Редакция «Фонаря» следит за обществом СЭВ «Всегда плюс» с 2020 года. Тогда кооператив прекратил перечислять пайщикам выплаты, а затем отказался возвращать деньги. На председателя правления «Всегда плюс» возбудили уголовное дело за по статье 174.1. «Легализация (отмывание) денежных средств или иного имущества, приобретённых лицом в результате совершения им преступления» (речь идёт о легализации денег в особо крупном размере, за что грозит до семи лет тюрьмы — прим. Ф.) и по статье 159-й «Мошенничество» (тоже в особо крупном размере, наказание — до десяти лет лишения свободы — прим. Ф.). Мы побывали на суде над главой общества и делимся подробностями этого дела.
Ранее в редакцию обращалась белгородка Нина Белеванцева, которая тоже вступила в кооператив СЭВ «Всегда плюс» в 2014 году. Женщина полгода получала от общества социально-экономической взаимопомощи выплаты, на которые покупала лекарства и платила за квартиру. В 2020 году ей и другим вкладчикам перестали приходить проценты, поэтому они решили расторгнуть договор и вывести свои деньги назад, однако им не удалось это сделать. Оказалось, за семь лет как минимум 310 пайщиков лишились 294 миллионов рублей. В 2021 году директор СЭВ «Всегда плюс» Виолетта Зубова обещала погасить все задолженности перед пайщиками и восстановить работу СЭВ, но на данный момент не все вкладчики получили деньги обратно.
Что было в суде?
1 августа прошло одно из судебных заседаний по делу Виолетты Зубовой в Свердловском районном суде. До начала процесса нам удалось пообщаться с одной из потерпевших, которой компания задолжала денег. Всего поучаствовать в процессе в качестве слушателей пришло около 20 потерпевших. Валентину в организации, по её словам, привлекло название: «общество социально-экономической взаимопомощи». Однако она так же, как и остальные потерпевшие, потеряла свои деньги.
— Почему у нас такие законы, по которым они имеют право уходить от выплаты этих денег? Они просто банкротятся и уходят от долгов. Мы доверились им, мы заключили с ними договор, и, если я внесла свои деньги, значит, они работают, и мне должны что-то выплачивать. Мы-то думали, что всё застраховано, нам выдавали документы об этом. Но оказалось, что нет. Мы платили по 13 процентов налога и думали, что всё идёт в налоговую, но наши деньги не проходили ни по каким счетам. Это уже не СЭВ «Всегда плюс», а СЭВ «Всегда минус». Когда я принесла приставам решение по этому делу в 2020 году, они сказали, что «это преступники ещё с 90-х». Но если все знают, что они преступники, почему они раньше не понесли наказание, чтобы другим неповадно было? — высказалась пенсионерка.
Как сообщил судья на процессе, на прошлое заседание Виолетта Зубова не явилась якобы из-за высокого давления — гипертонической болезни сердца, осложнённой сердечной недостаточностью. По словам Зубовой, она обращалась в городскую больницу № 2, однако никаких документов, подтверждающих её слова, она не предоставила, кроме справки о вызове скорой.
— Написано, что это не является справкой и освобождением от работы и учёбы. С тремя восклицательными знаками. Я вижу только то, что вы вызвали скорую. Это просто слова. Я такие скорые могу себе с утра до вечера вызывать. У вас подписка о невыезде и надлежащем поведении. Вы должны являться в суд в качестве подсудимой, это ваша работа. Если вы не лежите в больнице, значит вы прогуливаете, — объяснил свои претензии судья Свердловского районного суда.
Он добавил, что если Виолетта Зубарева продолжит пропускать судебные заседание, ей изменят меру пресечения и отправят в СИЗО.
После этого на заседание вызвали свидетеля Сергея Прищепу, который также был одним из членов правления СЭВ «Всегда плюс». Ранее во время допроса он сообщил суду, что в 2017 году перевёл около 100 миллионов рублей с расчётного счёта СЭВ «Всегда плюс» на вексель, который позже отдал другой компании. Один из потерпевших ходатайствовал об аресте векселя, изъятия его оригинала и обеспечении его исполнения, то есть, передачи денег потерпевшим пайщикам СЭВ «Всегда плюс».
Свидетель Прищепа заявил, что готов переписать вексель на СЭВ «Всегда плюс» и вернуть деньги пайщикам. При этом, как выяснил один из потерпевших Вячеслав Павлович, речь идёт не о 100 миллионах рублей, а 2,2 миллиарда рублей. По документам, эти деньги должна выплатить некая компания ЗАО «Кетон». Свидетель путался в показаниях и так и не смог точно сказать, какой именно компании пайщики должны предъявить этот вексель, чтобы получить деньги.
