После обстрелов Белгорода 30 декабря в регионе появился общественный совет по распределению помощи пострадавшим. Одна из «тёмных лошадок» среди имён руководителей различных НКО и фондов — Екатерина Жемердеева, которая в губернаторском списке была отмечена как блогер. Практически сразу выяснилось, что основная тема её публикаций — нумерология.
Не сразу, но нам в итоге удалось пообщаться с девушкой, чтобы выяснить, как она оказалась среди, как отметил губернатор Вячеслав Гладков, «самых активных людей, к которым жители Белгородской области и все неравнодушные жители со всех уголков России могут обращаться».
Мы выяснили, что путь Екатерины в волонтёрство начался с «истории», размещённой в её личном аккаунте в инстаграме*.
— Я обычный человек, просто небольшой для нашего города блогер. Занимаюсь нумерологией, консультирую. Всегда старалась помогать [другим] людям, но сама не открывала сборы. Но когда произошла ситуация в Шебекине (с конца мая 2023 года обстрелы города усилились, только за 1 июня Шебекинский округ обстреляли 850 раз — прим. Ф.) и открыли сбор помощи, я выставила у себя на странице информацию, что нужно помочь, и сама тоже перевела деньги. А здесь [после обстрела 30 декабря] в моменте пришла идея, как можно помочь людям, потому что то, что случилось 30 числа [это трагедия, коснувшаяся многих]... Если честно, я эти два года жила спокойно. У меня нет страхов или панических атак: я приняла эту реальность и жила. Были моменты, конечно, когда мне было страшно и обидно за людей. А после 30 декабря меня эта ситуация сильно задела, потому что погибла моя знакомая, — поделилась Екатерина.
Екатерина опубликовала в своём аккаунте «историю», что открывается сбор помощи белгородцам, а также написала уральскому блогеру, чтобы он поддержал сбор, и человек не отказал. Первое время была информация только по трём пострадавшим семьям. С них девушка и начала свою помощь. Для сбора она опубликовала в соцсетях реквизиты своей личной карты.
— Люди, которые живут в Белгороде, в Шебекине, в Ростове, Воронеже, Москве, — от них была прямо масштабная помощь. Они начали делать репосты, и 3 января стало понятно, что мы смогли собрать средств больше, чем официальные фонды. Информацию о пострадавших писали в личные сообщения, передавали знакомые и соседи. Я размещала отчёты о помощи. Стали поступать вопросы по восстановлению машин и другого имущества пострадавших, и я поняла, что мне нужна консультация. Поэтому я сама позвонила в приёмную губернатора и рассказала о ситуации. Со мною пообщалась министр общественных коммуникаций области Оксана Тарантова.
После этого девушку пригласили в общественный совет при правительстве. На встречах, которые проходят очно, общественники решают вопросы, как распределить собранные фондами деньги, чтобы эффективнее всего помочь пострадавшим. Здесь же аккумулируют информацию об организациях, готовых помочь белгородцам. На сегодняшний день члены совета собирались дважды.
— За всё это время Фонд поддержки военнослужащих привлёк 17 миллионов рублей. Жертвовали обычные люди, жертвовали организации. Спросили средний чек пожертвования — 340 рублей. Получается, что сумма в 300-400 рублей способна вытащить из кромешного ада многих и многих пострадавших... Поделилась с коллегами по совету новостями проекта «Гостевая реабилитация». 15 января первые 22 человека поедут в Калининград. Пробудут там до 19 января. У людей большие ожидания от неё. Всё-таки работа с психологом в Белгороде с перерывом на спрятаться в подвале, совсем не то, что работа с психологом в Калининграде, который будет рядом во все дни пребывания в городе, — написала девушка на своей странице об итогах второй встречи общественников.
Я поинтересовалась, какую роль блогер занимает в общественном совете, и Екатерина ответила, что она полезна, скорее, как источник информации. К ней в сообщения в социальных сетях стекаются истории белгородцев, обращаются простые люди, которые не могут выйти на уровень чиновников, и она старается озвучивать их проблемы.
— Они сами решили внести меня в список совета губернатора. Губернатор лично знал эту ситуацию, помогал сам тоже лично [пострадавшим ]. Поэтому, я думаю, что как-то доверились мне... Понимаете, это государственный уровень — людям не дотянуться, грубо говоря, до него. А я с людьми общаюсь напрямую: я знаю судьбы людей, кому что где когда нужно. Я — источник информации и помощи для жителей, — объяснила девушка.
Напомним, что помощь пострадавшим белгородцам также оказывают журналистка Ксения Собчак, поп-звёзды Филипп Киркоров и Лолита Милявская.
* — Meta, Facebook и Instagram признаны экстремистскими и запрещены в Российской Федерации. Мы обязаны это указывать по требованию российского законодательства.