Мы знаем имена живописцев, изображавших Москву, Петербург, города зарубежных стран и их окрестности. А как насчёт тех, кто на своих полотнах запечатлел Белгород? Сегодня мы вспомним живописца, создавшего картины с пейзажами, знакомыми каждому белгородцу.
Всё
началось в Лифляндии
Героя нашей статьи зовут Юлий Иванович Феддерс. Родился он в 1838 году в селе Кокенгаузен Лифляндской губернии Российской империи (ныне территория Латвии — прим. Ф.). Изначально живопись как предмет изучения в вузе Феддерс не рассматривал и собирался стать медиком. Но в 18 лет он поступил в Императорскую академию художеств в Санкт-Петербурге (вероятно, под впечатлением от посещения Северной Пальмиры — прим. Ф.) .
В Академии
Феддерс проучился шесть лет, попутно
познакомившись с художниками, чьи имена
вскоре станут известны по всей стране: например, с Иваном Шишкиным. Успехи
молодого художника отмечала сама
императрица Мария Александровна.
После известия о смерти отца молодой художник вернулся в Латвию, где какое-то время преподавал рисование и поправлял своё финансовое положение. При этом Феддерс продолжал писать картины и в 1874 году даже был удостоен звания художника первой степени Императорской академии художеств, а также стал членом Британской королевской академии художеств.
Переезд в Белгород
Переместимся в уездный город Белгород конца XIX века. Здесь в 1876 году по указу Министерства народного просвещения открыли Учительский институт (сейчас НИУ «БелГУ» — прим. Ф.). В новое учебное заведение требовались преподаватели самых разных дисциплин, в том числе и живописи. Для этой цели в штат института и пригласили Феддерса.
Как и любой другой художник, Феддерс не ограничивался созданием живописи лишь в стенах института. Он часто выбирался на пленэры (создание картин не в мастерской, а на природе — прим. Ф.) и изображал на полотнах виды Белгорода и его окрестностей. Популярным сюжетом в его творчестве стала Белая Гора — визитная карточка Белогорья. Благодаря сериям картин с белгородскими мотивами в 1880 году художник был избран академиком исторической живописи совета Академии Художеств.
Как Феддерс стал узнаваем
Выставки в Лондоне,
Берлине, Париже, Чикаго, Петербурге и в
других городах Российской ииперии
прибавили Феддерсу престижа, узнаваемости
и материальных благ. Художник путешествовал
по всей стране: был на Кавказе, в Харькове и Малороссии. Из поездок он привозил множество
этюдов и зарисовок, некоторые из них
впоследствии превращались в полноценные
картины.
В 1886 году художник
перебрался в Санкт-Петербург, прожив
до этого в Белгороде десять лет. В столице
Феддерс рассчитывал устроиться
преподавателем Академии художеств, но
в учреждении не оказалось вакансий, и он занял должность преподавателя рисования и черчения в коммерческом училище. Но в конце XIX века, уже
пожилой живописец вместе с семьёй
вернулся в Белгород, потому что у его детей появились проблемы со здоровьем.
Каждое лето после возвращения в Белгород живописец уезжал отдыхать на дачи в Святые Горы (ныне северная часть ДНР — прим. Ф.), а также в Крым, где продолжал писать с натуры.
Всматриваясь в полотна художника-реалиста, жители Белгорода без труда узнают родные места: меловые холмы, просторные поля, церкви и монастыри в лесу. В своих картинах живописец точно передал красоту белгородской природы.
Умер художник в 1909 году в Нежине, где и был похоронен. Его друг, земский врач Полиевкт Костенко, также живший в Белгороде, в некрологе петербургского журнала «Нива» отметил, что в жизни Феддерс был скромен и не любил похвал.
Большинство произведений художника хранится в музеях Латвии, и лишь немногие из них остались в Российских музеях и галереях. Некоторые картины куплены частными коллекционерами. Кстати, живописные полотна Феддерса сейчас можно встретить на онлайн-аукционах, продаются они за небольшие по меркам рынка искусства цены.