«На моего сына упало 57 тонн». Как семья слесаря, погибшего на заводе «Белэлектромашина», добивается справедливого приговора в суде

Слесарь Андрей Конев погиб на заводе «Белэлектромашина» из-за неисправности «кустарного» станка. В этом обвиняют главного инженера завода, который перестал приходить на судебные заседания, при этом к руководителям, по поручению которых был изготовлен станок, скорее всего, вопросов не будет. Рассказываем, как семья Андрея Конева добивается справедливого приговора в суде.

«Коллектор взорвался, и на моего сына упало 57 тонн»

46-летний слесарь Андрей Конев 23 июня 2020 погиб на заводе «Белэлектромашина». Станок взорвался в тот момент, когда он с ним работал. Мужчина погиб после взрыва и обрушения оборудования. Причиной стал шок из-за множественных переломов костей скелета с повреждением внутренних органов. У рабочего остались престарелые родители, сожительница и двое детей.

Завод «Белэлектромашина» специализируется на производстве электродвигателей, электрогенераторов и трансформаторов. Как рассказывают мать и сожительница погибшего, станок, на котором работал Андрей, «был сделан кустарно» на самом заводе, но в 2019 году его решили модернизировать. Тогда сотрудник инженерно-технического центра по просьбе начальника одного из управлений завода разработал план по модернизации станка. Это нужно было, чтобы проводить на нём формовку коллекторов большей высоты, потому что руководство решило не покупать новый станок, а изготовить его самостоятельно.

— Они смастерили эту установку, после чего главный инженер Александр Черепанов подписал ввод в эксплуатацию. Один из наших свидетелей не захотел подписывать эти документы. Он предупреждал их, что ничем хорошим это не закончится, потому что конструкцию нужно ещё дорабатывать. У нас есть описание этого станка: он должен быть с датчиками вибрации и хорошей защитой. А они смастерили его из какой-то бочки, лишь бы деньги не тратить, — рассказывает мать погибшего Валентина Конева.

Женщина давно уговаривала сына уволиться с завода и найти другую работу из-за того, что ему перестали платить зарплату. Но когда все «побежали с завода», Андрей решил остаться на «Белэлектромашине», потому что один из руководителей уговорил его остаться и пообещал выплатить ему всю задолженность. Однако, по словам женщины, так и не сделал этого.

Как считают мать погибшего и сожительница Андрея Анастасия Мосина, трагедия произошла из-за того, что станок был сделан не по ГОСТу, и на нём не стояло датчиков, которые должны были сработать и отключить эту конструкцию, чтобы не продолжалось разрушение внутри.

— Мой сын проработал там 18 лет. Взрыв был такой силы, что 57 тонн упало на него. Такая тяжесть была, что пробило стену в другом цеху. Они собирали этот станок, не думая о последствиях. Если бы станок был с хорошей защитой и датчиками, этого бы не случилось, потому что мой сын давно работал там, он знал всю конструкцию станка. Он был единственным работавшим с этой установкой, — рассказывает Валентина, не сдерживая слёз.

Ещё одна причина смерти Андрея, как считает Мосина, — это то, что в у станка в нужный момент не выдержала защита. Это специальная часть, защищающая человека от попадания частей изделия в случае, если в процессе динамической формовки коллектора оно начнёт разрушаться. Защита не выдержала потому, что проушины, на которые она крепится, просто разорвало из-за плохого сварного шва. От удара две круглые дверцы, которые фиксируются между собой железным штырём, разорвало, двери открылись, и части изделия, находившегося внутри, полетели в Андрея Конева.

— Была экспертиза станка, и в ней признали, что дело было в самой установке, станок был сделан не по ГОСТу. При этом мало того, что он был сделан кустарно, он был ещё и модернизирован. Там была доращена высота станка. Есть определённый минимум, на который возможно дорастить высоту, а они дорастили больше, чем положено. Они самодельно довели его до такого состояния, что получился какой-то ужас. Они даже не позаботились о датчиках вибрации, — объясняет Анастасия.

