Ситуация с очистными сооружениями в Таврово в публичное поле вышла ещё в апреле, когда жители пожаловались на то, что новая постройка расположится на расстоянии 35 метров от ближайшего дома. Белгородцы выразили опасения за экологию района, где они живут, хотя понимали, что старым очистным уже много лет. После этого в мае люди из инициативной группе встретились с губернатором Белгородской области Вячеславом Гладковым. Он пообещал белгородцам остановить стройку и выслушать их жалобы и сомнения.
— Знаю о проблеме, был у вас, посмотрел, где находятся очистные. Старые находятся практически рядом с новыми, они в критическом состоянии. Строить новые очистные нужно. Согласен с вами, что ничего хорошего строительство у жителей, особенно двух ближайших домов, не вызывает. Дайте нам немножко времени, чтобы мы ещё раз внимательно посмотрели проект, предложили другие возможные решения, потому что позиция от некоторых жителей: «Уберите куда-нибудь, постройте у других домов» — это не позиция. Водоотведение должно быть. Это вопрос, который связан с безопасностью проживания, — обозначал свою позицию губернатор во время прямого эфира.
Стройку остановили, однако, по словам члена инициативной группы Ивана Г***, встреча с властями якобы была только одна — в мае, после чего до 1 августа администрация игнорировала проблему (при этом как минимум один выезд на место, где установлены современные очистные сооружения власти точно организовывали — прим. Ф.).
— Губернатор неоднократно публично объявлял, что стройки не будет на ранее запланированном месте, создал рабочую группу с участием инициативной группы села для выбора нового места строительства. Встреча была всего одна — в мае с самим губернатором, который ещё раз сказал, что стройки не будет. Обещал через две недели вновь встретиться, но с середины мая больше ни одной встречи не было. Я один из самых активных участников инициативной группы, мой номер знают все, в том числе глава села и [сотрудники] министерства ЖКХ области. Никто никому не звонил, встречи не проводил, а сегодня глава района Перцев объявил в сети «ВКонтакте» за сутки о сходе граждан в 18:00 часов, — возмущается Иван.
На новом сходе, назначенном на 1 августа, жители на голосовании должны были решить, строить очистные сооружения вблизи домов в Таврово или нет. Пришедшие белгородцы решили, что чиновники якобы намеренно назначили сход на 18:00, когда часть жителей ещё работала и не успела бы приехать. Возможно, первоначально организаторы были настроены на закрытое голосование с регистрацией участников, у кого была прописка в Таврово. Позже всё-таки решили расширить этот список и допустили в зал также и тех, кто не прописан в Таврово, но имеет там жильё. Фактически таким образом высказаться и проголосовать дали всем желающим, имеющим непосредственное отношение к Таврово.
«Мы делаем очистные не для того, чтобы деньги освоить»
Открыл сход людей губернатор Вячеслав Гладков. Он поделился, что в прошлый раз главная проблема была в том, что чиновники не смогли донести до жителей информацию о проекте обновления очистных в полном объёме.
— Когда у меня была поездка в Борисовский район, подошёл молодой человек, начал ругаться плохими словами: «Вы нас предали, обманули». Я понял, что нужно приехать и сказать всё, чтобы не быть непонятым.
В течение, по-моему, трёх месяцев продолжается работа по поиску нового места, где разместить очистные. Федеральные и региональные деньги — это большие деньги. [Есть ещё] сроки строительства. Мы делаем [очистные] не для того, чтобы деньги освоить. Мы выполняем работу для того, чтобы вам стало немного лучше. В течение нескольких месяцев большая группа специалистов занималась изучением проблемы. Вам [сегодня] расскажут, что это за проект. В этом и была [раньше] главная ошибка: информации ни у кого не было. Мы брали представителей Никольского, ездили по очистным сооружениям. Я прекрасно знаю, какие там условия, потому что есть старые очистные, а есть новые. Это абсолютно разные истории. Одно дело говорить, другое посмотреть [как работают новые очистные], — объясняет губернатор.
Вячеслав Гладков сразу же дал понять, что на дальнее расстояние от Таврово очистные сооружения нельзя перенести, — эти траты не закладывали в бюджет проекта.
— Я остановил стройку. Правильно или нет, — покажет время. Но мы должны с вами чётко понимать, что решение за вами. Если строим, то где? Потому что вытащить на 30, 40, 50 километров и увеличить в 50 раз стоимость физически невозможно. Надеюсь, вы это понимаете. Почему? Потому что есть определённая стоимость и увеличить её в несколько раз физически невозможно с учётом текущего положения бюджета. Если будут приняты решения, что строить не будем, значит, не будем. Когда вернёмся к строительству очистных сооружений в Таврово — не знаю. Как вы скажете, такое решение и примем.
