В августе 2019 года предприниматель из Ракитянского района Иван Л* подписал с администрацией муниципалитета договор аренды на участок в селе Солдатском — на побережье водохранилища, которое относится к заповедникам и заказникам. Бизнесмен обещал обустроить рекреационную зону для туризма и отдыха местных жителей. Вместо этого, по словам обратившегося в редакцию ракитянца Дмитрия (имя изменено по просьбе героя — прим. Ф.), Иван начал строить коммерческую баню и жилой дом для перепродажи. Он срубил в заповеднике 24 дерева и преградил доступ к водоёму двухметровым забором.
— Чтобы якобы привести в порядок участок, он [Иван] начал выпиливать деревья канадского клёна, которым по 70 лет — их ещё пленные немцы сажали после войны, когда возводили плотину и строили это водохранилище. Кроме того, эти деревья ещё несут функцию гидротехнического сооружения. Они посажены для того, чтобы не размывался берег, который укрепляется их корнями. Иван устроил там помойку, навозил строительного мусора, уничтожил деревья и кустарники, захламил ветками.
С чего всё началось? Предприниматель перестал пускать жителей купаться в этом месте. Поставил шлагбаум, запретил въезд. Он говорит: «Это моя земля! Вам здесь не место!». А в этом месте люди купались и отдыхали семьями с детьми десятки лет, ловили рыбу, загорали. Жители начали жаловаться, писать коллективные письма в администрацию. Власти отреагировали. Направили туда полицию, прокуратуру. По результатам проведения проверок Иван дважды привлекался к административной ответственности, на него налагались штрафы за нарушение экологического законодательства. Когда он срубил деревья, он мотивировал тем, что это была якобы санитарная вырубка: деревья были больными. По факту они пошли ему же на дрова для бани. Но юридически он не уполномочен это решать, это территория федерального заказника — он там не имеет права даже травинку, палочку срезать и букашку раздавить, — объясняет Дмитрий.
Белгородец отметил, что правоохранительные органы возбудили уголовное дело, но не нашли виновника, поэтому приостановили расследование. При этом Л* обратился с иском в Арбитражный суд Белгородской области и потребовал от администрации района возместить ему 8 миллионов рублей за понесённые убытки и упущенную выгоду. Чтобы доказать понесённые расходы, Иван предоставил в суд заключённый с одним из предприятий договор на вырубку деревьев на этом участке — на 500 тысяч рублей.
— В связи с тем, что у этого предпринимателя племянник работал начальником участковых, которые непосредственно занимались расследованием, уголовное дело возбудили по факту, а не в отношении Л*. Мотивировали такое решение тем, что лицо, которое порубило деревья, не установлено.
Но при этом данный гражданин принёс в суд в качестве подтверждения понесённых расходов договор на покос травы и порубку тех самых деревьев, а также акты выполненных работ о том, что им было оплачено 500 тысяч рублей за порубку 24 деревьев канадского клёна. Эту информацию передали в органы дознания — дознавателю К*, которая занималась расследованием преступления. Но она просто взяла и приостановила уголовное дело в связи с тем, что невозможно найти человека, который порубил деревья.
Участок этот предприниматель сформировал самостоятельно с помощью кадастрового инженера —таким способом, что его часть состояла из поверхности самого водоёма, — раскрыл детали Дмитрий.
Администрация Ракитянского района выиграла суд. Предпринимателю полностью отказали в иске, при этом судья удовлетворил встречный иск администрации и признал договор аренды ничтожным. С Ивана взыскали почти 260 тысяч рублей, а также обязали его за месяц привести участок в первоначальное состояние. Пока, по словам Дмитрия, территория всё ещё завалена строительным мусором.
— Примечательно, что по этому делу судом была назначена экспертиза, которая установила и размер ущерба для квалификации преступления, и вывод о недопустимости какого-либо строительства на данном участке. Об этой экспертизе также было сообщено полиции.
