана и Молдовы могут получить регистрацию временного проживания вне квоты. Это значит, что для подачи документов достаточно иметь паспорт одного из этих государств. Другим иностранцам нужны основания: родственники в России, брак с россиянином, российский диплом и другие.

Чтобы подать документы на РВП, нужно сделать перевод паспорта и нотариально его заверить, сдать медицинские анализы на отсутствие опасных заболеваний (таких как ВИЧ-инфекция, гепатиты и туберкулёз), а также получить справку о том, что человек не употребляет наркотики. Ещё нужно подтвердить знание русского языка. Для этого есть несколько способов: например, иностранцы могут предоставить аттестат или диплом, полученный в СССР. Если иностранец учился после развала Советского союза, тогда ему нужно будет сдать экзамен на знания языка в России или иметь диплом российского учебного заведения.

Пока стоим в очереди, украинцы рассказывают мне, сколько стоит оформить все документы на РВП. Медицинские анализы обходятся в 3,5 тысячи рублей, госпошлина — 1,6 тысячи рублей, перевод паспорта — около тысячи, а фотографии на документы — ещё 300 рублей. Тем, кому приходится сдавать экзамен на знание русского языка, — ещё 5,5 тысячи рублей. И это только на одного человека, а если иностранец имеет детей, то и для них тоже нужно приложить определённые документы.

— Когда мы выезжали из Украины, то я забыла взять свой аттестат о школьном образовании. Так как я заканчивала школу в 1990 году, мне достаточно было бы приложить его, а не сдавать экзамен. Но мы собирали документы впопыхах, поэтому я не смогла найти его. Зато у меня был диплом о высшем образовании, я поступила в институт в 91-м году. Как бы логично, что я не могла пойти учиться, не закончив школу. Но в «миграционке» сказали, что такой вариант не подходит, поэтому мне пришлось платить 5,5 тысячи рублей за экзамен. Хорошо, что мой муж нашёл свой аттестат и хотя бы ему не пришлось тратиться, — рассказывает мне женщина из очереди.

Она также поделилась, как сдавала экзамен на знание русского языка. В него входит не только проверка, как иностранец пишет и говорит на русском, но и знание истории России, а также основ российского законодательства. Для женщины экзамен оказался несложным, но многие моменты из истории она уже не помнила. Несмотря на некоторые ошибки, такого уровня знаний для того, чтобы получить РВП, вполне хватает.

— Пока я сидела там и сдавала экзамен, какой-то прораб привёл своих рабочих, которые походу были то ли таджиками, то ли узбеками. По-русски они не говорили, а писать и подавно не умели... Они даже переписать ответы в бланк не смогли с первого раза, пришлось несколько раз переписывать, — продолжает женщина.

Украинка добавила, что на оформление всех документов они с мужем в общей сложности потратили 20 тысяч рублей. И это с учётом того, что они сами без помощи юристов заполняли заявления на РВП и мужчина не сдавал экзамен на знание языка, а то было бы ещё дороже. Кстати, за заполнение заявлений в двух экземплярах с иностранцев просят ещё 1,6 тысячи рублей. Но можно сэкономить и заполнить самостоятельно по образцу.

Жители ЛДНР, которые перешли границу после 18 февраля 2022 года, могут получить единовременную выплату в размере 10 тысяч рублей. Для этого нужно написать заявление, предоставить паспорт, свидетельство о рождении каждого ребёнка и реквизиты лицевого счёта, открытого в Сбербанке России. Документы принимают органы соцзащиты по месту пребывания. Жителям других регионов Украины, которые попали на территорию Белгородской области после начала военных действий, материальную помощь выплачивать не будут. По крайней мере пока.

— Я теперь поняла, почему нам выплачивают по 10 тысяч рублей. Они рассчитывают, что эти деньги пойдут на оформление РВП. Но этих «беженских» 10 тысяч не хватает даже для этого! — восклицает другая девушка, которая слышит наш разговор.

У меня завязывается разговор ещё с одной женщиной, которая приехала из Украины. Она начала оформлять документы три недели назад, так как до этого лежала в больнице. Ей делали серьёзную операцию, и она инвалид второй группы. Все анализы на гепатиты и ВИЧ-инфекцию украинка сдавала в больнице, поэтому она надеялась, что эти же заключения можно приложить к заявлению на РВП. С её слов, инспектор этого не разрешил, так как сдать анализы и получить медицинское заключение для подачи документов можно только на улице Садовой, 122А.

«У нас такие зарплаты в Харькове были 10 лет назад»

После подачи документов на РВП, заявление рассматривается ровно 60 календарных дней. А это значит, что иностранцы не могут официально работать, пока им не выдадут документ о регистрации временного проживания. Есть люди, которые начали оформлять документы только спустя два-три месяца после въезда в страну (потому что не планировали оставаться в Белгороде), и теперь после подачи заявления им придётся ждать ещё два месяца, чтобы устроиться на работу официально. На какие деньги снимать квартиры и ещё чем-то питаться — неизвестно.