Моя задача — улучшить, а не ухудшить условия. Если б я этого не хотел, я бы не ходил сам, не смотрел, не приезжал к вам сейчас. Вы спокойно подумайте, послушайте, принимайте решение, — попросил участников слушаний Гладков.
«У нас будет вулкан, взрыв этого д***ма нам на головы»
После того, как Гладков ушёл, тавровцы проголосовали за председателя собрания из числа местных жителей, а не за министра ЖКХ, чья кандидатура также была выдвинута. Победивший Иван Герасимов устроил не всех. Часть людей с криками «Мы тебя не выбирали!», «Здесь альтернативное мнение не выслушивают!», «Легитимности нет!» встала и вышла из зала. По словам нескольких жителей Таврово, это якобы были работники бюджетной сферы.
Все оставшиеся в зале начали выступать.
— Сейчас от решения нашего схода зависит судьба и нас, и наших детей, и наших внуков. Если нам воткнут эти очистные, чем бы они ни мотивировали, дышать этой заразой будем все, — уверял собравшихся пожилой мужчина.
Другая белгородка, Людмила Панова, которая живёт в Таврово уже 40 лет, наоборот, поддержала строительство очистных сооружений.
— Долгое время мы, рабочие, вместе жили, вместе убирались, очищали село, вместе решали, где нам улицы делать, где улучшать тротуары. Это было по сей день, время идёт. Мы очень обрадовались, когда село у нас разрослось, мы ко всем доброжелательны. Я с самого первого дня влюбилась в село, потому что такой чистоты и порядка не было нигде. Мы жили одной семьёй. Прошло время. Естественно, всё меняется. Естественно, эта канализация уже не выносит всё: запах идёт по Центральному Таврово, дышать нечем, мы с детьми с площадок уходим. Это однозначно нужно менять. Мы дождёмся того, что у нас будет вулкан, взрыв этого д***ма (грубое наименование фекалий — прим. Ф.) нам на головы, — начинает доносить своё мнение Людмила.
— А что ж вы ничего не делали? — перебил её мужчина из зала.
— Сделали проект замечательный… — ответила ему Панова.
— Для кого он замечательный? — недоумённо задала вопрос другая женщина.
— Зря мы её позвали, — недовольна ещё одна тавровчанка.
— … Старые очистные нам надо убирать! — продолжила Людмила.
— И новые отсюда тоже убирать надо! — вновь перебили её.
— Эта женщина явно из администрации, — предположил ещё один участник встречи.
— Дайте мне договорить! Дело в том, что очистные нам необходимы. Надо быть дебилом, чтобы не понимать [этого]. Я хочу сказать, что проект был согласован с экологами, геодезистами. [Новые очистные сооружения] покажут вам сегодня, если вы дождётесь: всё в закрытом куполе, ил будет вывозиться, запаха не будет абсолютно никакого, такие системы уже везде есть, — перешла на громкий крик женщина, после чего председатель передал слово другой местной жительнице.
Оксана Шугайло поддержала, что новые очистные сооружения нужны, но их место, по её словам, выбрали неудачно.
— Нужно постараться построить [очистные] там, где будет удобно всем. Когда одни страдают, а другим хорошо, — это неправильно. Давайте найдём альтернативное решение. Мы не говорим о том, чтобы выйти за 100, 50 или десять километров [от домов]. Есть, я думаю, варианты и поближе. Я понимаю, что уже составили проект, всё готово и подтверждено, но давайте будем оставаться людьми. Мы тоже жители Таврово. Мы тоже жили, мы тоже дышали. Нам было хорошо, а сейчас хотят около наших домов построить очистные сооружения. Вдумайтесь сами: сейчас идёт СВО. Пусть это будут идеальные очистные, которые работают без проблем и всяких заморочек, но после прилёта [снаряда] — что дальше? Авария? Катастрофа? Кому хорошо: Таврово-1, Таврово-5 или Таврово-6? Никому не хорошо. Я за то, чтобы вынести очистные сооружения подальше от жилых массивов, чтобы всем было удобно, — высказалась девушка.
Её позицию большая часть жителей Таврово поддержала аплодисментами.
Затем слово взял директор местной школы «Формула успеха» Владислав Боболович. Он поделился, что школа рассчитана на 1,1 тысячу человек, но в ней уже учатся 1 228 детей. Руководство планирует вывести в две смены учеников по 600 человек. В школе есть два бассейна, однако старые очистные не справляются. Боболович предложил жителям сначала выслушать экспертов, а потом принимать важное для Таврово решение.