«Обвиняемый просто перестал приходить на судебные заседания»

После смерти Андрея Конева на заводе практически сразу начались следственные проверки. Когда они закончились, на главного инженера Александра Черепанова возбудили уголовное дело за нарушение требований охраны труда, повлёкшее смерть человека по неосторожности. Его руководитель Дмитрий Рыбка стал свидетелем по делу, а позже уволился со своей должности. Директор инженерно-технического центра Вячеслав Петров, разработавший новый станок, — вообще не фигурирует в деле. Единственный обвиняемый — это Черепанов, подписавший документы о вводе в эксплуатацию.

По словам Валентины Коневой, сначала Черепанов действительно признал свою вину, а потом отказался от своих показаний. Суд первой инстанции признал Черепанова невиновным в гибели Андрея Конева, после чего мать и жена подали апелляцию в суд, который отменил решение первой инстанции и направил дело на доследование, а Александр Черепанов перестал появляться на судебных заседаниях, из-за чего их стали переносить.

20 апреля Черепанов не пришёл на заседание якобы из-за оформленного больничного. 11 мая Валентина Конева и Анастасия пришли в суд с юристом, где им снова сообщили, что Черепанова не будет, потому что 12 мая ему должны сделать полостную операцию на сердце. Однако женщина выяснила, что в областной больнице, где должен лежать мужчина, обвиняемого нет.
Анастасия Мосина, Валентина и Андрей Коневы

— Мы пошли в областную больницу и в регистратуре нам сообщили, что пациент с такой фамилией в больницу не поступал, — объясняет Валентина

После этого женщина поехала в Дальнюю Игуменку, где сейчас живёт обвиняемый, чтобы пообщаться с его соседями.

— Мы приехали туда 13 мая: стучали, звонили ему, но он не открыл. Тогда мы решили пообщаться с соседями, узнать, как он себя чувствует. Один из соседей сказал, что видел его 12 мая, когда ему должны были проводить операцию на сердце. Он ездил на своей машине, работал в огороде. Тогда мы пошли к другим соседям. Там тоже сказали, что видели его, и что он нормально себя чувствует. Я записала всё это, передала это всё своему адвокату, а он отправил эти записи в прокуратуру и в суд, — делится женщина.

26 мая назначили новое заседание суда, куда обвиняемый снова не пришёл. Со слов женщины, один из адвокатов мужчины сообщил, что ему сделали операцию 17 мая, а 26 мая его выписали, и из-за этого он не смог прийти. Следующее заседание было назначено на 14 июня, Черепанов не пришёл и туда, но Валентина Конева уже ждала этого.

— Один из свидетелей, который работает в «Белэлектромашине», сказал, что, по всей видимости, Черепанов не придёт на заседание, потому что «врач не разрешает ему расстраиваться». А что нам делать? Я не знаю, куда нам обратиться, как нам добиться справедливости. Моё сердце матери разрывается, я плачу каждый день, ослепла от слёз уже, а они просто издеваются, — говорит Конева.

Вместо обвиняемого на заседание пришёл его адвокат и сообщил, что Александр Черепанов оформил больничный до 17 июня.

«Его обвиняют в том, что он погиб по собственной халатности»

— Они хотят доказать, что мой сын погиб по собственной халатности, но я в это не верю. Если спросить сейчас у людей, которые работали с ним, они скажут, что он никогда ничего не делал спонтанно. Он всё взвешивал, продумывал и только потом делал. Он был очень дисциплинированным человеком, — поясняет Валентина Конева.

Представители завода ссылаются на расследование Трудовой инспекции, хотя в её заключении не доказана вина слесаря, а, по словам Анастасии, — наоборот, вина лежит на должностных лицах завода.

Фото с завода «Белэлектромашина»
— Трудинспекцией было проведено расследование. Она сослалась на количество оборотов, при которых можно было раскручивать изделия в этом станке, но в их акте не сказано, что Андрей виноват в этом. На одном из заседаний сотрудник завода сказал, что «Конев виноват, потому что он превысил обороты». Но количество этих оборотов нигде нельзя зафиксировать. Мой муж отработал на заводе 18 лет, он не мог допустить халатность, — заключает Анастасия.