— Неофициально устроиться сложно. Как объяснила инспектор, работодатель не будет брать на себя такую ответственность. Для юрлиц там бешеный штраф. Тем более без РВП и без прописки кто нас будет брать на работу? Понятно, что люди испугаются, что мы сможем их обворовать и уехать в неизвестном направлении, — заявляет женщина.

Я пообщалась ещё с двумя женщинами из Изюма Харьковской области. Они рассказали, что выехали из города 25 февраля, взяв всё самое необходимое. Никто и представить не мог, что «спецоперация на Украине» так затянется. Из-за того, что они планировали вернуться в ближайшее время и не собирались оставаться в Белгороде, документы они начали оформлять только сейчас.

— Не знаем, когда сможем вернуться домой. Хоть бы наш дом за это время не разбомбили, не разворовали... Боевые действия — это страшно, никто не знал, что до нас это затронет, — переживают украинки.

Я спрашиваю у них про работу. «Наша знакомая нашла для нас подработку. Мы помогаем торговать на рынке. За смену получаем по 700 рублей. Это немного, но хоть что-то. Тем более, что неофициально трудно устроиться сейчас украинцам», — рассказывают мои собеседницы.

В разговор включается ещё одна женщина:

— Вы видели какие зарплаты в Белгороде? 20 тысяч рублей! Разве на эти деньги можно прожить? У нас такие зарплаты в Харькове были десять лет назад, — возмущается она.

Суммарно я провела в миграционном отделе пять часов. Когда я вышла оттуда, мне по дороге попалась ещё одна украинка.

— Не знаете, где тут Островского 25? — спрашивает женщина.

Я объясняю ей, как пройти до «миграционки».

— А вы не знаете, сколько денег потребуется, чтобы оформить РВП?

— Около 10–15 тысяч рублей. В зависимости от того, будете ли вы сами заполнять документы или нет, — помогаю ей сориентироваться я.

После моей реплики она достаёт из карманов руки и показывает их мне. На обеих кистях нет пальцев. «Самой мне не получится заполнить», — улыбаясь, говорит мне женщина.

Валерия Фандеева

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

Куда обращаться и что делать, если вы попали в Белгородскую область по «​зелёному коридору» из Украины​ и ЛДНР

Куда обращаться и что делать, если вы попали в Белгородскую область по «​зелёному коридору» из Украины​ и ЛДНР

Солдатики. Сколько белгородцев погибло во время «спецоперации на Украине» [данные на 25 мая]

Солдатики. Сколько белгородцев погибло во время «спецоперации на Украине» [данные на 25 мая]

«Я приезжаю, а люди по очереди спят на одной кровати втроём». Как беженцы из Украины выживают вне ПВРов и как им помогают белгородские волонтёры

«Я приезжаю, а люди по очереди спят на одной кровати втроём». Как беженцы из Украины выживают вне ПВРов и как им помогают белгородские волонтёры

«Мы ехали сюда двое суток». Беженцы — о том, как они добирались до Белгорода и о том, что им предлагают делать дальше

«Мы ехали сюда двое суток». Беженцы — о том, как они добирались до Белгорода и о том, что им предлагают делать дальше

«Возвращаться некуда, Изюма больше нет». Истории беженцев, которые сбежали из Украины и приехали в белгородский ПВР

«Возвращаться некуда, Изюма больше нет». Истории беженцев, которые сбежали из Украины и приехали в белгородский ПВР

«Они боролись за Победу. За что боремся мы?». Участники «Бессмертного полка» в Белгороде — о Дне Победы и «спецоперации на Украине»

«Они боролись за Победу. За что боремся мы?». Участники «Бессмертного полка» в Белгороде — о Дне Победы и «спецоперации на Украине»

Дмитрий Певцов: «Мы и наши братские друзья с Донбасса отрываемся от тонущей цивилизации Европы»

Дмитрий Певцов: «Мы и наши братские друзья с Донбасса отрываемся от тонущей цивилизации Европы»

«О военных думали в последнюю очередь». Белгородские волонтёры написали донос на Жанну Басанскую, которая помогает российским военным

«О военных думали в последнюю очередь». Белгородские волонтёры написали донос на Жанну Басанскую, которая помогает российским военным

​Больше тысячи человек из Харьковской области стоят в очереди на границе Белгородской области

​Больше тысячи человек из Харьковской области стоят в очереди на границе Белгородской области

«[Роскомнадзор] коснулась даже детей». «Национальный центр помощи пропавшим пострадавшим детям» привёз в Белгород гуманитарную помощь для детей-беженцев

«[Роскомнадзор] коснулась даже детей». «Национальный центр помощи пропавшим пострадавшим детям» привёз в Белгород гуманитарную помощь для детей-беженцев