Л* с полного бездействия полиции порубил деревья в особо охраняемой территории — в заповеднике. В суд приносит бумаги о том, что это он порубил, а полиция, зная о том, что порубил он, ничего не делает. Пишем жалобы, полиция ни на что не реагирует. Полагаем, что дело вот ещё в чём: одним из представителей-юристов Л* был Александр Б*, которому предположительно и должен был после всех этих манипуляций отойти участок. Жители предположили, что он, как сын одного из бывших сотрудников Арбитражного суда Белгородской области, якобы мог затягивать суд и препятствовать рассмотрению дела. Из-за этого даже обращались с письмом на имя председателя суда. Важный момент, что этот человек является ещё и соучредителем нескольких фирм с украинскими участниками, — добавил обратившийся в редакцию мужчина.
По словам Дмитрия, ранее предприниматель уже построил таким образом два дома. Сейчас один из них продаётся на «Авито».
— Он берёт на побережье эти участки, потом там что-то строит. Когда создают постройку, он по ней признаёт право собственности на землю. Он уже два жилых дома так построил. Этот участок в полтора гектара он хотел приспособить таким же способом: сначала построить там банный комплекс, потом участок перевести из особо охраняемых земель в индивидуальное жилищное строительство, потом его перепродать.
В настоящее время всё это происходит на территории, на которой следить за правопорядком назначен участковый Ж*, но он, видимо, через забор, установленный Л* на берегу общедоступного водоёма, ничего не видит или не хочет ничего делать.
Примечательно, что Л* и Б* постоянно пишут необоснованные и надуманные жалобы на администрацию и её сотрудников, выступают борцами за экологию и правопорядок в Ракитянском районе, пытаясь этими инсинуациями отвлечь внимание от своих махинаций. Эти «борцы за справедливость», живущие большую часть времени в Сочи и имеющие там недвижимость, упорно хотят избежать ответственности и уголовной, и материальной любыми способами и средствами, — возмущён Дмитрий.
Дмитрий радостно добавил, что апелляция оставила в силе решение Арбитражного суда и отказала Л* в удовлетворении его апелляционной жалобы. Мужчина ждёт, когда Иван высадит вырубленные деревья.
Почему прекратили уголовное дело?
«Фонарь» направил в областное УМВД запрос, чтобы разобраться, почему уголовное дело было прекращено. В правоохранительных органах пояснили, что 2 апреля 2022 года полицейские возбудили уголовное дело по факту незаконной вырубки деревьев. Но 22 марта 2023 года уголовное дело прекратили из-за истечения сроков давности.
— В ходе расследования уголовного дела установлено, что 9 августа 2019 года между местным жителем и администрацией Ракитянского района был заключён договор аренды земельного участка сроком на 10 лет. Согласно договору, арендатор имеет право использовать участок с целью и условиями его предоставления. Арендатором был предоставлен бизнес-план, согласно которому на данном участке планировалась пляжная зона со спортивными площадками, беседками для отдыха, детской площадкой и банным комплексом в селе Солдатском Ракитянского района, что предполагало подготовку данного земельного участка для целевого использования, предусмотренного бизнес-планом, — отметили в УМВД.
Уголовное дело возбудили из-за вырубки ивы и ольхи, а не клёна. Эксперты оценили, что сумма ущерба составила около 39 тысяч рублей.
— В материалах уголовного дела имеются сведения о том, что подрядчиком по заказу арендатора в феврале 2021 года действительно были выполнены работы по выпилке клена на сумму 500 тысяч рублей, а также иные работы по уборке территории, что само по себе не является предметом преступления. Уголовное дело было возбуждено по факту незаконного спила деревьев ольхи и ивы, в связи с чем в ходе расследования уголовного дела была произведена оценка ущерба, причинённого спилом указанных деревьев. Согласно расчёту, предоставленному Министерством природопользования Белгородской области, ущерб составил 39 102 рублей, — дополнила пресс-служба УМВД по области.
Или может дело не прекратили?
— В настоящее время расследование по уголовному делу не завершено. Лицо, подлежащее привлечению к уголовной ответственности, не установлено. Органом следствия производятся необходимые следственные и иные процессуальные действия, направленные на установление обстоятельств совершённого преступления, — заявила пресс-служба областной прокуратуры.
При этом в прокуратуре не стали отвечать на вопрос, направлял ли в правоохранительные органы предприниматель Иван Л* документы, в которых зафиксировано, что предприниматель для вырубки клёнов на участке у водохранилища нанимал подрядчика, то есть, участник вырубки деревьев зафиксирован в договоре подряда между бизнесменом и одной из компании.