— Я думаю, прежде чем принимать решение, вам нужны какие‑то факты. Их обычно представляют эксперты. Я прекрасно понимаю, что здесь есть люди, которые живут рядом — для них это проблема. Есть те, кто живёт далеко, — для них это не так актуально. Но действительность такова, что очистные нам нужны, — попытался убедить присутствующих на сходе директор школы.
— Если бы очистные сооружения для всего села строили на расстоянии 35 метров от здания школы, вас бы это напрягло или нет? — поинтересовался у него председатель схода.
— Я бы сначала узнал фактуру. Я понимаю, что когда рядом со мной что-то строится, я беспокоюсь. [В этой ситуации] я должен узнать всё. После того, как я сделаю это, если я пойму, что это причинит ущерб, я буду в первый рядах «против» [стройки], — заверил его Боболович.
«Это не эмоции, это жизнь»
Министр ЖКХ Алексей Ботвиньев постарался напомнить жителям, что сперва нужно спокойно обдумать вопрос, а потом принять решение. Дополнительно он решил усилить свою речь заявлением, что норма расстояния очистных сооружений до жилых домов всегда разная — вплоть до двух метров.
— Как принять взвешенное решение, если руководствоваться только одними эмоциями? — задал вроде бы риторический вопрос Ботвиньев.
— Это не эмоции, это жизнь! — ответила ему из зала жительница Таврово.
— Но чтобы принять взвешенное решение, необходимо услышать какие-то цифры, какие-то нормы. Председатель схода говорит всё время о 35 метрах, а кто-нибудь скажет, какая норма должна быть? Норма может быть и 200 метров, и 100 метров, и пять и два метра, — продолжил дискуссию министр.
— Постройте рядом домик и живите в пяти метрах! Не говорите такие вещи, не накаляйте обстановку! — разозлилась на его заявление одна из белгородок.
— Норма рассчитывается в течение определённого периода эксплуатации. Это могут подтвердить эксперты. Вас вводят в заблуждение, когда говорят, что норма — 200 метров. Это далеко не так, — настаивал на своём министр ЖКХ.
По словам Ботвиньева, инициативную группу местных жителей раньше вывозили на современные очистные сооружения в Ивню и на большой новый комплекс в Строителе — такие же очистные сооружения только с дополнительным куполом хотели построить и в Таврово. Министр заявил, что там нет запаха и шума, однако участница инициативной группы не согласилась с ним и обратилась к директору «БелОблВодоканала» Александру Николаеву.
— Я подтверждаю, что в Строителе не было запаха и звуков в тот момент, когда мы туда ездили с экскурсией. А потом я с супругом туда приезжала самостоятельно — был звук и шёл запах. Как вы объясните, что без вас там всё это было, а когда мы приезжали вместе — всё прекратилось? — поинтересовалась участница инициативной группы.
— Чего же вы не позвали меня? Сказали бы: «Приезжайте! Здесь у вас звук и запах!» — посоветовал ей Николаев.
После этого директор облводоканала рассказал, что за первое полугодие 2023 года потребление воды в Таврово в четыре–пять раз превысило объём стоков, которые вывозит транспорт. В итоге стоки дренируют в землю, поэтому поселению нужна централизованная канализация. Ещё он вспомнил про вопрос о возможном «прилёте». На этот случай у очистных сооружений есть аварийный сброс.
Жительница Таврово Ольга Герасимова поинтересовалась, что будет со скважинами питьевой воды, если произойдёт сброс.
— За очистными — скважины питьевой воды. Если произойдёт аварийный сброс, это говно, извините, фекалии потекут в наши скважины. Что будем делать с населением? — спросила девушка.
Чиновники ответили, что тогда скважину перебурят и перенесут в другое место. По словам Николаева и экологов, ближайшие скважины от границы очистных сооружений находятся на расстоянии от 60 до 300 метров.
— «Водоканал» является эксплуатирующей организацией: где построят, там мы и будем эксплуатировать. Если строить в другом месте, это же будет удорожание колоссальное, — добавил Николаев.
«Вы доверяете?»
Спустя время директор «Белоблводоканал» Александр Николаев решил прервать начавшийся спор и обратился к жителям Таврово.
— Вы доверяете Роспотребнадзору? — спросил Николаев.
— Нет! — дружно ответил зал.
— Вы не доверяете государственной организации?
— Не доверяем!
— Вы доверяете госэкспертизе?
— Нет!