— СЭВ «Всегда плюс» должна предъявить этот вексель компании «Инкатера», чтобы получить эти деньги, — заявил в суде Прищепа.
— Так «Инкатере» или ЗАО «Кетон»? — спросил один из потерпевших.
— «Инкатере», — ответил Прищепа.
— Не «Кетону»? — уточнил потерпевший.
— Нет. Тому, кто выписал вексель, — снова заявил Прищепа.
— Так вексель выписал «Кетон», — удивился потерпевший.
— Вот он должен это всё и оплатить, — сообщил свидетель.
— Так написано, что деньги перечислены «Инкатере». Как вы это объясните? — спросил потерпевший.
— Вексель оплачивает тот, кто выписал его, — повторил Прищепа.
При этом сейчас Сергей Прищепа не может вернуть вексель, потому что передал его бывшему юристу компании СЭВ «Всегда плюс» Шестакову, который сейчас якобы хранится у него. На вопрос судьи, почему вексель хранится именно там, он ответил, что «передал его юристу, чтобы пайщики были спокойны, что у них есть деньги». При этом на вопрос о возвращении векселя он затруднился ответить.
На суде выступила ещё одна слушательница Людмила Горлова, которая представляла свою мать, вложившую деньги в СЭВ «Всегда плюс». Он задала вопрос свидетелю Прищепе, почему её мать не получила обещанные деньги.
— Я представляю пайщика вашего общества. Моя мама Горлова София отнесла деньги, заработанные непосильным трудом, вашей компании в феврале 2020 года. Почему вы до сих пор не выплатили ей деньги, проценты не вернули? Вы председатель общества, объясните мне эту ситуацию.
— Случился форс-мажор, мы не можем ... — попытался объясниться Прищепа.
— Какой форс-мажор? — спросила Людмила Горлова.
— В 2020 году была пандемия, мы не работали, у нас всё было закрыто с января месяца и по апрель. — продолжил Прищепа.
— Чем подтверждается форс-мажор? — снова уточнил Людмила.
— Тем, что была пандемия, — заключил Прищепа.
Добавим, что в редакцию «Фонаря» с жалобами на компанию СЭВ «Всегда плюс» обращались ещё до пандемии, в ноябре 2020 года. Людмила Горлова обратила внимание свидетеля на это, однако он заявил, что до пандемии коронавируса все пайщики исправно получали деньги.
— До марта месяца мы всем всё выплачивали. Не было такого, чтобы мы кому-то что-то не выплатили, — заявил Прищепа.
Слушатели не согласились со словами свидетеля. Виолетта Зубова добавила, что они не смогли вернуть пайщикам их деньги и проценты из-за прошедших в компании обысков.
— У нас в Москве прошли обыски, здесь прошли обыски. Что могли изъять, всё изъяли, — добавил свидетель.
Однако судья прервал Прищепу и уточнил, что у компании не изымались деньги, поэтому Прищепа должен ответить, где деньги пайщиков.
— По делу установлено, что у потерпевших ущерб больше 280 миллионов. Где эти деньги? — спросил судья.
— Они все вложены в фирмы, — заявил Прищепа.
— Сколько вложено в фирмы, и в какие фирмы?
— Я не могу сказать, сколько вложено, это надо посчитать, — стушевался Прищепа.
...
— Я правильно понимаю, что вы эти суммы вложили в свои фирмы? Раздали, подарили... — начал перечислять судья.
— Заняли, — уточнил Прищепа.
— Каким конкретно фирмам заняли? Дело идёт уже три года, это всё-таки немалые деньги. За это время уже можно было определиться, где эти деньги, и кому вы их заняли, — обратился судья к Прищепе.
Прищепа заявил, что, чтобы ответить на этот вопрос, нужно сделать финансовый анализ СЭВ «Всегда плюс». По его словам, в компании до сих пор даже не знают, сколько денег они должны пайщикам.
Дальше в суде выступили ещё несколько потерпевших, а позже судья вместе со стороной обвинения исследовали показания участника правления компании СЭВ «Всегда плюс». Спустя несколько часов заседание отложили. Потерпевшие ходатайствовали о приглашении на следующее следователя Марию Подопригорову, которая допрашивала Прищепу, а также бывшего юриста компании, у которого находится вексель, принадлежащий пайщикам.
После заседания нам также удалось взять комментарий о судебном процессе у самой Виолетты Зубовой, которую обвиняют в мошенничестве в крупном размере и отмывании денежных средств.
— Сейчас опрашивают свидетелей. Дело было возбуждено вообще... Никого до конца не опросили, ничего не сделали. Товарищ Шестаков (бывший юрист компании — прим.Ф.) в этот момент взял, обзвонил все правоохранительный органы и устроил непонятно что. По итогу закрыли СЭВ и сделали меня виноватой, — заявила Виолетта Зубова.