Что случилось?
9–11 сентября прошли довыборы в Белгородскую областную думу. Мандат стал вакантным после того, как единоросс Никита Румянцев победил на выборах в Государственную Думу.
На довыборах в облдуму большинство голосов ракитянских и ивнянских избирателей получил 58-летний единоросс Василий Леонов, который работает заместителем гендиректора по растениеводству компании «Белгранкорм-холдинг». За него отдали свои голоса 77,2 процента избирателей или более 22,5 тысячи человек.
На втором месте оказалась кандидат от КПРФ Екатерина Долгова с результатом 14,5 процента или более 4,2 тысячи голосов. Третье место — у представителя ЛДПР Евгения Дрёмова, которого поддержали 4,7 процента или 1,3 тысячи избирателей, а четвёртое — у Михаила Шуринова из «Справедливой России — За Правду», он получил 3,6 процента, набрав чуть больше тысячи голосов.
Однако в победе Леонова есть одна ложка дёгтя — он получил финансирование на свою избирательную кампанию от компании, которой владеет кипрский оффшор. На это ещё до выборов обратил внимание телеграм-канал «Аполитичность губит», однако мы не могли опубликовать эту информацию во время трёхдневного голосования, потому что её могли расценить как дискредитирующую кандидата в период выборов.
В качестве жертвователя средств Леонов указал компанию «Семхоз Ракитянский», в которой он работает генеральным директором. Она выделила на его избирательную кампанию 750 тысяч рублей. Конечным владельцем фирмы является кипрский оффшор «Лорелл Лимитед».
Почему мы утверждаем, что фактически депутат получил иностранное финансирование?
По документам компанией владеет другое юрлицо — «Белгородские Гранулированные Корма», которые в свою очередь принадлежат на 99,9 процента компании «Белгранкорм-Холдинг» и на 0,1 процента — «Лорелл Лимитед». Однако 85 процентов в уставном капитали «Белгранкорм-Холдинг» принадлежат оффшору «Лорелл Лимитед», а оставшиеся 15 — «Белгородским Гранулированным Кормам». Получается, что конечным и полным владельцем компанией «Семхоз Ракитянский» является иностранная компания.
Может его ещё иноагентом могут признать?
Вообще-то так и есть. По закону о физических лицах-иноагентах любое лицо, которое использует иностранное финансирование для ведения политической деятельности в России, должно быть признано иностранным агентом. Финансирование избирательной кампании из иностранного источника, пусть и через цепочку российских юрлиц, должно трактоваться Минюстом как иноагентская деятельность.
Если бы Леонова признали иностранным агентом, он был бы обязан указывать свой статус абсолютно везде: в заявлении о согласии баллотироваться, в подписных листах, в выпускаемых агитационных материалах, на информационных стендах в помещении участковой избирательной комиссии и в избирательных бюллетенях. Логично, что в этом случае его потенциальный электорат мог отдать предпочтение другим кандидатам.
И что он прямо так в открытую финансировал свою кампанию из иностранного источника?
Тут всё не так просто. Фактически «Семхоз Ракитянский» — это российская компания. То, что ей владеет оффшор, показывает лишь, что конечные владельцы фирмы хотят скрыть свои настоящие имена. Также это теоретически может указывать на то, что компания так уходит от уплаты налогов в России. Однако сам факт, что «Семхозом Ракитянским» в итоге владеет оффшор, не значит, что кипрская фирма напрямую финансировала избирательную кампанию Леонова.
Есть ещё один важный момент — согласно таблице на сайте Избиркома, единоросс вернул компании «Семхоз Ракитянский» 750 тысяч из избирательного фонда (ещё 1,5 миллиона на кампанию пожертвовало акционерное общество «Яснозоренское» — прим. Ф.), однако почему-то в итоговой сумме его избирательный счёт не сократился — на нём всё ещё 2,2 миллиона рублей.
Что об этом думают в избиркоме Белгородской области?
Белгородский избирком не считает, что Василий Леонов нарушил закон.
— Учредителям [компании «Семхоз Ракитянский»] является российская компания. Мы отправляли запросы в налоговую, они нам это подтвердили. Здесь российское юридическое лицо — «Белгородские Гранулированные Корма». А то, что там через компании три, четыре, пять, шесть компаний, — это нас особо не волнует. Это не наши полномочия, — заявил «Фонарю» заместитель председателя Избирательной комиссии Белгородской области Владимир Троян.
А сколько денег на выборы потратили другие кандидаты?
За мандат депутата боролись четыре кандидата — коммунистка Екатерина Долгова, на её избирательно счету было 42 тысячи рублей, ЛДПРовец Евгений Дрёмов — на его счету было 75 тысяч, единоросс Василий Леонов, на счету которого после возвращения денег почему-то числилось 2,2 миллиона рублей, и кандитат от СРЗП — на его счету — 22,8 тысячи.