— Вы доверяете Путину? — решил найти безоговорочный аргумент директор водоканала.
Этот вопрос заставил жителей засомневаться в ответе.
Далее пришедшие на сход попросили чиновников предоставить им проект. Алексей Ботвиньев объяснил, что его будут делать только после того, как выберут место для стройки. Сейчас власти могут тавровцам показать примеры аналогичных сооружений.
— Зачем нам кот в мешке? Нам нужен конкретный проект! — потребовала от чиновника участница голосования.
Ещё жители возмутились, что грунт для выравнивания на площадке взяли из оврага около кладбища, которое теперь якобы со временем может начать сползать в овраг. Как-то оперативно отреагировать на это заявление власти не смогли.
Помимо уже упомянутых ораторов, на сцене попытался выступить бывший мэр Белгорода, заслуженный работник ЖКХ России Георгий Голиков, но жители не стали его слушать и сразу попросили начать голосование. Подавляющее количество тавровцев проголосовали за запрет строительства любых очистных на расстоянии ближе 200 метров от границ участков для ИЖС или ведения личного подсобного хозяйства.
Глава администрации Белгородского района Владимир Перцев попросил их конкретнее сформулировать вопрос для голосования.
— Я очень благодарен за вашу активность, только нужно конкретно формулировать вопрос, а не просто так словами раскидываться. Вы сегодня приняли решение: нам можно построить очистные, но не ближе 200 метров до первого дома. Вы проголосовали за это. Когда мы будем предлагать вам место в следующий раз, эти 200 метров будут до границы участка.
Давайте так, как голосовали. Потому что у нас так начнётся бардак. Мы найдём другое место, подключим людей, заплатим деньги, покажем это место дальше 200 метров до ближайшего участка. Люди, которые живут рядом, скажут: «Зачем нам эти очистные?». Поэтому я прошу зафиксировать чётко ваше решение: 200 метров. Мы будем продолжать работу, мы не отказываемся. Я доложу губернатору, что люди согласились строить очистные в любом месте не ближе 200 метров от их домов. Теперь, дорогие жители, у кого в огородах за 200 метров очистные — тогда мы уже не обсуждаем. Как вы голосовали, так оно и есть. Зарегистрируйте под камеры, пусть ещё раз зададут вопрос, и вы проголосуете, чтоб в следующий раз мы сход не проводили, — прокомментировал итоги голосования Владимир Перцев.
Стройку остановили. На сходе тавровцы решили, что на отвоёванном месте можно сделать парковую зону или установить спортивную или детскую площадки.
На следующий день, 2 августа, на личный приём к губернатора Вячеслава Гладкова пришла жительница Таврово, которая осталась не довольна итогами голосования.
— Расстроил вопрос, с которым пришла женщина, которая вчера была на сходе в Таврово. Сказала: «Вячеслав Владимирович, что же делать? Мы за строительство очистных сооружений, мы не согласны с этим [итогом голосования]». Вопрос, конечно, удивительный для меня, потому что был объявлен сход, такие вещи как раз обсуждаются на сходе, когда собираются жители, которым интересно, которым важны эти решения — они проводят в соответствии с регламентом голосование. Самое страшное — это когда люди занимают пассивную позицию. После драки, как известно, кулаками не машут, поэтому решения принимаются в соответствии с действующим законодательством и с активностью жителей, которые имеют право принимать решения, — высказался Гладков.
Тем же утром губернатор дал свою оценку прошедшим общественным слушаниям. Следующий сход жителей запланировали на октябрь.
— Жители варианты не приняли, поэтому мнение жителей для нас является определяющим: стройку остановили, в этом месяце строительства не будет. Что будет дальше: проблема с очистными в Таврово никуда не исчезла, она очень остро стоит. Проблема в том, что вокруг села очень плотная жилищная застройка, и найти место под новые очистные сооружения очень проблематично. Будем проходить процесс заново. Процесс долгий: выбор земельного участка, перевод земли из одной категории в другую, выполнение проектных работ, экологическая экспертиза, общественные слушания. Поэтому следующая встреча будет с предложениями, которые будут выносить на рассмотрение жителей, проведём по новым площадкам, проведём в первой декаде октября 2023 года. А в 2024 году как раз выполнение тех процедур, о которых я рассказал. Максимально будут прозрачны действия властей всех уровней для того, чтобы переживаний у жителей не было совсем, — заверил Вячеслав Гладков.
Редакция «Фонаря» публикует итоговый протокол схода граждан Тавровского сельского поселения, который был составлен после завершения публичных слушаний по вопросу строительства очистных сооружений. Он доступен по ссылке.