Фотовыставку приурочили к 150-й годовщине публикации романа «Бесы» в журнале «Русский вестник». Белгородский фотохудожник Павел Титович взглянул на произведение Фёдора Достоевского под другим углом и представил свою интерпретацию образов героев романа. Его фотоиллюстрации раскрывают персонажей Достоевского такими, какими они могли бы быть в наших реалиях.
Кстати, Павел Титович — единственный белгородец, кто работает в стиле «амбротипия». Этот стиль отличается от обычной фотографии недопустимостью передержки, из-за чего тени изображения «затягиваются» серебром. К гостям на открытии экспозиции обратилась Наталья Гончаренко — искусствовед, член Союза художников России.
— Если обращаться к автору выставки, то Павел Титович — это знак качества. Можно не глядя идти на любую [его] выставку. Амбротипия — совершенно волшебная техника, она недоступна практически никому из нас. В это надо погрузиться, надо быть фанатом этого дела, и я очень рада, что в Белгороде есть такие люди, которые не только этой техникой занимаются, но и организовывают подобные выставки, — поделилась мнением искусствовед.
Что говорит о выставке её создатель Павел Титович?
— Павел, как у вас возникла идея создать экспозицию по мотивам романа «Бесы»?
— Мы общались с [руководством] литературного музея. Я здесь проводил некоторые мастер-классы и [специалист по связям с общественностью сектора развития музея отдела музейно-образовательной работы и развития музея] Анастасия Воронкова предложила сделать выставку. Мы начали обсуждать, кого бы я мог показать в литературном музее. До этого у меня были некоторые одиночные персонажи — я делал Дон Кихота и других литературных персонажей. Теперь же у меня возникла идея сделать побольше персонажей, а обратился к тексту «Бесов» я случайно, потому что читалроман и задумался, почему бы не взять персонажей из него.
Сначала я думал даже про «Братьев Карамазовых», но там не так много персонажей, как в «Бесах». После я начал углубляться в роман. Потом встретились с директором музея, и он показал фотографию своего красивого знакомого, и этот молодой человек стал [в нашем проекте центральным персонажем «Бесов» Николаем] Ставрогиным. С него всё началось.
Было некоторое опасение, что вдруг не получится, и я не найду столько людей, так как надо искать по описанию, но люди сами как-то появлялись, и это было здорово.
— Что вас вдохновляет на работу?
— Всё: музыка, литература, фильмы. Вдохновлять может всё, что угодно. Поэтому нет чего-то конкретного, что бы меня вдохновило именно на эту выставку. [Вдохновение] — это состояние, в котором находишься не первый год, это постоянное желание творить и чтобы из этого получалось что-то хорошее.
— Павел, как давно вы работаете с амбротипами? В чём их особенность?
— Благодаря [бывшему директору ТРК «Мир Белогорья»] Елене Васильевне Бондаренко я поехал на курсы по амбротипии к своему знакомому в Петербург. Там же я научился технике. С тех пор прошло уже пять лет, и я продолжаю работать в этом стиле. Меня всегда привлекала аналоговая фотография — не цифровая, а именно аналоговая. Я и сейчас на плёнку снимаю, но амбротипия важна, потому что она из XIX века, и «Бесы» — это тоже роман XIX века, и мы находимся в здании XIX века (речь про литературный музей — прим. Ф.).
— Всё сошлось?
— Да, вот так всё совпало.
— Вы получили с этой экспозицией Гран-при фотоконкурса «Аргус». Как вы это восприняли?
— Я был рад: хороший денежный приз, [испытал] подъём. Приятно, что мы ещё не показали этот проект, а он уже нашёл поддержку у других людей, причём даже не из нашего города. Это очень приятно и воодушевляет на дальнейшую работу. Приятно, что это поддерживается и помогает творить дальше.
— Павел, какие были ожидания от открытия выставки?
— Я даже не могу сказать, какие были ожидания, потому что мы фотовыставку сделали, и она была давно готова. Выставка — это не сказать что ребёнок, но физическое воплощение идей. Уже этого достаточно для того, чтобы развиваться дальше и думать о дальнейшей работе. Уже и неважно, как отреагируют [на выставку посетители музея].
— Последний вопрос: в какой ваш любимый персонаж в «Бесах»?
— Они все любимые. Нельзя одного отбросить и назвать. Моя работа ещё не закончена, потому что я хочу [добавить] тех [персонажей], кого пока не нашёл. Если человек [подходящий под образ персонажа Достоевского] появится, я буду снимать дальше. Мы хотим повезти эту выставку куда-нибудь ещё, чтобы показать не только Белгороду, но и Москве и Санкт-Петербургу, а может даже и другим тоже.
Как оценивает амбротипы один из участников проекта Павла Титовича?
Ещё на открытии выставке мне удалось переговорить со студентом и фотографом Владимиром Тришиным, который поучаствовал в проекте Павла Титовича.
— Владимир, воплощением какого персонажа вы стали?
— Я был в роли [Ивана] Шатова. Это центральный персонаж романа, которого убили.
— Каким образом вы узнали о проекте и решили в нём поучаствовать?
— Я с друзьями пришёл в фотогалерею имени Виталия Собровина. Оттуда мы поехали в мастерскую Павла, и он делал амбротип. Павел выбрал меня как модель. Я попозировал и позже он предложил поучаствовать в проекте «СТЕКЛЯННЫЕ БѢСЫ».
— Каково вам было быть в роли модели?
— Фотография делается несколько секунд, но чтобы запечатлеть эмоцию, мне нужно было вникнуть в образ. Также нужно было не двигаться и не дышать. Чтобы я стоял неподвижно, была определённая конструкция, закреплённая за моей головой, которая облегчала процесс. С Павлом одно удовольствие работать! Он очень грамотно рассказывает о том, как вникнуть в роль. Для меня было достаточно легко это сделать.