«Плант-Бокс» — первая белгородская компания, которая выращивает и продаёт семенной материал и технологии возделывания лекарственных культур. Недавно предприниматели поучаствовали во всероссийском хакатоне «Цифровой прорыв. Сезон: искусственный интеллект». На форуме IT-специалисты объединялись в команды и сообща решали задачи на время. Основатель белгородской фирмы Игорь Шуляк рассказал подробнее, как это было.
— Мы выдвигали задачу по сбору информации из разрозненных источников, которые датированы 70–80-ми годами XX века о лекарственных культурах, по ареалам произрастания, по погодным условиям, по типу почв, по долготе светового дня для того, чтобы ребята из различных команд Центрального Федерального округа в конкурсе смогли объединиться для систематизации этих данных в единую базу и получить в итоге ответ на вопрос: «А что именно вырастет? Какая культура появится в том или ином регионе?».
— Это очень важно, потому что в одном регионе культура может вырасти с одними биологически активными веществами, и их содержание будет, например, на среднем уровне, а в другом — та же культура вырастет с превышением биологически активных веществ, что позволит фермеру собрать урожай и получить за него в два раза больше денег, чем получат его коллеги, — объясняет основатель компании.
А чем вообще занимается белгородский «Плант-Бокс»?
— Наш «Агростартап» существует не так давно. Недавно мы стали публиковаться в различных изданиях, состоим в рабочей группе в Совете Федерации РФ — выступали в марте с докладом о нашем опыте выращивания [лекарственных растений] и взаимодействия с фермерами. Наша основная услуга — это коробочное решение, которое состоит из посевного материала, выращенного на территории нашего питомника в посёлке Майский Белгородского района, и технологической карты — наши агрономы пишут индивидуальный план по выращиванию, опираясь на данные о земле и оценку техники фермеров, наличие действующей инфраструктуры и использование средств защиты по обработке лекарственных культур. Мы подгоняем нашу карту под условия действующего фермерского бизнеса.
Одной из самых отличительных черт нашего предприятия является обратный выкуп. Мы предлагаем его в коробочном решении на старте проекта, чтобы фермер был полностью удовлетворён. У многих сперва можем быть следующее мнение: «Я выращу, а что дальше с этим буду делать?». Человеку хочется точно знать, что он сделает всё как надо по инструкции [и получит нужный результат]. Но при этом, естественно, у многих фермеров изначально нет своего отдела продаж, и им приходится идти на риск, если они берутся за выращивание новых культур, отличных от классических. Им приходится идти на риск, не зная рынка сбыта. Поэтому мы предлагаем всем нашим клиентам обратный выкуп урожая, — объясняет Игорь Шуляк.
Развит ли сейчас в России бизнес лекарственных культур?
— На сегодняшний день Российская Федерация импортирует до 80 процентов лекарственного сырья в виде сухих корней, переработанных лепестков и экстрактов. Основные каналы поставок — Китай, Польша и Литва. Мы импортируем ромашку, одуванчики, валерьяну. Связано это с тем, что в 2019 году, по официальной статистике Минсельхоза, в России обрабатываются под лекарственные культуры около 20 тысяч гектаров полей. Для сравнения: в 70-е годы XX века в СССР под эти цели использовали более 250 тысяч гектаров.
Третья причина, почему в России так слабо распространена тема выращивания лекарственных растений, — отсутствие нормальной законодательной базы, которая помогала бы и включала в себя субсидии, которые могли бы получить фермеры, желающие возместить понесённые расходы [в этом виде бизнеса]. Например, только год назад некоторые растения включили в реестр сельхозкультур, но большинство [растений] до сих пор остаётся за бортом. Отсутствует госрегулирование субсидий у банков. Сегодня фермер, выращивающий пшеницу и семечки, получит кредит под три процента, а человеку, который захочет выращивать лекарственную культуру, такой кредит недоступен. Даже по программе Минсельхоза РФ вы можете получить единовременную субсидию практически на все виды культур, кроме лекарственных, — заявил Шуляк.
В целом, лекарственное сырьё используется как в фармацевтической отрасли, пищевой промышленности, так и в БАДах, фитонаправлениях. Все ингредиенты, полученные из лекарственного сырья, мы встречаем в повседневной жизни, но просто не обращаем на это внимания. Хотя наши дедушки и бабушки ещё помнят, как можно было лечиться или проводить профилактику простуды или каких-то других заболеваний: пошли, сорвали траву с огорода, что-то там натолкли, заварили — и человек восстанавливается. Сейчас наше население не сильно осведомлено о чудодейственных эффектах и активных веществах растений, — приводит свою позицию основатель белгородской фирмы.
Чем будет дальше заниматься «Плант-Бокс»?
— Наш питомник занимает 50 гектаров. У нас растёт порядка 100 видов лекарственных культур. В промышленных масштабах — около десяти видов. Это эхинацея пурпурная, расторопша пятнистая, валерьяна, календула и другие, по которым уже отработана технология выращивания. Мы делаем упор на топ-10 культур, каждый год экспериментируем, ставим научные опыты и пополняем наш список тех растений, которые мы выводим на рынок через коробочное решение.
Также делаем упор на науку. Хотим стать резидентами Сколковского технопарка (Технопарк «Сколково» — московский научно-технологический инновационный комплекс по разработке и коммерциализации новых технологий — прим. Ф.), где нам будут представлены широкие возможности для получения всевозможных грантов, субсидий. К счастью, в нашей стране есть современные институты, которые поддерживают такие проекты. Нам не нужно соответствовать стандартным критериям в признании нас «сельхозпроизводителем» для получения поддержки по возделыванию или покупке посевного материала лекарственных культур в соответствии с общими правилами Минсельхоза. Для «Сколково» нам достаточно иметь инновационный подход с научными разработками, и мы как раз такая компания. Сегодня мы ищем возможности масштабирования, организации питомников по стране, ищем возможности дополнительного финансирования, так как сейчас проект ведётся за счёт наших собственных средств.
На сегодняшний день растёт интерес к лекарственной отрасли со стороны правительства, бизнеса и людей, заботящихся о своём здоровье. Мы строим долголетний проект, и у нас все получится, — уверен Игорь Шуляк.