Следующее заседание назначили на 24 июня, но у женщины нет никакой уверенности в том, что обвиняемый придёт на него, и что другие потенциально причастные к этому сотрудники понесут хотя бы какое-то наказание.

— У нас есть все документы, все доказательства, а толку нет. Они приходят довольные, улыбаются, и всё — суд отменяется. У нас есть чертежи, документы, в которых указано, каким должен быть этот станок, и он им не соответствует, — разводит руками женщина.

«Фонарь» продолжит следить за этой историей.

Валерия Кайдалова

Читайте также

Нашли опечатку? Выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.

Похожие новости

В Валуйском районе в ДТП с военным КамАЗом погибли два человека

В Валуйском районе в ДТП с военным КамАЗом погибли два человека

В Белгородском районе в ДТП погиб молодой учитель и 14-летняя девушка

В Белгородском районе в ДТП погиб молодой учитель и 14-летняя девушка

Мусорные озёра. Опасны ли для жителей жидкие бытовые отходы на полигоне в Стрелецком?

Мусорные озёра. Опасны ли для жителей жидкие бытовые отходы на полигоне в Стрелецком?

«Встал на колени, чтобы достучаться». Монолог белгородского пенсионера, у которого убили 150 уток, но пока не дали компенсацию

«Встал на колени, чтобы достучаться». Монолог белгородского пенсионера, у которого убили 150 уток, но пока не дали компенсацию

«Прошло три секунды, и она упала». Как в Белгороде суд и следователи разбираются в деле о падении строительной «люльки» с подростками

«Прошло три секунды, и она упала». Как в Белгороде суд и следователи разбираются в деле о падении строительной «люльки» с подростками

Белгородский ТФОМС компенсировал «Полимедике» 2,7 миллиона рублей за медуслуги, которые, скорее всего, она не могла провести физически [расследование]

Белгородский ТФОМС компенсировал «Полимедике» 2,7 миллиона рублей за медуслуги, которые, скорее всего, она не могла провести физически [расследование]

За антивоенную надпись на остановке белгородцу грозит до трёх лет тюрьмы

За антивоенную надпись на остановке белгородцу грозит до трёх лет тюрьмы

«Удивительно ёмкое, насыщенное и нужное для страны образование». Проректор БГТУ Юрий Галдун рассказал о своей новой работе

«Удивительно ёмкое, насыщенное и нужное для страны образование». Проректор БГТУ Юрий Галдун рассказал о своей новой работе

«Пока длится суд, мой муж боится ездить». Инспектор ГИБДД преследует старооскольца, который пытается оспорить административный протокол и лишение прав [обновлено]

«Пока длится суд, мой муж боится ездить». Инспектор ГИБДД преследует старооскольца, который пытается оспорить административный протокол и лишение прав [обновлено]

«Нам говорят, что такой сильной команды ещё не было». Новый гендиректор «Белоблводоканала» — о проблемах предприятия, судимости сотрудников и задачах от губернатора

«Нам говорят, что такой сильной команды ещё не было». Новый гендиректор «Белоблводоканала» — о проблемах предприятия, судимости сотрудников и задачах от губернатора

Время для диалога. Как Центральный парк Белгорода страдает от вандалов, пока мэрия судится с предпринимателем Александром Каракуловым

Время для диалога. Как Центральный парк Белгорода страдает от вандалов, пока мэрия судится с предпринимателем Александром Каракуловым

«Продвижение», «Аурус» и «Меркури». Белгородцы жалуются на юристов и продолжают обращаться за их консультациями

«Продвижение», «Аурус» и «Меркури». Белгородцы жалуются на юристов и продолжают обращаться за их консультациями

Московские специалисты предложили поставить в белгородские автобусы датчики для «зайцев» и централизовать диспетчерские

Московские специалисты предложили поставить в белгородские автобусы датчики для «зайцев» и централизовать диспетчерские

Что будет с Белгородской областью в 2025 году по прогнозу минэкономразвития?

Что будет с Белгородской областью в 2025 году по прогнозу минэкономразвития?